Идентификация и аутентификация

Идентифицируемость

Предотвращение атак

Механизмы обеспечения доступности используются для восстановления систем после атак на отказ в обслуживании. Надежных и эффективных способов предотвращения атак DoS мало, но данная служба позволит уменьшить последствия атак и вернуть системы и аппаратуру в рабочее состояние.

Про службу идентификации часто забывают, когда речь идет о безопасности. Главная причина в том, что сама по себе эта служба не позволяет предотвратить атаки. Она должна работать совместно с другими службами, чтобы увеличивать их эффективность. Если рассматривать эту службу отдельно, то мы увидим, что она усложняет систему безопасности и повышает ее стоимость. Однако без работы службы идентификации и служба обеспечения целостности, и служба обеспечения конфиденциальности обречены на неудачу.

Идентификация и аутентификация выполняют следующие функции. Во-первых, устанавливают личность индивидуума, во-вторых, доказывают, что индивидуум является именно тем, за кого себя выдает. Аутентификация использует любую комбинацию трех вещей:

- то, что вы знаете (пароль или PIN-код);

- то, что вы имеете (смарт-карта или бейдж);

- то, чем вы являетесь (отпечаток пальца или снимок сетчатки глаза).

Можно выбрать один элемент из этого списка, но лучше использовать их комбинацию, например, пароль и смарт-карту. Это называется двухфакторной аутентификацией. Двухфакторная аутентификация гораздо сильнее, чем однофакторная, поскольку каждый фактор имеет свои слабые места. Например, пароль можно угадать, а смарт-карту украсть. Биометрическую аутентификацию тяжелее фальсифицировать, однако человека могут насильно заставить поместить руку в сканер.

В реальной жизни для аутентификации используется пропуск, предъявляемый охране. Это считается достаточным для того, чтобы служащий мог войти в здание. Для установления подлинности лиц, желающих попасть в секретные охраняемые помещения, используются сканеры геометрии руки. Опознавательный механизм напрямую связан с физическим наличием индивидуума.

В компьютерном мире физические опознавательные механизмы не работают. Здесь для аутентификации пользователя традиционно используется пароль. Подлинность связана с идентификатором пользователя, который назначается администратором системы. Считается, что у администратора есть определенное доказательство, что лицо, получающее идентификатор, на самом деле является тем, за кого себя выдает. Пароли - единственный фактор установления подлинности пользователя и, как следствие, являются "слабым звеном". В отличие от реальной жизни здесь нет никакой гарантии физического присутствия индивидуума. Именно поэтому рекомендуется использование двухфакторной аутентификации, которая обеспечивает более сильный опознавательный механизм.

Идентификация и аутентификация применяются в системе управления доступом к файлам в компьютерных системах, обеспечивающей конфиденциальность и целостность этих файлов. Идентификация и аутентификация очень важна для работы механизмов шифрования и цифровых подписей. В этом случае идентификационные данные передаются удаленному пользователю, который подтверждает свою подлинность на локальном уровне, а затем эти сведения доставляются в нужное место. На рис. 3.3 показан процесс идентификации с помощью цифровой подписи при отправке сообщения. Пользователь сначала подтверждает свою подлинность, используя механизм защиты подписи на своем локальном компьютере. Затем локальный компьютер отправляет сообщение, подписанное этой цифровой подписи. Пользователь, принимающий сообщение, использует цифровую подпись как доказательство того, что отправитель является автором сообщения.

Механизм идентификации и аутентификации - это ключ к другим службам безопасности. Если он дает сбой, то их надежная работа оказывается под угрозой.

Рис. 3.3. Работа механизма идентификации и аутентификации в соединении удаленного доступа