II. По сфере действия

1. Акты внешнего действия содержат нормы права, направленные на упорядочение внешних по отношению к издающему их государственному органу отношений.

2.Акты внутреннего действия содержат предписания, регламентирующие внутриорганизационные отношения внутри данного органа (нормативные правовые акты министерства, агентства или службы) или внутри данного государственного учреждения (локальные нормативные правовые акты).

III. В зависимости от территории действия выделяют общие (действующие на всей территории государства) и местные (действующие на части территории государства) нормативные правовые акты.

IV. В зависимости от времени действия говорят о неопределенно-длительных (например, Уголовный кодекс РФ) и временных(например, введенные на период войны) нормативных правовых актах.

· Административный прецедент – это такое поведение органа государства, любого должностного лица, которое имело место хотя бы один раз и может служить образцом при аналогичных обстоятельствах.

Достоинства правового прецедента:

1) является результатом логики и здравого смысла, что приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;

2) имеет большую силу убедительности, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством ссылок на законодательство;

3) имеет гораздо больший динамизм, нежели нормативный акт; судья способен скорее уловить изменения, происходящие в жизни, и отразить их в своем решении.

Недостатки правового прецедента:

1) не имеет того авторитета, обязательности, который присущ нормативному акту;

2) не исключает возможность произвола;

3) не определен объем его действия.

В России правовой прецедент не признается официальным источником права. Основным источником права правовой прецедент признается в странах англо-американской правовой семьи.

 

16. Правовое сознание и правовая культура. Правовое воспитание. (понятие сознания, правосознание, функции, структура правосознания, правовая психология, правовая идеалогия, виды правосознания(обыденное, профессиональное, научное, индивид-ое, коллект-ое);правовое воспит – понятие, субъет,объект, формы – 1.прав.обучение, 2.прав.прапганда, цели п.в.; правовая культура – понятие, структура,функции; правовой негилизм.

Сознание– это форма отражения (познания) человеком окружающего его мира, а также отношение к этому миру в форме различных оценок и предложений по его изменению.Правосознание является отдельным видом (формой) общественного сознания.

Правосознание – это форма общественного сознания, включающая знания, оценки правовой действительности и правовые установки.

Правосознание имеет двусторонние связи со всеми элементами правовой системы. С одной стороны, в нем пассивно отражается вся правовая реальность, которая его обуславливает, формирует. С другой – правосознанию присуща активная роль. Оно воздействует на различные элементы правовой действительности. Качество правотворческой деятельности напрямую зависит от уровня правосознания общества, субъекта правотворчества; в определенном аспекте правосознание выступает источником права. Напрямую оно влияет и на реализацию права. Отсутствие должных правовых знаний, негативное отношение к праву влечет совершение правонарушений, со всеми вытекающими последствиями. Напротив, развитое правосознание обуславливает добровольность и полноту выполнения правовых предписаний, способствует достижению целей правового регулирования. В соответствии с этим можно говорит о функциях правосознания.

Функции правосознания – воздействие правосознания на правовую действительность, обнаруживаемая в процессе деятельности его носителей. Функции: познавательной, оценочной, регулятивной, информативной, прогностической.

Структура правосознания

1.Информационный элемент– это знания людей о праве, системе юрисдикционных органов, правовой практике.

2.Оценочный элемент – на основе знаний в правосознании человека формируются оценки относительно различных явлений правовой системы.

3.Волевой элемент – кроме знаний и оценок правосознание включает волевой момент, обычно называемый правовой установкой. Это предрасположенность, готовность субъекта общественной жизни определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию и действовать в соответствии с этим.

Говоря о структуре правосознания, большинство ученых, в первую очередь, выделяют два элемента – правовую идеологию и правовую психологию.

1.Правовая психология – это совокупность оценок, эмоций, чувств, волевых переживаний индивида, социальных групп, общества в целом относительно правовой действительности.

