Актуальные противоречия первого детства
Рассмотрим актуальные в первом детстве объективные, объективно-субъективные и субъективные противоречия.
1.1. Внешние(объективные) противоречия.
В различных этнических группах и в различные исторические эпохи меры дисциплинарного воздействия сильно отличались. Периоды жестоких физических наказаний сменялись периодами относительной мягкости в воспитании. Методы приучения детей к дисциплине – установление общих правил, различных ограничений, их проведение в жизнь, социальный контроль и санкции – всё это меняется , как меняются и другие аспекты культуры.
В 50-е годы ХХ в. и в начале 60-х годов в литературе по воспитанию детей были частыми предостережения против строгих дисциплинарных мер, подавляющих волю детей. Родителей пугали тем, что они разрушают эмоциональный мир своих детей, делают детей тревожными, подавленными, невротичными. А в педагогической литературе 70-х и 80-х годов, напротив, говорилось, что детям необходим внешний социальный контроль, необходима последовательность родителей и твёрдость их требований – для того, чтобы дети могли чувствовать себя спокойно и уверенно. И в конце ХХ в. – в начале ХХI в. тенденция к более жёсткому родительскому контролю сохранялась.
Конечно, в руководствах по воспитанию детей также признаётся и их потребность в любви и одобрении (Perry, & Bussey, 1984). Напомню советы родителям, о которых уже шла речь на лекции о среде развития ребёнка.
1. Культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и взаимной поддержки. Привязанность, как всякое социальное поведение, нуждается в ответных чувствах. Счастливые дети обнаруживают бóльшую зрелость, у них лучше развит самоконтроль и просоциальное поведение.
2.Поддерживать желательное поведение, а не «застревать» на искоренении нежелательного. Подавать детям пример, поддерживать и вознаграждать просоциальное поведение: заботу о других, помощь, сочувствие и т. д.
3.Предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении. Ясно давать понять детям, чего от них ждут, и быть последовательными.
4.Избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. Использование таких действий формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере весьма неприятных черт: упрямства, жестокости, озлобленности...
5.Помогать ребёнку учиться владеть собой и развивать чувство контроля над обстоятельствами.
6.Использовать объяснение для того, чтобы помочь детям понимать правила поведения в обществе.
Родители должны выдержать соперничество со средствами массовой информации (особенно с телевидением, с Интернетом), чтобы оказывать воздействие на социальное развитие дошкольников.
Итак, объективными являются противоречия между естественностью, в общем, детских проявлений, с одной стороны, и социокультурной регламентированностью человеческой жизни – с другой стороны. Причём любая социокультурная среда противоречива. Поэтому ребёнок объективно буквально принуждается решать задачи (а) ориентироваться в наличных обстоятельствах и (б) выбирать подходящее поведение в каждой складывающейся жизненной ситуации.
1.2. Внешне-внутренние (объективно-субъективные) противоречия. Дети, конечно же, должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков: это помогает детям развивать чувство ответственности за своё поведение. В конечном итоге, контроль ребёнка над собственным поведением будет зависеть от того, насколько он ориентируется в жизненных ситуациях. Так, одна из причин, по которым ребёнок отличается от своих братьев и сестёр, заключается в том, что у него появляется потребность сформировать и упрочить свою собственную позицию (по Dreikurs, & Soltz (1964) – идентичность). Например, если старший ребёнок серьёзен и прилежен, то младший может стать шумливым и непоседливым. Девочка, у которой три сестры и ни одного брата, может занять в семье особую позицию, используя маскулинные поведенческие формы и приобретая соответствующие черты.
Другая причина отличия от братьев и сестёр связана со своеобразием, в том числе – с уникальностью личного опыта в противоположность общему для сибсов жизненному опыту. Да, дети из одной семьи участвуют в одних и тех же событиях, живут в одном и том же доме, у них общие родители. Но у каждого ребёнка появляется множество сугубо личных переживаний, которые неведомы остальным. Роберт Пломин из Пенсильванского университета говорил по этому поводу, что членов одной семьи ДНК объединяет гораздо больше, чем общий жизненный опыт, и что значимые эффекты влияния среды специфичны у каждого ребёнка. А я напомню общий закон существования любой отдельности как единства общего, особенного и единичного. И напомню частный закон – закон развития общественного человека, личности, уже как персоны, или частного лица: в общих социально-типичных условиях совместной жизни, но при особенном стечении обстоятельств в последовательности опять-таки особых жизненных ситуаций.
Какая-то часть личного опыта связана с порядком рождения. Например, первенец, по сравнению со своими братьями и сёстрами, может получить больше тепла и внимания. Другая же часть личного опыта бывает связана с болезнью, с изменениями рода занятий взрослых членов семьи и с изменением, в связи с этим, финансового положения семьи, с переменами в отношениях со сверстниками в школе и т.д. А это уже не имеет никакого отношения к порядку рождения (Bower, 1991). В любом случае, перед каждым ребёнком в семье встает задача формирования персональной позиции и соответствующей этой позиции Я-концепции…
Объективно-субъективные противоречия наиболее очевидны в отношениях ребёнка с ближайшим окружением. Здесь, прежде всего, усваиваются различные образцы поведения, и агрессивного, и ассертивного, и просоциального. Здесь интериоризуются (интернализуются) социальные правила, в том числе – правила перевода агрессивных тенденций в приемлемые формы. Здесь закладываются механизмы личностного (общественного) и личного (частного) развития человека.
1.2. Внутренние (субъективные) противоречия. Наиболее ситуативно определённы противоречия между испытываемым чувством и его отреагированием (выражением). В современных культурах накладываются ограничения на непосредственность в выражении и негативных, и позитивных чувств. Причём перечень негативных чувств обычно длиннее. В их числе называют гнев, страх, тревогу, ревность, разочарование, боль… В числе позитивных чувств называют интерес, радость, любовь… Именно в связи с разрешением противоречий между чувствами, прежде всего – негативными, и их отреагированием актуализируются механизмы психологической защиты. В их числе уход (избегание), идентификация (в значении «копирование привлекательных образцов»), проекция, замещение, отрицание (в крайних формах – вытеснение), регрессия и парадоксальное реагирование («реактивные образования»). Альтернативой для использования психологических защит становится формирование саморегуляции (Kopp, 1989).
Для дошкольника актуальны противоречия между привычными и новыми потребностями; прежде всего – между потребностями в зависимости от родителей и в автономии от них. Конструктивное разрешение их обеспечивается ситуативным осознанием происходящего, в частности, и развитием сознания, в общем, с его главным инструментом – речью.
Едва ли не самым глубоким и сильным («напрягающим») в психологическом плане является противоречие между стремлением к познанию мира и к овладению им, с одной стороны, и чувством вины за нарушение правил «правильного поведения», установленных родителями (взрослыми), – с другой стороны. Э. Эриксон обозначил это противоречие как «инициатива против чувства вины».
Конструктивное разрешение именно субъективных противоречий становится наибольшей движущей силой развития в первом (дошкольном) детстве.