Понятие, признаки и виды правоотношений, их отличие от иных общественных отношений.
14.1. Правоотношение: понятие, признаки. Состав (структура) правоотношения
О природе правоотношений. Вся человеческая жизнь есть совокупность отношений и связей, имеющих разную природу возникновения и неодинаковые цели. Отношение и связь часто имеют объективный характер, многие из них сплетение объективного и субъективного, например существование производства, учреждения - объективно; им требуются, работники, рабочая сила. Однако человек вправе самостоятельно выбрать себе профессию, вправе по своему усмотрению предложить свои трудовые услуги и заключить трудовой договор с учетом собственных интересов. Словом, есть целые системы отношений - экономические, производственные, политические, брачные, религиозные и др., которые нередко с помощью юридических норм оформляются как правовые. Понятно, что многие экономические, брачные отношения и связи, отношения по найму труда и др., могут существовать фактически и не опосредоваться правом. С развитием цивилизации общество стремиться придать общественным отношениям правовую форму, системность, стабильность, определенность и гарантированность. Правовые отношения, задача которых организовать и оформить существующие фактические отношения, правомерно выделить в отдельную группу и, с долей условности, назвать их оформительски-организиционными. В этих случаях можно говорить о том, что правоотношение - это существующие отношения, урегулированные правом. Однако это только одна группа отношений. Другую можно назвать собственно-юридическими отношениями, природа которых имеет государственно-правовую основу. Такие отношения существуют на основе феномена права. Иначе говоря, они возникают на основе нормы права; на основе ее (нормы) определяется содержание правоотношения, а при отмене юридической нормы правоотношение исчезает, если законодатель не предусмотрел каких-либо условий. Примером могут служить налоговые правоотношения, немало таких отношений в сфере образования, процессуально-правовой деятельности. С позиции базиса и экономических процессов данные отношения принято характеризовать как отношения, которые не имеют глубинного характера, а с позиции марксизма такие отношения относят к надстроечным.
Несмотря на различие в природе образования и своей сущности, они обладают рядом общих признаков.
1. Правовые отношения возникают только на основе норм права; отсюда между нормами права и правоотношениями возникает прямая связь, "зависимость" (Л.А. Морозова), т.е. возникает только то правоотношение, которое смоделировано в правовой норме*(121). Правоотношение, в принципе, не может возникать вне нормы права. Исключение составляют ситуации пробелов в праве. Здесь отношения, подпадающие под правовую регламентацию, какое-то время не могут обрести правовую определенность.
2. Правоотношение носит волевой характер. Во-первых, здесь проявляется воля нормоустановителя, ибо модель поведения, действия, возникающие юридические последствия есть смоделированная, "запланированная" нормотворческим органом правовая ситуация (государством, его органами; муниципальными и другими компетентными образованиями). Во-вторых, право регулирует отношения между субъектами права, в том числе физическими лицами. Осуществляется это путем воздействия на сознание и волю и, конечно, с учетом интересов общества. Поэтому в основе приобретения субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей лежат сознательно-волевые действия. Правовые отношения в большинстве случаев, возникают, изменяются или прекращаются в результате волевых действий субъектов права. Это может быть договор, изменения в договоре, нарушения юридической нормы, акт компетентного государственного органа, например суда.
3. Правоотношение есть индивидуализированная связь между субъектами права, которые наделены субъективными юридическими правами и субъективными юридическими обязанностями. Они возникают на основе правовой нормы, другими словами, происходит конкретизация юридической нормы; положения нормы "привязываются" к конкретной ситуации. Носитель субъективного права называется управомоченным лицом, а носитель субъективной обязанности - обязанным. В правоотношении это главное, его суть, которая и образует феномен противостояния прав и обязанностей ("кто-то что-то вправе", а "кто-то что-то обязан"). В фактическом правоотношении в большинстве случаев обе стороны по отношению друг к другу имеют соответствующие субъективные права и соответствующие субъективные обязанности.
4. Правоотношение гарантируется принудительной силой государства, обеспечивается его механизмом. Возможность его применения (государственного механизма) является важным условием надлежащей реализации субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей как элементов содержания правоотношения. Не следует абсолютизировать механизм государства в обеспечении и гарантировании правоотношения, тем не менее именно эта особенность отличает правовые отношения от иных.
Правоотношение - юридическая связь, возникающая но основе правовых норм, между субъектами права, наделенными субъективными юридическими правами и субъективными юридическими обязанностями, и обеспеченная государственным механизмом.
Состав (структура) правоотношения - это то, из чего оно состоит, что его образует. Прежде все это субъекты правоотношения, субъективные юридические права, субъективные юридические обязанности и объекты правоотношения. На схеме это может выглядеть следующим образом.