Это непосредственное отражение в сознании человека окружающих его правовых явлений. Она представляет собой реакцию людей, как правило, в юридически значимых ситуациях. Здесь отражение права выражается в правовых оценках, эмоциях, чувствах, волевых актах. Правовые оценки – это сформированное человеком на основе правовых знаний мнение о различных элементах правовой действительности. Оценки могут быть положительными и отрицательными. Знания и оценки вызывают у людей эмоции и чувства относительно правовых явлений. Эмоции – это переживания человека как реакция на различные раздражители. Они могут быть положительными (радость, восторг) и отрицательными (грусть, досада, ужас, страх). Чувства – это связанные с каким-либо объектом устойчивые переживания, эмоции (например, любовь к человеку). Под влиянием знаний, оценок, различных эмоциональных переживаний у человека формируется воля. Воля – осознанное стремление человека к достижению определенных его потребностями целей.

Правовая идеология – это научные теории, идеи, понятия, представления о праве и правовых явлениях всего общества, его социальных групп.

Это научное, то есть систематизированное и теоретическое знание о правовой действительности. Для его формирования необходимо наличие не только государственно-правовых явлений, но и соответствующих общественному развитию научно-познавательных возможностей общества.

Виды правосознания

1.По глубине проникновения в правовую материю:

- Обыденным правосознаниемобладают люди, не обладающие специальными юридическими знаниями, то есть подавляющее большинство. Оно формируется под влияние конкретных жизненных условий, юридически значимых обстоятельств жизни, доступных всем источников правовых знаний. Для него свойственны самые элементарные представления, знания о праве и практике его реализации. Этот уровень правосознания отличается тесным переплетением правовых знаний и моральных убеждений.

- Профессиональным правосознаниемобладают юристы-практики. Оно складывается в процессе получения специального юридического образования и дальнейшей практической юридической деятельности. Соответственно, для него характерно наличие специальных правовых знаний, комплексное восприятие права, его реализации как безусловной ценности общественной жизни.

- Научным правосознаниемобладают ученые юристы. Оно формируется в результате научного изучения правовой действительности. Получаемые при этом знания отличаются теоретическим характером, становятся результатом тщательного изучения эмпирических фактов, широкого их обобщения, установления существующих закономерностей.

2. По субъектам :

- Индивидуальное правосознание – это правосознание отдельного индивида.В силу того, что нет двух одинаковых людей, нет двух одинаковых правосознаний. Эта уникальность обеспечивается психическими особенностями каждого человека и особенностями условий его жизни.

- Коллективное правосознание – это система правовых знаний, идей, представлений, оценок, чувств, присущих определенному коллективу.

Ø Правовое воспитание: понятие, содержание, цели

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие человека в целях подготовки его к деятельности в обществе.

Правовое воспитание направлено на формирование у человека должного правосознания, повышения его правовой культуры, в конечном итоге, обеспечение правопорядка. Необходимо различать «правовое воздействие» от «правового воспитания». Правовое воздействия включает в себя весь комплекс воздействия на человека окружающих его правовых явлений.

Правовое воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, с целью передачи правовых знаний и формирования правовых убеждений, ценностей, потребностей, установок.

правовое обучение – это одна из форм правового воспитания. Правовое воспитание – это сложный процесс, содержание которого выступает систематическое и целенаправленное воздействие па людей с помощью правовых, идеологических, специально-воспитательных средств.

Субъектом воспитания чаще всего выступают государственные органы, образовательные учреждения, общественные организации.

Объектами воспитания выступают все общество, группы населения (школьники, студенты, правонарушители, преступники и т.д.), отдельные индивиды.

Формы правового воспитания

1.Правовое обучениеосуществляется в школе, в средних и высших учебных заведениях. Особую роль играют специальные юридические учебные заведения, задачей которых является подготовка юристов-профессионалов.

2.Правовая пропагандасостоит в распространении наиболее общественно значимых правовых знаний, идей, убеждений с помощью возможностей, СМИ, кино, специальных государственных и общественных структур (по типу общества «Знание»).

цели правового воспитания - повышение уровня правосознания и правовой культуры общества, его социальных групп, отдельных граждан. Достижение данной цели предполагает решение множества конкретных задач: передача соответствующих правовых знаний; формирование положительного отношения к праву; привитие желания и умения использовать правовые знания на практике.

