Отбор экспертов
Надо всегда исходить из правила, что на этом этапе
волевые решения абсолютно не приемлемы !!!
Нужен специальный механизм отбора, который позволит избежать ошибок на следующих этапах, ведущих к некачественной экспертизе и, как следствие, к неверным решениям с непредсказуемыми последствиями.
Отбор производят исходя из целей экспертизы. Учитывают и то, в какой предметной области она будет производиться: в науке, технике, экономике, управлении и т.д.
Сначала определяют кандидатов в эксперты из лиц, компетентных в этой области знаний. Желательно при этом, чтобы кандидат обладал достаточно широким кругозором вообще и был эрудирован в смежных областях.
Эрудицию и аналитические способности кандидатов в эксперты чаще всего определяют путем анализа данных специальных анкет, заполняемых ими.
В анкетах каждый потенциальный эксперт делает свою самооценку(Ос), следуя специальной инструкции и давая за 10 – 15 минут ответы на поставленные в ней вопросы по, обычно, 10-бальной шкале.
По индивидуальным самооценкам можно рассчитать среднюю групповую самооценку():
,
где: j – номер эксперта ( j=1..m).
Фактически, это есть численный индекс, характеризующий совокупный объем знаний, которым, по собственному мнению, обладает группа кандидатов по данному вопросу.
На основе самооценки будущего эксперта можно получить коэффициент его информированностипо изучаемому вопросу:
Своего рода объяснением полученной самооценки эксперта служит коэффициент аргументации. Он получается на основе данных т.н. эталонной таблицы. В ней представлены предполагаемые доводы (аргументы) в пользу включения кандидата с состав группы экспертов. Степень влияния каждого источника аргументации на самооценку приводится в трех номинациях: «высокой», «средней» и «низкой».
Таблица 4.1.
Эталонная таблица степени влияния источников аргументации на знания эксперта.
№ п/п | Источники аргументации | Степень влияния источника | ||
Высокая | Средняя | Низкая | ||
Производственный опыт | 0,4 | 0,3 | 0,1 | |
Теоретические знания | 0,25 | 0,2 | 0,1 | |
Опыт участия в подобных экспертизах | 0,15 | 0,1 | 0,05 | |
Собственная интуиция | 0,1 | 0,07 | 0,03 | |
Материалы зарубежных публикаций | 0,05 | 0,03 | 0,02 | |
Материалы отечественных публикаций | 0,05 | 0,03 | 0,02 |
Кандидату в эксперты дается аналог этой таблицы без численных значений, т.е. чистой, не заполненной. Претендент лишь как-то отмечает источники («плюсом» или «крестиком»), оценивая их степень влияния на свои знания в поставленной проблеме. Затем его ответы «накладываются» на эталонную таблицу и рассчитывается коэффициент аргументации:
,
где: l – номер источника аргументации (l=1..L) по эталонной
таблице.
- самооценка эксперта по эталонной таблице.
Степень квалификации будущего эксперта оценивается коэффициентом компетенции:
Кроме указанных коэффициентов, которые можно определить количественно (с определенной степенью вероятности), для отбора экспертов используют и качественные характеристики:
- лояльностьк экспертизе, т.е. негативное (пассивное) или позитивное (активное) отношение к изучаемой проблеме;
- креативность – способность творчески, в развитии решать вопросы;
- конструктивность – способность осмысленно, продуктивно (результативно) подходить к экспертизе;
- самокритичность – способность объективно оценивать свои возможности;
- коллективизм – этика поведения в группе экспертов в целях создания хорошего психологического климата в ней;
- конформизм – подверженность мнениям авторитетов, склонность приспосабливаться к обстоятельствам, неустойчивость собственного мнения.
-
На основании анализа указанных характеристик делается
окончательный выбор в пользу тех или иных кандидатов в эксперты.
Замечания:
1. точность групповой оценки существенно зависит от числа экспертов в группе. При уменьшении их числа точность оценки снижается, т.к. вес оценки каждого эксперта повышается. В то же время при очень большом количестве экспертов становится сложнее выявить их согласованное мнение из-за уменьшения роли тех суждений, которые хотя и отличаются от мнения большинства, но не всегда оказываются ошибочными. Оптимальной считается группа из 8-12 человек;
2. группа не должна состоять из представителей одной, узкой специальности, т.к. тогда их мнение будет, в определенной степени, тенденциозным;
3. при отборе экспертов необходимо принимать во внимание не только квалификацию и опытность кандидатов, но и их личностные отношения, интересы, сложность и остроту обсуждаемой проблемы;
4. необходимо использовать соответствующие тренировки и обучение кандидатов. Например, эксперт-репетиции с участием группы кандидатов и контрольной группы из наиболее компетентных и информированных лиц.