Состав (структура) правоотношения - это некая идеальная модель, научно-практическая абстракция. Данное понятие имеет познавательное, во многом учебное значение. Может быть положено в основу начальных размышлений о правоотношении, его перспективе, особенностях; в практической жизни, например при исследовании видов правоотношений, данная модель, как подчеркивалось, может быть лишь исходным моментом для понимания глубинных особенностей правовых отношений.
14.2. Основания классификации правоотношений
Правоотношения подразделяются по различным основаниям. Одно из важнейших делений правовых отношений - это их зависимость от функций права - регулятивной и охранительной. Основой указанных функций права выступают регулятивные и охранительные юридические нормы. Действия этих норм образуют регулятивные и охранительные отношения. Таким образом, можно увидеть очень важные закономерности в праве - связь между правовыми нормами, функциями права и возникающими в практической жизни правоотношениями.
Регулятивные правоотношения возникают в сфере позитивного поведения - поведения, которое не противоречит нормам права; регулятивные правоотношения - там, где нет конфликта между поведением и юридической нормой. Функция регулятивных правоотношений - это упорядочивание, закрепление и развитие общественных отношений. Общество, за ним и государство, заинтересовано в развитии социально-полезных общественных отношений.
Охранительные правоотношения возникают в сфере нарушения норм права; они связаны с противоправным поведением и с неправомерными действиями. В основе их лежат охранительные юридические нормы, которые предусматривают юридическую ответственность и меры защиты субъективных прав. Функция охранительных правоотношений сводится к вытеснению из жизни социально-вредных действий, антиправового поведения.
В зависимости от характера юридических обязанностей регулятивные правовые отношения подразделяют на активные и пассивные. В отношениях активного типа содержанием обязанности является совершение определенных положительных действий. Эти поступки отличаются системностью, целесообразностью и регламентируются правовыми нормами. В правоотношениях активного типа содержание обязанностей отличается пассивным поведением, воздержанием от определенных действий (не нарушать правила проезда перекрестка, не нарушать прав собственности, не разглашать государственную тайну).
В зависимости от субъекта правоотношения их нередко подразделяют на относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях определены, "персонифицированы" обе стороны как управомоченная, так и обязанная (например, процессуальные правоотношения, сделки и др.). В абсолютных правоотношениях конкретизирована одно сторона - управомоченная, например собственник; другая - обязательная - не определена. Как видно, действует правило: все обязаны не посягать на чужую собственность.
Правоотношения подразделяют и по другим признакам - по отраслям (или по предмету правового регулирования) на конституционные, административные, гражданско-правовые, трудовые, земельные, семейно-правовые и т.д. По этому признаку их можно подразделить на материальные и процессуальные.
Билет № 4
1. Типология государства: формационный, цивилизационный и иные подходы.
2. Фактическое и юридическое содержание правоотношения. Субъективные права и юридические обязанности, их признаки и формы выражения.
1.. Типология государства. Формационный, цивилизованный и другие подходы в типологии государства
Категория "исторический тип государства", "исторический тип государства и права" занимает самостоятельное место в категориальном аппарате науки теории государства и права. Задача типологии государства - процесс познания государственной (и правовой) материи с позиции естественноисторического процесса развития государства, его юридических правил, исторически неизбежной смены одной государственности другой. Исторический тип государства - совокупность существенных, наиболее значимых признаков государства в определенный исторический период времени. Такие признаки можно выделить на основе обобщения большого фактического материала правового, экономического и др. характера.
Классификация и типология государств имеют свои отличия. Деление основывается на устойчивых, но достаточно второстепенных свойствах государства. Жан Боден, например, используя географический критерий, делил народы на южные, средние и северные*(21). Известный немецкий ученый-юрист, начало XX в., Еллинек, в зависимости от степени динамизма подразделял государства на статические и динамические. Основываясь на своеобразии политико-государственного режима, выделяют авторитарные, тоталитарные, либеральные и демократические государства.
Типология же должна базироваться на критериях, сформированных социальной практикой, определяющей глубинную природу государства. Типология как прием основывается на обобщении исторического, социологического и правового материала, на выявлении объективных процессов и связей в обществе, а также на анализе функционирования государственно-правовых явлений и систем.
В настоящее время в юридической и иной литературе доминируют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизованный.
В основе формационного подхода лежат свойства общественно-экономических формаций, отражающие влияние на природу государства экономического базиса и надстройки. Другими словами, существо такого взгляда в систематизации и объединении существенных признаков государства в рамках конкретной общественно-экономической формации. Тип государства означает конкретизацию, определенность его экономической основы, сущности и социального назначения.
