Оптимизация взаимодействия пользователей и персонала с КС, минимизация ущерба от аварий и стихийных бедствий

1. Оптимизация взаимодействия пользователей и обслуживающего персонала с КС - Одно из основных направлений ЗИ в КС от непреднамеренных угроз. По сути дела она сводиться к сокращению числа ошибок пользователей и обслуживающего персонала, а также минимизация последствий этих ошибок.

Для достижения этих целей необходимы:

- научная организация труда;

- воспитание и обучение пользователей и персонала;

- анализ и совершенствование процессов взаимодействия человека с КС.

Научная организация труда (НОТ) предполагает:

= оборудование рабочих мест;

= оптимальный режим труда и отдыха;

= дружественный интерфейс (связь, диалог) человека с КС.

Рабочее место пользователя или специалиста из числа обслуживающего персонала должно быть оборудовано в соответствии с рекомендациями эргономики. Освещение рабочего места; температурно-влажностный режим; расположение табло, индикаторов, клавиш и тумблеров управления; размеры и цвет элементов оборудования, помещения; положение пользователя (специалиста) относительно оборудования; использование защитных средств - все это должно обеспечивать максимальную производительность человека в течение рабочего дня. Одновременно сводится к минимуму утомляемость работника и отрицательное воздействие на его здоровье неблагоприятных факторов производственного процесса. Для людей, работающих с КС, основными неблагоприятными факторами являются: излучения мониторов, шумы электромеханических устройств, гиподинамия, и, как правило, высокие нагрузки на нервную систему. Вредные воздействия устройств постоянно уменьшаются за счет совершенствования самих устройств и в результате использования защитных экранов.

Последствия гиподинамии (малоподвижного, статического положения человека на рабочем месте) и высокие нагрузки на нервную систему компенсируются оптимальным режимом труда и отдыха, а также совершенствованием процесса общения человека с КС. Так при работе с ЭВМ медики рекомендуют 10-15 минутные перерывы через каждый час работы. Во время перерывов следует выполнять физические упражнения и упражнения на снятие психических нагрузок. Продолжительность работы с использованием монитора не должна превышать 6 часов за рабочий день. При сменной организации труда после 6 часов работы должен предоставляться отдых, продолжительность которого определяется длительностью смены.

Прогресс в области электронной вычислительной техники (ЭВТ) позволил значительно облегчить взаимодействие человека с ЭВМ. Если на заре ЭВТ с компьютером мог работать только человек с высшим специальным образованием, то теперь на ПЭВМ работают дети дошкольного возраста. Дальнейшее развитие интерфейса человека с КС идет в направлении совершенствования процессов ввода-вывода информации и управления вычислительным процессом. Речевой ввод информации, автоматический ввод-вывод видео- и аудиоинформации, работа с графикой, вывод информации на экраны и табло создают новые возможности для общения человека с КС. Важным для обеспечения безопасности информации является совершенствование диалога пользователя с КС. Наличие развитых систем меню, блокировок неправильных действий, механизма напоминаний, справочных систем, систем талонов существенно снимает нагрузку на нервную систему, сокращает число ошибок, повышает работоспособность человека и производительность системы в целом.

Воспитание и обучение пользователей корпоративных КС и персонала является одним из центральных вопросов обеспечения ИБ в КС от всех классов угроз (в том числе и от преднамеренных). В КС общего назначения работа с пользователями затруднена и сводится, главным образом, к контролю над их деятельностью.

У обслуживающего персонала и пользователей КС необходимо воспитывать такие качества как патриотизм (на уровне государства и на уровне корпорации), ответственность, аккуратность и др. Чувство патриотизма воспитывается у граждан страны за счет целенаправленной политики государства и реального положения дел в стране. Успешная политика государства внутри страны и на международной арене способствует воспитанию у граждан патриотизма, гордости за свое отечество. Не меньшее значение, особенно для негосударственных учреждений, имеет воспитание корпоративного патриотизма. В коллективе, где ценится трудолюбие, уважительное отношение друг к другу, поощряется аккуратность, инициатива и творчество, у работника практически не бывает внутренних мотивов нанесения вреда своему учреждению. Важной задачей руководства является также подбор и расстановка кадров с учетом их деловых и человеческих качеств. Большой положительный опыт воспитания корпоративного патриотизма накоплен в Японии, где очень удачно соединяются мировой опыт управления коллективами и национальные особенности японцев.

Наряду с воспитанием специалистов большое значение в деле обеспечения безопасности информации в КС имеет и обучение работников. Дальновидный руководитель не должен жалеть средств на обучение персонала. Обучение может быть организовано на различных уровнях. Прежде всего, руководство должно всемерно поощрять стремление работников к самостоятельному обучению. Важно обучать наиболее способных, трудолюбивых работников в учебных заведениях, возможно и за счет учреждения.

Анализ и совершенствование процессов взаимодействия человека с КС – важная задача оптимизации взаимодействия человека с КС, где применяются средства и методы ИБ. Анализ должен проводиться на всех жизненных этапах КС и направляться на выявление слабых звеньев. Слабые звенья заменяются или совершенствуются как в процессе разработки новых КС, так и в процессе модернизации существующих.

2. Минимизация ущерба от аварий и стихийных бедствий

Стихийные бедствия и аварии могут причинить огромный ущерб объектам КС. Предотвратить стихийные бедствия человек пока не в силах, но уменьшить последствия таких явлений во многих случаях удается.

Минимизация последствий аварий и стихийных бедствий для объектов КС может быть достигнута путем:

- правильного выбора места расположения объекта;

- учета возможных аварий и стихийных бедствий при разработке и эксплуатации КС;

- организации своевременного оповещения о возможных стихийных бедствиях;

- обучение персонала борьбе со стихийными бедствиями и авариями, методам ликвидации их последствий.

Объекты КС по возможности должны располагаться в тех районах, где не наблюдается таких стихийных бедствий как наводнения, землетрясения. Объекты необходимо размещать вдалеке от таких опасных объектов как нефтебазы и нефтеперерабатывающие заводы, склады горючих и взрывчатых веществ, плотин и т.д.

На практике далеко не всегда удается расположить объект вдалеке от опасных предприятий или районов с возможными стихийными бедствиями. Поэтому при разработке, создании и эксплуатации объектов КС необходимо предусмотреть специальные меры. В районах с возможными землетрясениями здания должны быть сейсмостойкими. В районах возможных затоплений основное оборудование целесообразно размещать на верхних этажах зданий. Все объекты должны снабжаться автоматическими системами тушения пожара. На объектах, для которых вероятность стихийных бедствий высока, необходимо осуществлять распределенное дублирование информации и предусмотреть возможность перераспределения функций объектов. На всех объектах должны предусматриваться меры на случай аварии в системах электропитания. Для объектов, работающих с ценной информацией, требуется иметь аварийные источники бесперебойного питания и подвод электроэнергии производить не менее чем от двух независимых линий электропередачи. Использование источников бесперебойного питания обеспечивает, по крайней мере, завершение вычислительного процесса и сохранение данных на внешних запоминающих устройствах. Для малых КС такие источники способны обеспечить работу в течение нескольких часов.

Потери информационных ресурсов могут быть существенно уменьшены, если обслуживающий персонал будет своевременно предупрежден о надвигающихся природных катаклизмах. В реальных условиях такая информация часто не успевает дойти до исполнителей. Поэтому персонал должен быть обучен действиям и условиях стихийных бедствий и аварий, а также уметь восстанавливать утраченную информацию.