Методы обработки металлов резанием
РАЗДЕЛ 5. ОБОРУДОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ
Раздел 5. Оборудование и технология механической обработки
ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
ВОПРОС ДЛЯ КОНТРОЛЯ
1. Укажите наиболее приемлемое определение понятия цели.
2. Приведите примеры внешних и внутренних источников цели обучения конкретной дисциплины.
3. Приведите пример перехода внешних целей обучения во внутренние цели преподавателя, ученика.
4. Укажите условия перехода внешних целей во внутренние.
5. Укажите требования, предъявляемые к целеполаганию в рамках технологического подхода к обучению.
6. Опишите предмет и продукт деятельности по постановке цели в обучении.
7. В чем отличие и что общего между предметом и продуктом деятельности по целеполаганию в обучении?
8. В чем состоит взаимосвязь продукта и предмета обучения?
9. Опишите структуру личности, выделив ее основные компоненты.
10. Дайте определение понятиям «знать» и «уметь» в свете современных представлений педагогической науки.
11. Выделите элементы базовой характеристики личности в профессиональном образовании.
12. Назовите характеристики личности, которые формируются в процессе профессионального образования.
13. Приведите традиционные способы описания целей в обучении, указав их недостатки.
14. Опишите таксономический подход к целеполаганию, укажите, в чем заключается его сущность.
15. Что такое когнитивная и аффектная область?
16. Назовите имеющиеся уровни целеполагания.
17. Охарактеризуйте способы распределения целей для отдельных отраслей таксономии.
18. Дайте характеристику каждому из уровней усвоения учебного материала, конкретизируя их для отдельных тем электротехнических дисциплин.
19. Дайте определение условий, результатов и критериев оценки эталонов действий по постановке целей в обучении.
20. Объясните, каким образом осуществляется постановка цели в практическом и теоретическом обучении. В чем состоит их отличие?
Задание 1. Для определенной рабочей профессии и определенной темы дисциплины “специальная технология” выполнить деятельность из постановки цели в обучении, для чего:
1. Выписать перечень профессиональных действий и типичных заданий деятельности, которые формируются во время усвоения заданной темы.
2. Выписать основные характеристики личности, которые формируются во время усвоения заданной темы.
Результаты представить в форме таблицы:
Элементы структуры личности | Характеристика цели | |
Опыт личности | Профессиональная направленность | |
Профессиональная компетентность | ||
Коммуникативная готовность | ||
Экономическая осведомленность, правовая компетентность | ||
Функциональные механизмы психики | Профессиональная память | |
Техническое мышление | ||
Способность к творческому подходу в решении задач | ||
Типологические свойства | Способность к саморегуляции, самоанализу |
Подавляющее большинство деталей машин приобретают окончательную форму и размеры только после механической обработки резанием. Заготовка отличается от детали тем, что в тех местах детали, где при получении ее литьем, обработкой давлением, сваркой невозможно обеспечить необходимую точность размеров и качество поверхности специально оставляется слой металла называемый припуском. Процесс снятия припуска режущим инструментом с целью получения деталей заданной формы, размеров и точности называется резанием. Слой металла, удаляемый в процессе резания с заготовки, подвергается пластическому деформированию и разрушению. В результате этого материал припуска, отделенный от обрабатываемой заготовки, приобретает характерную форму и называется стружкой.
Обработка конструкционных материалов резанием на металлорежущих станках – весьма распространенный технологический процесс. На большинстве машиностроительных предприятий трудоемкость обработки резанием составляет 45 – 60 % от общей трудоемкости изготовления машин. В связи с этим актуальнейшей народнохозяйственной задачей являются: с одной стороны уменьшение объема обработки резанием, с другой – совершенствование технологии резания металлов. Обработка резанием осуществляется с использованием различных металлорежущих станков. По виду выполняемых работ они подразделяются на токарные, фрезерные, сверлильные, расточные и т. д.
Методы обработки металлов резанием различаются между собой конструкцией используемого режущего инструмента и характером относительных движений, совершаемых инструментом и обрабатываемой заготовкой.
Заготовку и инструмент закрепляют в рабочих органах металлорежущих станков. Кинематика станков основана на использовании механизмов, сообщающих исполнительным органам только два простейших движения – вращательное и поступательное. Сочетания и количественные соотношения этих двух движений определяют все известные виды обработки резанием. Комплекс всех движений, сообщаемых заготовке и инструменту, можно разделить на основные и вспомогательные. К основным относят движения процесса резания, а к вспомогательным – движения необходимые для подготовки и завершения обработки резанием.
Основных движений два: n – движение резания (главное движение) и s – движение подачи.
Движение резания (главное движение) – это движение, определяющее скорость деформирования материала и отделение стружки.
Движение подачи – движение, обеспечивающее врезание режущей кромки инструмента в материал заготовки.
Характер выполняемых работ, вид режущего инструмента и сочетание основных движений определяют метод обработки резанием: точение, сверление, фрезерование, строгание, шлифование, протягивание и т. д.
При точении (рис. 5.4) движение резания (вращательное) сообщается заготовке, а движение подачи (поступательное) – инструменту.
При сверлении (рис. 5.5) на сверлильных станках как движение резания (вращательное), так и движение подачи (поступательное) обычно сообщаются инструменту.
При фрезеровании движение резания (вращательное) сообщается инструменту, а движение подачи (поступательное) заготовке (рис. 5.6).