Ø Правовая культура

– это качественное состояние правовой жизни общества, выраженное в уровне правосознания, совершенстве правовых актов и юридической практики и в иных правовых ценностях.

Правовая культура – это разновидность, одна из форм общественной культуры. Правовая культура не является совокупность всех правовых явлений, это не просто их анализ, а система всех правовых ценностей, созданных людьми, то есть совокупность всех положительных явлений правовой жизни.

Структура правовой культуры элементы:

1) уровень правосознания;2) качественное состояние правовых норм и системы их источников;3) уровень совершенства правотворческой деятельности и юридической практики в целом;4) уровень законности и правопорядка;5) компетентность, эффективность, общественный статус государственно-правовых учреждений;

6) качество и распространенность юридического образования и развитость юридической науки.

Индивидуальная правовая культура – это уровень правовых знаний, отношения к праву как ценности и активность правомерной деятельности личности.

К функциям правовой культуры обычно относят: познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, коммуникативную, прогностическую.

Ø Правовой нигилизм

Правовой нигилизм – это отрицательное отношение к праву и к правовому регулированию.

Правовой нигилизм выражается в отрицании социальной значимости права, возможности посредством правового регулирования достичь общественно значимых, полезных результатов. Правовой нигилизм может поразить все общество или его отдельные (например, маргинальные) слои. Особенно опасным становится правовой нигилизм, носителем которого является само государство в лице его государственных органов и должностных лиц. В этом случае очень скоро все общество может поразить массовый правовой нигилизм.

Формы выражения правового нигилизма:

1) прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов;

2) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

3) издание противоречивых или даже взаимоисключающих актов, которые нейтрализуют друг друга;

4) подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью;

5) несогласованные действия законодательных и исполнительных государственных органов на всех уровнях;

6) нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество;

7) подмена идеи суверенитета и целостности государства идеями сепаратизма и разобщенности.

 

 

17. Правотворчество в российском обществе: понятие, принципы и основные виды.(понятие,цель, субъект, принципы –законность, научность, профессионализм, демократизм, связь с практикой), виды правотворчества.

Правотворчество – это деятельность компетентных органов и должностных лиц (в случае референдума – всего народа) но принятию, изменению и отмене правовых норм.

Правотворчество является сложной по содержанию деятельностью, целью которой является создание системы норм наиболее адекватно регулирующих общественные отношения. Субъект правотворчества должен осуществлять свою деятельность на основе изучения потребностей общества, направлений развития общественных отношений.

Принципы правотворчества

1.Принцип законностиозначает, что вся правотворческая деятельность должна осуществляться компетентными органами в соответствии с закрепленной процедурой, а сами принятые акты должны соответствовать нормативным правовым актам большей юридической силы.

2.Принцип научностиозначает, что подготовка и принятие нормативных правовых актов должны осуществляться с использованием научных данных о различных сферах общественной жизни, с непосредственным привлечением ученых. Особую роль играет использование возможностей юридической науки.

3.Принцип профессионализмаозначает, что участвовать в правотворческой деятельности должны профессионально подготовленные для этого люди: юристы, управленцы, специалисты в различных сферах. Если сам правотворческий субъект не компетентен в каком-либо вопросе, он должен привлечь к разработке проекта соответствующих специалистов.

4.Принцип демократизмаозначает, что механизмы правотворчества должны обеспечивать закрепление в нормативных правовых актах истинную волю народа. Этому, например, служат «прозрачность» законотворчества, всенародное обсуждение законопроектов по важнейшим вопросам общественной жизни, референдумы и др.

Связь с практикойозначает необходимость в процессе правотворчества постоянно учитывать постоянно меняющуюся общественную практику, опыт применения действующего законодательства.

