Использование мультимедийных презентаций в обучении детей с ОВЗ

Компьютер может использоваться с разными целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или способ контроля и оценивания качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс учебного заведения в контексте указанной проблемы являются мультимедийные презентационные технологии.

Электронные презентации, в отличие от электронных учебников, предназначены, как правило, для решения локальных педагогических задач. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Умелый учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Методика проведения уроков с применением электронных презентаций может быть различной. Например, презентация может быть использована при изучении нового материала и (или только) его закреплении, применении знаний на практике. В рамках комбинированного урока она может помочь актуализировать знания учащихся при повторении и обобщении изученного материала. Презентация может помочь на этапе контроля знаний и умений учащихся, объяснения или проверки домашнего задания. Более того, наличие конспектов в виде тематических электронных презентаций предоставляет возможность организации самостоятельной работы учащихся с подобного рода ресурсами. В воспитательной работе мультимедийные технологии предоставляют широкие возможности в организации классных часов и различного рода мероприятий.

Так, Microsoft PowerPoint позволяет непрофессионалам в области информатики быстро и просто создавать серию насыщенных информацией слайдов, оформленных в единый слайд-фильм с мультимедийными эффектами.

Можно выделить четыре основные цели презентации в процессе обучения детей с ОВЗ:

· сообщить информацию;

· развлечь;

· научить;

· сформировать мотивацию.

Большинство презентаций преследуют сразу несколько целей из этого списка или даже все. Как показывает практика, сосредоточившись на достижении конкретных целей, можно быстрее подготовить презентацию. Точно сформулированные цели позволяют искать и отбирать данные, существенные для презентации. Исходя из цели проведения презентации, выделяют следующие типы презентаций:

· Проведение обучения;

· Предоставление информации;

· Убеждение слушателей;

· Решение проблемы;

· Принятие решения;

· Отчет.

Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана. В рамках учебного процесса можно выделить следующие основные цели проведения презентации:

· освоение нового материала,

· закрепление изученного материала,

· контроль знаний.

Варианты использования презентаций в работе с учащимися с ОВЗ:

1. Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала: заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала, способствуя фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т. п.

2. Наглядная демонстрация процесса (построение диаграмм, таблиц, моделирование физических опытов, построение географических карт), который невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.

3. Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов:

· подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения собственного доклада;

· создание фотоальбомов как отчетов о проведенных группой учеников исследованиях в рамках деятельности по проекту.

4. Совместное изучение источников и материалов урока (например, обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из Интернета материалов и пр.).

5. Корректировка и тестирование знаний:

· проведение дополнительных занятий в компьютерном классе или школьной медиатеке, когда отставшие или отсутствовавшие учащиеся самостоятельно изучают материал на основе презентаций;

· работа с тестирующими системами и тренажерами.

Использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала. Результаты исследований показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного — 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных модальностях и тем самым делают процесс обучения детей с ОВЗ более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти детей значительно дольше.

Кроме сочетания различных видов информации особенностями презентаций являются сжатость, краткость, логичность представленного материала. Слайды презентации могут содержать «опорные конспекты» к урокам, неоспоримыми достоинствами которых являются:

-сжатие большой дозы информации во внешне малые размеры с использованием ассоциации символов и выделением главного;

-наличие элементов обобщения и систематизации знаний по изучаемой дисциплине (разделам, темам).

Учебный материал в электронной презентации, как правило, представлен в краткой форме, что имеет достаточно веские основания для существования наряду с полным учебным материалом. Такое представление дает качественно иной ракурс для рассмотрения содержания, что достаточно эффективно как на этапе вводных занятий по теме, так и на стадии обобщения и систематизации учебного материала.

Изложение содержания материала может осуществляться в виде текста, рисунков, таблиц, графиков (т.е. в обычном «книжном» виде, хотя в презентацию могут быть интегрированы и элементы, не свойственные бумажным носителям, такие как анимация, видеовставки, звуковые фрагменты и проч.), что особенно актуально при обучении детей с отклонениями в развитии. При этом графическое представление учебного материала позволяет передать необходимый объем информации при краткости его изложения.

Преподавателями активно разрабатываются электронные презентации, включающие:

· виртуальные экскурсии по странам, музеям, памятным местам;

· опорные схемы, таблицы, графики;

· иллюстративно-справочный материал и анимированные модели.

В последнее время на сайтах, посвященных вопросам развития и коррекции детей, имеющих проблемы в обучении, появился новый вид электронных образовательных ресурсов – развивающие мультимедийные игры-презентации. Отличием таких игр от обычных презентаций является наличие особого алгоритма, который с помощью системы гиперссылок позволяет управлять процессом игры, обеспечивая обратную связь с ребенком. Если ребенок выбирает правильный ответ, то программа переходит к слайду «Правильно!» или «Ты молодец!». При неверном ответе на экране появляется слайд «Неверно, подумай еще!» или «Повтори правило!» и т. п. При этом презентация слайдов обратной связи может сопровождаться звуковым сигналом (мелодией или озвученным ответом).

Для создания игр-презентаций, имеющих целью развитие высших психических функций учащихся с ОВЗ, подойдут задания, в которых ребенку предлагается выбрать правильный вариант (или несколько вариантов) ответа на поставленный вопрос. Причем задания и ответы могут быть как в виде текста (отдельных слов, словосочетаний, предложений), так и в виде картинок, схем, геометрических фигур, символов и т. д.

Рассмотрим несколько примеров развивающих упражнений для развития мышления и речи детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возрастов.

Игра «Четвертый лишний». На первом слайде – задание: «Какая картинка лишняя?» («Какое слово лишнее?») и варианты ответов в виде слов или картинок.

В случае верного ответа на экране появляется изображение цветка и надпись «Ты абсолютно прав!» в сопровождении речевого сигнала «Молодец», а ребенку предлагается следующее задание. В случае неправильного выполнения слышится фраза: «Неверно! Подумай еще!» и появляется слайд с изображением грустного персонажа, после чего игра снова возвращает ребенка к этому заданию.

Игра «Аналогии». На первом слайде – задание: «Подбери слово по аналогии». Например:

 

В зависимости от ответа ребенка программа переходит к слайдам «Правильно!» или «Неправильно».

Игра «Выбери ответ». На первом слайде предлагается вопрос и несколько вариантов ответов в виде текста или картинок, например:

В случае правильного ответа на экране демонстрируется слайд с изображением пляшущего зайца и надписью «Правильно!» в сопровождении жизнерадостной мелодии. После этого программа переходит к следующему заданию. В случае неверного ответа появляется слайд с надписью «Неправильно!» и изображением плачущего крокодила, звуковой сигнал, после чего снова предлагается то же задание.

Игра «Что изменилось?».Ребенку предлагается запомнить ряд символов, слов или картинок. На втором слайде демонстрируются те же изображения с изменениями (например, вместо одного объекта появляется другой, либо один объект исчезает, либо добавляется новый). Приведем пример подоюного задания:

Для того, чтобы самостоятельно сделать игры подобного рода, пользователю достаточно элементарных навыков работы в программе «Microsoft PowerPoint». Ниже мы приводим примерный алгоритм, который поможет овладеть базовыми навыками создания развивающих игр-презентаций.