Выручка от реализации продукции, работ и услуг.

В доходах от операционной деятельности важное место занимает доход (выручка) от реализации продукции (Т.Р.У). Процесс производства завершается доведением продукции до потребителя.

Реализация продукции ( Т – Д') – это конечная стадия кругооборота средств предприятия (Д – Т…П…Т ' - Д').

Движение товаров и денежных средств создает основу экономических отношений между производителями, поставщиками, посредниками и покупателями.

Выручка от реализации продукции – это сумма денежных средств, которая поступила на счет предприятия или в кассу за реализованную продукцию (выполненные работы, предоставленные услуги).

Согласно (П(с)БУ №15 «Доход» (ст.8 )доход (выручка) от реализации продукции признается в случае выполнения следующих условий:

1) покупателю переданы риски и выгоды, связанные с правом собственности на продукцию;

2) предприятие не осуществляет в дальнейшем управление и контроль за реализованной продукцией;

3) сумма дохода (выручка) может быть достоверно определена;

4) существует уверенность, что в результате операции произойдет увеличение экономических выгод предприятия, а расходы с ней связанны, могут быть достоверно определены.

Если предприятие получило денежные средства, но не выполнило хотя бы одно из этих условий, в бухгалтерском учете доход не признается.

В налоговом же учете налоговые обязательства возникают в зависимости от того, какое действие произошло раньше, а именно:

¾ отгрузка продукции (метод начисления);

¾ получение денежных средств (кассовый метод).

Размер выручки от реализации продукции, при прочих равных условиях зависит от:

¾ количества, ассортимента и качества продукции которая реализуется;

¾ уровня цен реализации;

¾ расчетно-платежной дисциплины.

Различают фиксированные, регулированные и свободные цены.

Фиксированные цены устанавливаются государством, как правило, на предметы первой необходимости и товары, которые производятся в условиях государственной монополии (газ, электроэнергия).

Регулированные цены устанавливаются путем регулирования рентабельности товаров первой необходимости (хлебобулочные изделия, продукты детского питания).

Государство устанавливает минимальный и максимальный уровень регулированной (индикативной) цены.

Свободные цены устанавливаются соотношением спроса и предложения.

Расчеты цены продукции осуществляют по формулам:

1) Ц1 = Себ + Пр – цена производителя;

2) Ц2 = Себ + Пр + НДС – цена продукции с НДС;

3) Ц3 = Себ + Пр + НДС + АЗ – цена продукции с НДС и акцизным сбором;

4) Ц4 = Себ + Пр + НДС + АЗ + ТН – розничная цена.

ТН- торговая наценка.

Основой формирования цен на продукцию являются расходы на её изготовление и реализацию. Расходы связанные с изготовлением и реализацией продукции разделяют на производственные и операционные.

Производственные расходы выплачиваются в производственную себестоимость продукции, которая состоит (П(С)БУ № 16 «Расходы»):

- прямых материальных расходов;

- прямых расходов труда;

- других прямых расходов;

- общепроизводственных расходов.

Операционные расходы – это производственные расходы предприятия связанные с его операционной деятельностью. Эти расходы не включают в производственную себестоимость и возмещают за счет прибыли предприятия.

В состав операционных расходов включают:

¾ Административные расходы;

¾ Расходы на сбыт;

¾ Прочие операционные расходы.

Важным для предприятия является разделение цен в зависимости от учета в них транспортных и прочих расходов.

Во внутренней торговле цены в зависимости от условий поставки товаров отличаются по видам франко.

«Франко»(в переводе с итал. «свободный») - это коммерческий термин, означающий, что определенная часть расходов по транспортировке или погрузке товара включается в цену производителя.

Каждый вил франко показывает, до какого пункта на пути движе­ния товара от продавца к покупателю дополнительные затраты вклю­чены в цену по договору купли-продажи. Существует шесть видов франко. Следует помнить, что во всех случаях эти расходы в конеч­ном счете оплачивает покупатель.

Цена франко-склад поставщика не включает никаких затрат по перемещению товара от продавца к покупателю (по погрузке на скла­де поставщика, перевозке до станции отправления, разгрузке и др.). Все эти затраты покупатель оплачивает сверх цены товара.