Выделяют следующие общественно-экономические формации - первобытнообщинная (догосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (началом которой является социализм). Первой формации - первобытнообщинной - присущ низкий уровень труда, неразвитые производственные отношения, общественная форма собственности. Объективной потребности в существовании государства данная фаза развития общества не имела. Рабовладельческой формации свойственен рабовладельческий тип государства и права, феодальной - феодальный тип государства и права, капиталистической - буржуазное государство и право. Все исторические типы государства выражали интересы господствующих классов. С точки зрения организации также имелись особенности: рабовладельческому и феодальному государству характерна монархия, нередко абсолютная, особенность права - в защите интересов имущих, а раб, пленный, неимущий крестьянин, по сути, были бесправны. Капиталистическая формация, буржуазное государство и право считаются более демократичными, более универсальными. Для этого этапа уже характерна продажа раба как вещи, продажа должника (его семьи) за долги и т.д.
Марксизм выдвинул идею коммунистической формации - формации, обладающей высоким уровнем производства, общественной формы собственности, в основе которой лежит уравнительный принцип распределения материальных благ. Государство и право в этом идеальном обществе, по их мнению, будут лишними, ненужными и с успехом будут отправлены на свалку истории. Эти предположения исторической практикой пока не подтвердились. Между тем заслуга формационного подхода - в характеристике экономической и социальной основы государства, в вычленении связи, прямой и обратной зависимости между государством, правом на определенном этапе времени и экономической и социально-политической структурой общества. Формационный подход ответил на вопрос о том, чьи интересы защищает государство, его сущность.
Цивилизационный подход, один из популярных в настоящий период времени, предлагает учитывать не только (и не сколько) уровень производительных сил формы собственности, принцип распределения материальных благ, классовую расстановку силу, тип культуры, духовные факторы, другими словами, уровень и качество цивилизации. Однако тип культуры - категория очень емкая и включает в себя культуру производства, духовную культуру, мировоззрение, религиозные взгляды на систему социального регулирования и т.д. В зависимости от того, как автор определяет тип культуры, признаки цивилизации, определяется и классификация, а следовательно, и историческая типизация государств.
По мнению А. Тойнби, М. Вебера, П. Сорокина, О. Шпенглера и др., цивилизованный подход дает все же более точную типологию государств. По их мнению, духовно-культурная жизнь общества, выражающаяся в совокупности духовных ценностей, главенствующий фактор в развитии техники, социальной организации, религии, философии, государства и права.
В рамках данного подхода следует выделить и теорию стадий экономического роста, автором которой является Уолд Ростоу*(22). По его мнению, экономические процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют, и в этой связи общество с позиции экономического развития можно отнести к одной из пяти следующих стадий:
- традиционное общество - отношения основаны на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства;
- переходное общество, в котором закладываются основы преобразований, - это период трансформации традиции общества в более развитый период закладывания основ для развития в области обрабатывающей промышленности;
- общество, переживающее процесс движения, понимаемый как взлет научно-технического развития в промышленности и сельском хозяйстве;
- созревающее общество - это пора некой зрелости, когда на основе применения научно-технических достижений образуется устойчивое превышение выпуска продукции к числу населения;
- общество, достигшее высокого уровня потребления, - это стадия, характеризующаяся высоким уровнем массового потребления.
В зависимости от стадии экономического роста У. Ростоу классифицировал государства и подчеркивал их зависимость от духовно-культурных условий развития общества. Таким образом, согласно его концепции, чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал и благосостояние общества.
С позиции цивилизованного подхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций и соответствующих государственных институтов по уровню их организации. В соответствии с данным критерием цивилизации и государства подразделяют на первичные и вторичные.
К первичным относят древнеегипетскую, шумерскую, иранскую, японскую и др. Они отличаются друг от друга таким фактором, как соединение государства с религией, где государство более чем государство, ибо оно связано с духовностью. Религия же прямо обожествляет правителя, т.е. культивирует вождя, фараона и т.д.
Вторичные цивилизации - это западноевропейская, восточноевропейская, латиноамериканская и др. Характерной чертой является различие между государственной властью и религией. Власть оказывается не такой всемогущей, как в первичной цивилизации, но и здесь государство во многом подчинено культурно-религиозной системе.
В совокупности формационный и цивилизованный подходы дают относительно полную картину развития государственности и позволяют достаточно содержательно охарактеризовать тип государства, при этом учитывая не только социально-экономические, но и духовно-культурные факторы.
В учебной юридической литературе используются и иные критерии типологии государств. Например, выделяют в соответствии с политическим режимом демократические и недемократические типы государства, а также, в зависимости от местоположения, - государства западной и восточной цивилизации.
Иногда государства подразделяют в принципе отношения к религии. На этом основании выделяют светские, клерикальные, теократические и атеистические государства (см. подробнее гл. 4, § 5).