Информационные технологии в специальном образовании

В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, и нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. На страницах специализированных педагогических изданий и сайтов все чаще поднимается вопрос о проблемах внедрения компьютерных средств обучения в процесс коррекции нарушений и общего развития детей с ОВЗ.

Роль информационных техноло­гий, телекоммуникаций и компьютерно-опосредованных технологий деятельнос­ти постоянно возрастает в современном обществе. Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.

Понятие «Информационные технологии (ИТ)» в широком смысле подразумевает способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. К ним относятся создание письменности, изобретение книгопечатания, телефона, телеграфа, радио, телевидения, компьютерные технологии и т.д. Все ИТ можно разделить на две большие группы - традиционные и современные ИТ.Такое деление связано с тем, что все предшествовавшие изменения в производстве информации касались лишь способов ее фиксации, тиражирования и распространения, не затрагивая самого процесса создания и смысловой переработки информации. Специфика же современных ИТ заключается в том, что они проникают в сферу интеллектуальной деятельности человека, являются новым интеллектуальным инструментарием. Средствами осуществления современных ИТ являются компьютерные, мультимедиа, телекоммуникационные и другие технологии. Реализуя свою культурогенную функцию, современные ИТ проникают во все механизмы массовой коммуникации, образование, воспитание и оказывают влияние на формирование личности, образ жизни, систему межличностного общения и т.д. Гносеогенная функция современных ИТ заключается в совокупности осуществляемых с их помощью процедур и операций, влияющих на познание и содействующих приросту новых знаний.

В связи с данным определением следует выделить когнитивные информационные технологии –технологии, специально ориентированные на развитие интеллектуальных способностей человека, таких как воображение и ассоциативное мышление.

В узком смысле информационная технология (теория обработки информации) [information technology] – это система методов производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, накопление, хранение, поиск, обработку отображение и выдачу информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:

  • предметом (объектом) обработки (процесса) являются данные (информация);
  • целью процесса является получение информации;
  • средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы;
  • процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с данной предметной областью;
  • выбор управляющих воздействий на процессы должен осуществляться лицами, принимающими решение;
  • критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность, полнота.

Более узким понятием, входящим в состав понятия информационные технологии, являются компьютерные технологии. Это область высоких технологий, отвечающая за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации. Основными принципами компьютерных технологий являются:

- наличие дружественного интерфейса в работе пользователя и компьютера;

-интерактивный режим работы с компьютером (интерактивность – это обеспечение возможности взаимодействия компьютерной программы и человека, возможности диалога “партнеров” в решении определенной задачи [17]);

- качественная индивидуализация [20];

- интегрированность программных продуктов;

- гибкость процесса изменения постановок задач и данных.

Инструментарий информационной технологии – это один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного компьютера, технология работы с которыми позволяет достичь создателем или пользователем данного продукта поставленную цель.

На основе анализа ряда работ попытаемся дать типизацию инструментария информационных технологий и выделим следующие виды программного обеспечения находящие своё применение в специальном образовании.

Исходя из имеющихся, разрабатываемых и теоретически обоснованных программных продуктов [2,4,6,19,21,22,23,28], можно обозначить основные области, где информационные технологии становятся важным инструментом и находят своё применение.

Инструмент диагностики [23] Инструмент обучения детей [21, 23] Инструмент социальной и трудовой адаптации [23] Инструмент педагога и психолога [23]
Комплексное обследование для установления вида и степени дисфункции (экспертные системы и системы диагностики) Развивающие программы как средство познавательно – исследовательской деятельности. Коррекционные технологии. Извлечение информации для своих нужд (Интернет и телекоммуника-ционные технологии), досуговая среда развития и обучения и достижения социальной полноценности Инструмент получения (тесты) и накопления психолого – медико – педагогического опыта (базы данных, информационные порталы, объединяющие научные центры и школы), объект обучения,
Ранняя диагностика и обследования детей различными специалистами Освоение пользовательских азов и специальных программ (screen reader, jaws,) ЭВМ – посредник - вспомогательное средство установки коммуникативного контакта, средство обеспечения канала связи с внешним миром Профессиональная реабилитация Использование специализированных компьютерных программ в преподавании различных учебных предметов.
Выявление влияния обучения на развитие ребенка Индивидуализация в рамках группового обучения   Инструмент связи педагогики и психологии Интеграция информатики и специальной педагогики

Современный период образования характеризуется процессом информатизации, который предполагает реализацию возможностей информационных технологий для совершенствования методов обучения, воспитания. Информатизация обучения требует от учителей профессиональной компетенции, которая выражается, прежде всего, в умении использовать средства изучения и обучения ребенка, основанные на ИТ. [20]

Информационные технологии открывают новые еще малоисследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Практика показывает, что компьютерные программы имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Они обеспечивают [20,6]:

· большую информационную емкость (что позволяет представить информационную модель в разных контекстах и коммуникативных ситуациях);

· интенсификацию самостоятельной работы каждого ученика – повышается работоспособность, активизируется познавательная деятельность детей;

· создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого школьника – мотивирование трудных для ребенка видов деятельности;

· создание благоприятного психологического климата - создание правильной реакции на ошибку;

· учет возрастных особенностей учащихся при овладении ими различными языковыми моделями и структурами;

· качественную индивидуализацию (в том числе и в рамках группового обучения), которая заключается в индивидуальном темпе и количестве повторений;

· возможность визуализации скрытых от непосредственного наблюдения явлений процессов и закономерностей;

· изменение ситуации взаимодействия «учитель – ученик»: ситуация меняется на «учитель–ученик– компьютер», происходит смена акцента взаимодействия;

· насыщение обучения продуктивными видами деятельности: сравнение, классификация, конструирование, прогнозирование.

Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, преодолеть нарушения высших психических функций, предупредить возникновение вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников с особыми образовательными потребностями.