Цена франко-станция отправления учитывает цену товара и зат­раты продавца на перемещение товара от своего склада до станции отправления. Все дальнейшие расходы, связанные с доставкой товара на склад покупателя, оплачиваются отдельно.

Цена франко-вагон станция отправления отличается от преды­дущей тем, что включает в себя дополнительные затраты на подачу вагона, на подъездные пути и погрузку товара в вагоны на станции отправления.

Цена франко-вагон станция назначения кроме цены товара вклю­чает в себя затраты на его перемещение от склада продавца до станции назначения без выгрузки из вагонов. Затраты на дальнейшую транс­портировку товара до своего склада покупатель оплачивает сверх цены, отдельно. Цена франко-станция назначения включает в себя транс­портные расходы от склада поставщика до станции назначения с уче­том расходов по выгрузке продукции из вагонов.

В практике международной торговли при оформлении и заклю­чении внешнеторговых контрактов купли-продажи стороны используют базисные условия поставки, толкование которых и вытекающие из них обязательства сторон содержатся в специальном сборни­ке Международной торговой палаты «Инкотермс-2000». Согласно меж­дународным правилам основной принцип регламентирования усло­жни поставки товаров состоит в последовательном увеличении обязанностей продавца от минимального до максимального объема и соответствующем увеличении затрат по перемещению товара, кото­рые оплачивает продавец и, следовательно, учете их в иене товара, фиксируемой в контракте.

Сборник «Инкотермс-2000» содержит основные понятия, применяемые в международной торговой практике, и является официальной нормативной основой при арбитражном рассмотрении споров, которые возникают по соответствующим вопросам.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся базисные условия поставки.

¾ ЕХ – франко-завод (с предприятия, рудника, склада и т.п)

Согласно этому условию продавец обязан предоставить товар на своем предприятии в распоряжение покупателя. Он также обязан за свой счет подготовить товар, приложив документы, подтверждающие его соответствие условиям контракта, уведомить покупателя о готов­ности товара к отгрузке и оформить комплект документов, необходимых для вывоза товаров из страны. По просьбе покупателя и за его счетпродавец может оказать содействие в получении дополнительных документов, необходимых для ввоза товара в импортируемую страну.

Импортер (покупатель) должен заключить договор с перевозчиками товара и оплатить перевозку от предприятия продавца до пункта на­значения, включая погрузку, получить экспортные лицензии, выпол­нить и оплатить таможенные процедуры, а также налоги и сборы, оплатитьтовар продавцу по цене производителя.

Все риски случайной порчи и гибели товара, начиная с момента предоставления его продавцом (экспортером), несет покупатель.

¾ FRC – франко-переводчик (название пункта).

Экспортер обязан за свой счет поставить товар, приложив доку­менты, подтверждающие его соответствие условиям контракта, в за­висимости от требований контракта упаковать товар в контейнеры, погрузить на трейлеры в морской упаковке, обеспечить передвижение товара на собственных колесах, известить импортера об отгрузке това­ра в порт, получить экспортную лицензию, доставить товар в преду­смотренное контрактом место в порту и передать его в установленные сроки перевозчику вместе с комплектом документов, необходимых для его вывоза, а также выполнить таможенные процедуры.

В цену товара по этому базисному условию входят все затраты продавца до пункта его передачи перевозчику.

Импортер обязан оплатить цену товара экспортеру и сообщить ему реквизиты перевозчика, за свой счет заключить договор с пере­возчиком и оплатить все расходы, связанные с доставкой груза от пункта, оговоренного контрактом, до места назначения, включая сто­имость погрузочно-разгрузочных работ.

¾ FCP – фрахт-провозная лоплачена до (название пункта назначения).

Поэтому условию в отличие от предыдущего продавец оплачива­ет стоимость (фрахт) перевозки товара до указанного места назначе­ния и включает эти затраты в цену товара.

Покупатель обязан за свой счет застраховать товар и оплатить все другие расходы, возникшие при транспортировке.

Риск гибели и случайной порчи товара переходит от продавца к покупателю в момент передачи продавцом груза перевозчику.

¾ CIP – фрахт-провозная плата и страхование оплачены до (название пункта назначения).

Это условие аналогично предыдущему с тем дополнением, что продавец должен обеспечить транспортное страхование от рисков гибели или случайной порчи товара во время перевозки. Тогда цена товара увеличивается на размер страхового взноса.