Виды правотворчества

Субъектами правотворчества, как правило, являются государственные органы и должностные лица, но большое количество норм права принимаются негосударственными органами, организациями, населением. В зависимости от этого правотворчество делят на следующие виды:

1) правотворчество компетентных государственных органов; это основной вид правотворчества, им занимается большое количество государственных органов; от уровня и полномочий государственного органа зависит юридическая сила нормативного правового акта; данный вид правотворчества по виду нормативных актов можно разделить на законотворчество и подзаконное правотворчество. Законотворчество отличается особым субъектом осуществления, ограниченным кругом субъектов законодательной инициативы, строгой процедурой рассмотрения и принятия проекта и др.; подзаконное правотворчество отличается многочисленностью субъектов, к которым в России, например, можно отнести Президента, Правительство, федеральные министерства (агентства и службы), органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, субъекты управления на предприятиях, учреждениях и др.; подзаконное правотворчество во многом определяется существующими законами, а также сложностью, многообразием общественных отношений, требующих правового урегулирования; подзаконное правотворчество по сравнению с законотворчеством более оперативно, обладает большей гибкостью, меньшей формальностью, компетентностью правотворческих органов; с другой стороны оно более закрыто и неподконтрольно обществу;

2) правотворчество органов местного самоуправления; оно тесно примыкает к правотворчеству государственных органов. Но так как действующая Конституция РФ выводит местные органы самоуправления из системы государственных органов, то соответственно и правотворчество местных органов самоуправления образует особый вид правотворчества;

3) локальное правотворчество; это деятельность по принятию нормативных правовых актов учредителями и иными субъектами управления негосударственных предприятий, учреждений, организаций;

4) непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме всенародного голосования (референдума);

5) санкционирование государством норм, которые сложились независимо от него в виде обычая; строго говоря, это нельзя считать правотворчеством, так как нормы права складываются спонтанно, без целенаправленной деятельности государства; государство в этом случае лишь одобряет уже существующие нормы.

 

18. Закон: понятие и виды. Соотношение права и закона. а)закон понятие виды -(основные, конституц-ые, органические, обычные) Соотношение права и закона

По юридической силе нормативно-правовой акт:

1.Закон – это нормативный правовой акт, принимаемый в особом процедурном порядке по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни и обладающий высшей юридической силой.

В современных государствах законы принимаются или на референдуме, или же высшим представительным органом государства – парламентом.

А)Основные законы (конституции) регулируют основы общественного и государственного строя, закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяют принципы формирования и деятельности государственных (преимущественно высших) органов. Конституции имеют учредительный характер. Они служат юридической базой для всего законодательства, по отношению к которому они обладают верховенством, поддерживаемым осуществлением функции конституционного контроля.

Б)Конституционные законы – это законы, дополняющие конституцию, или законы, издающиеся по отдельным указанным в конституции наиболее важным вопросам.

В)Органические законы – это законы, определяющие порядок организации и деятельности государственных органов на основе бланкетных (отсылочных) статей конституции, или все законы, к которым отсылает конституция.

Г)Обычные законы – это все остальные законодательные акты, принимаемые парламентом.

Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Они различаются между собой как содержание и форма.Соотношение системы права и системы законодательства: 1) система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений; 2) система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно‑правовых актов; 3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом; 4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления. Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

 

Стадии законотворческой деятельности. Проблемы совершенствования законодательного процесса в России.( стадии – выявление потребности, 2.правотворческой инициативы,3.решение о издании, разработка проекта. 5. Ассмотрение, 6.принятие, 7.доведение до содержания; Проблемы совершенствования законодательного процесса в России

Правотворческий процесс складывается из ряда стадий или этапов:

1) стадия выявления потребности в правовом регулировании; эту потребность могут выявлять различные общественные институты – общественные объединения, политические партии, СМИ, наука;

2) стадия правотворческой инициативы, это первое официальное действие компетентного субъекта, состоящее во внесении в правотворческий орган предложения о принятии нормативного правового акта или сто подготовленного проекта;

3) решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработке его проекта, включении в план работы и т.п.;

4) разработка проекта нормативного правового акта и его предварительное обсуждение; процедуры того и другого различаются в зависимости от того, кому поручена его разработка, а также от характера и важности будущего нормативного правового акта;

5) рассмотрениенормативно-правового акта в том органе, который уполномочен его принять;

6) принятие нормативного правового акта;

7) доведение его содержания до адресатов;