¾ DAF - поставка до границы (название места поставки на границе).

По этому условию обязательства продавца заканчиваются перед таможенной границей страны-импортера. В цену товара входят все затраты продавца, включая его расходы на изготовление товара и прибыль, доставку в установленные сроки впограничный пункт, стра­ны-импортера, передачу комплекта документов, включая транспорт­ные, оплату таможенных процедур и всех расходовдо передачи то­вара покупателю.

¾ DDP – поставка (название места назначения в стране ввоза) с оплатой пошлины.

В отличие от условия ЕХW, означающего минимальные обязанности продавца, DDP означает максимальные обязанности: продавец несет все расходы по доставке товара до места, указанного покупателем, получению лицензий на экспорт и импорт, выполнению таможенных процедур с обеих сторон границы и оплате таможенных пошлин и риска случайной порчи и гибели товара до доставки его в ! пункт назначения.

Все расходы продавца включаются в цену товара, которую возме­щает покупатель.

¾ DDV - поставка (название места назначения в стране ввоза) без оплаты пошлины.

Все затраты продавца, указанные в предыдущем условии, за ис­ключением пошлины, включаются в цену товара по контракту.

¾ FOB – франко-борт.

Купля-продажа товара на этом условии предполагает обязанность продавца за счет своих сил и средств доставить и погрузить товар на борт судна. Условие РОВ предусматривает ответственность продавца за состояние товара, повреждения и потери до момента его доставки на борт судна. В этом случае в цену реализации включаются непос­редственно цена товара, а также транспортные и другие расходы по доставке его на борт судна.

В практике международной торговли условия и цены РОВ приме­няются при экспорте многих видов промышленной продукции, гото­вых изделий. Статистические издания ООН, других международных и национальных организаций обычно публикуют экспортные цены FOB.

¾ FAC – франко вдоль борта судна.

Этим условием на продавца возложены обязанности разместись товар вдоль борта судна на набережной в указанном порту. Цена това­ра определяется исходя из затрат продавца для исполнения возложен­ных обязанностей.

¾ CIF – стоимость, страхование, фрахт.

При поставке товара на условии СIF в продажную цену товара, указанную в контракте, включаются непосредственно цена самого то­вара, затраты на страхование, фрахт и расходы по его транспортировке до порта назначения с оплатой сборов, налогов и пошлин, связанных с вывозом товара.

Статистические издания ООН, других международных, и национальных организаций обычно публикуют импортные цены СIF.

¾ CFR – стоимость и фрахт.

Это условие, в отличие от предыдущего, не включает затраты продав­ца по страхованию. Все затраты с момента перехода товара через поручни судна оплачивает покупатель сверх цены, указанной в контракте.

¾ ЕХS – с судна (название порта назначения).

Это базисное условие означает, что продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя на борту судна в месте назначения, ука­занном в контракте. Продавец обязан за свой счет получить экспорт­ную лицензию, выполнить таможенные формальности, оплатить погрузку, фрахт, страхование. Он несет все риски случайной порчи и гибели товара до момента его прибытия в порт назначения. Все эти затраты продавца учитываются в цене, зафиксированной в контракте.

¾ ЕХQ – с пристани (название порта).

Согласно этому условию продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя па пристани в месте назначения, указанном в контракте. Всерасходы и риски по доставке товара в это место песет продавец.

Существует два вида договоров на условиях ЕХQ: «с пристани... с оплатой пошлины» и «с пристани... пошлина за счет покупателя». При заключении контракта стороны обязаны полно обозначить, эти условия, так как в противном случае может возникнуть неясность, на кого(продавца или покупателя) возлагается обязанность таможенной очистки ввозимого товара.

Мы рассмотрели наиболее часто встречающиеся базисные условия поставки, которые определяют порядок поставки и оплаты товаров во внутренней и международной торговле и учета в ценах дополнительных расходов продавца. При этом необходимо твердо уяснить себе, что в цену, указанную в контракте, входят абсолютно все затраты продавца. Сверх цены покупатель оплачивает расходы, не предусмот­ренные конкретными условиями поставки.

Рассмотренные виды цен могут быть использованы при учете, ана­лизе и планировании стоимостных показателей хозяйственной деятель­ности предприятий (фирм). При расчете стоимости товарной и реали­зованной продукции в каждом данном году, суммы прибыли, опреде­лении баланса доходов и расходов, составлении бизнес-планов и дру­гих документов прогнозного характера предприятия используют цены, сложившиеся в данный период времени.

 

Тема № 4: «Формирование и распределение прибыли»

1.Экономическая сущность прибыли и ее виды.

2. Методы расчета прибыли от реализации продукции.

3. Сущность и методы расчета рентабельности.

4. Распределение и использование прибыли.

 

1. Экономическая сущность прибыли и её виды.

Одним из основных заданий производственно-хозяйственной деятельности любого предприятия является получение прибыли. Прибыль является важным источником финансирования производственного и социального развития предприятия.

Прибыль является одной из основных категорий товарного производства. Прежде всего, эта категория характеризует отношения, которые складываются в процессе общественного производства.

Появление прибыли непосредственно связана с появлением категории «расходы производства».

Прибыль – это та часть дополнительной стоимости, которая остаётся после покрытия расходов производства.

Обособленные части стоимости продукции в виде расходов в денежном выражении представляет собой себестоимость продукции.

Прибыль является формой проявления стоимости дополнительного продукта.

Дополнительный продукт – это стоимость, созданная производителями сверх стоимости необходимого продукта. Дополнительный продукт присущий всем общественно-экономическим формациям.

Одновременно прибыль является итоговым показателем, результатом финансово-хозяйственной деятельности предприятий. На формирование прибыли предприятия влияют:

— Результаты работы предприятия;

— Сфера деятельности;

— Отрасль хозяйствования;

— Установление законодательством условия учета финансовых результатов;

— Форма собственности;

— Развитие рыночных отношений.

С позиции предприятия прибыль можно рассматривать как часть чистого дохода предприятия полученного на вложенный капитал, которую можно охарактеризовать как награду за риски предпринимательской деятельности.

Прибыль выполняет следующие функции:

1. Оценочная – проявляется в том, что прибыль используется в качестве основного критерия экономической эффективности производства и использования основных производственных фондов.

2. стимулирующая – проявляется в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным источником финансовых ресурсов предприятия, которые необходимы для расширения производства, материального стимулирования работников, выплаты дивидендов, формирования резервов;

3. бюджетообразующая – проявляется в том, что прибыль является одним из источников формирования доходной части бюджетов государства разных уровней (налог на прибыль, транспортный налог, плата за землю)

В зависимости от формирования и распределения выделяют несколько видов прибыли:

1. Общая прибыль (балансовая) – это вся прибыль предприятия, полученная от всех видов деятельности до её налогообложения и распределения;

2. учетная прибыль (бухгалтерская) – это сумма прибыли до налогообложения, которая определится в бухгалтерском (финансовом) учете и которая отображается в отчете о финансовых результатах предприятия.

3. Налоговая прибыль (налогообложение) – это сумма прибыли предприятия, определенная налоговым законодательством (Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятия»), которая является объектом налогообложения за отчетный период. Определяется по формуле:

Он – объект налогообложения на прибыль;

- скорректированные валовые доходы предприятия;

- скорректированные валовые расходы предприятий;

АМ – амортизация.

4. Чистая прибыль – прибыль оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов;

5. Валовая прибыль – это разница между выручкой и производственными расходами. Она включает прибыль и непроизводственные расходы (административные, коммерческие);

6. Операционная прибыль – это разница между валовой прибылью и непроизводственными расходами;

7. Маржинальная прибыль характеризует объем выручки от реализации продукции за вычетом перемещенных расходов. Она включает прибыль и постоянные расходы.

Схема формирования прибыли предприятия в соответствии с П(С)БО приведено на рис.1

 

 

 

 


Рис. 1 – Структурно-логическая схема формирования прибыли предприятия в соответствии с П(С)БО в Украине

 

2. Методы расчета прибыли от реализации продукции.

Расчет прибыли от реализации продукции является важной составляющей в процессе работы предприятия. Этот расчет имеет определенные особенности в зависимости от сферы деятельности предприятия (производственная, торговли, услуг) и вида самой деятельности (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство).

В производственной сфере могут быть использованы 3 основные метода расчета прибыли от реализации продукции:

1. Метод прямого счета.

Прибыль рассчитывается по отдельным видам продукции, которая производится и реализуется. Для расчета необходимы следующие данные:

¾ плановый объем реализации продукции соответствующей номенклатуры (ассортимента);

¾ плановая себестоимость единицы продукции;

¾ плановая цена (производителя) единицы реализованной продукции в соответствии с ассортиментом.

Пример: предприятие планирует реализовать 500 изделий. Себестоимость одного изделия 25 грн. Цена изделия 27 грн.

Пр = (27-25)*500 = 1000 (грн)

Этот метод используется при относительно набольшем ассортименте выпускаемой продукции. Метод достаточно точный, но трудоемкий, особенно когда реализуется большой ассортимент продукции.Этот метод не дает возможности анализировать влияние различных факторов на размер прибыли от реализации.

2. Метод расчета прибыли на основе показателя расходов на 1 грн. продукции.

Это укрупненный метод. Он может использоваться для расчета прибыли от выручки и реализации всего по предприятию.

Пример: Расходы на 1 грн. продукции – 0,9 грн. Плановый объем реализованной продукции – 10000 грн Запланированное снижение расходов на 1 грн. продукции – 0,05 грн.

¾ плановые расходы на 1 грн. продукции = 0,9 - 0,05 = 0,85 грн.

¾ плановая себестоимость продукции = 10000 * 0,85 = 8500 грн

¾ прибыль от реализации продукции = 10000 – 8500 = 1500 грн.

Метод достаточно точный, но не позволяет выявить влияние отдельных факторов на объем прибыли от реализации продукции.

3. Экономический (аналитический) метод

Этот метод отличается от 2-х предыдущих тем, что дает возможность определить не только общую сумму прибыли, но и влияние на нее изменения определенных факторов:

¾ объем производства(реализации) продукции;

¾ себестоимости продукции;

¾ уровня оптовых цен;

¾ уровня рентабельности продукции;

¾ ассортименты продукции;

¾ качество продукции.

Расчет прибыли этим методом осуществляется отдельно по сравнимой и несравнимой продукции в плановом периоде.

Сравнимые –это продукция которая не выпускалась в предыдущем периоде.

А) Расчет прибыли по сравнимой продукции:

¾ определяются ожидаемая базовая прибыль и базовая рентабельность продукции;

¾ определяется плановая себестоимость на основе предыдущего периода;

¾ определяется плановая прибыль на основе базовой рентабельности;

¾ определяется влияние отдельных факторов на изменение прибыли в плановом периоде (например: снижение себестоимости).

Б) Расчет прибыли по несравнимой продукции может быть осуществлен методом прямого счета, если соответствующие данные. Если данные отсутствуют, то прибыль рассчитывается для всей несравнимой продукции с использованием показателя средней рентабельности продукции по предприятию.

Необходимо отметить, что если расчет прибыли рассмотренными выше методами осуществляем относительно общего выпуска продукции, необходимо отдельно рассчитывать прибыль от реализации продукции. При этом учитывается рассчитанная сумма прибыли в остатках нереализованной продукции.

ПР.П = ПО.П.Н. + ПВ.П + ПО.Н.К

ПП.Р – прибыль от реализованной продукции;

По.п.н. – прибыль в остатках нереализованной продукции на начало планового периода;

Пв.п – прибыль от выпуска продукции;

По.н.к – прибыль в остатках нереализованной продукции на конец планового периода.

Прибыль в остатках нереализованной продукции можно рассчитать методом прямого счета, если есть необходимые данные.

Очень часто сложно определить ассортимент, перечень изделий в остатках, особенно на конец планового периода. Поэтому прибыль в остатках нереализованной продукции рассчитывается по показателям рентабельности продукции.

ПО.П..Н = ССБ * RП.П

ССБ – себестоимость остатков продукции;

RП.П – средняя рентабельность продукции, в предыдущем (базовом) периоде (или в 4-м квартале предыдущего года).

ПО.Н.К. = ССБ * RП.К

RП.К - средняя рентабельность продукции, в плановом периоде (или в 4-м квартале планового года).

Из рассмотренных методов расчеты прибыли методом прямого счета может быть использована на предприятиях разных сфер деятельности и отраслей экономики.

Другие два метода могут быть использованы в производственной сфере и на предприятиях сферы услуг.