Выбор темы и постановка проблемы научного исследования
Методы получения информации о корпоративной культуре в процессе культурной адаптации
В распоряжении новых членов организации имеется несколько источников потенциальной информации о корпоративной культуре.Проф. М. Лоуис выделяет семь способов получения информации, используя которые новые сотрудники получают сведения о корпоративной культуре:
1. Открытые методы прямого вопроса, когда легко напрямую спросить «агента» корпоративной культуры о той или иной проблеме.
2. Вопросы могут быть заданы не напрямую в том случае, когда стоит позаботиться о «сохранении лица» (например, когда проблема входит в сферу его профессиональных навыков или когда новичок не чувствует себя достаточно свободно в данной ситуации или с данным «агентом»).
3. Вопрос можно задать третьему лицу, подменяя, например, первичный источник информации (начальника) вторичным (сотрудником). Третья сторона задействуется, когда основной источник информации недоступен или когда необходимо объяснить информацию, полученную от основного источника.
4. В качестве эксперимента правила можно нарушать, следя за реакцией остальных, с тем чтобы понять, насколько и при каких условиях это правило работает.
5. Можно вести завуалированные беседы, вызывая «агента» на откровенность в доверительной обстановке.
6. Допустимо использовать методы прицельного наблюдения за некоторыми людьми в определенных производственных ситуациях.
7. Можно использовать общее наблюдение, изучая то, что происходит, отмечая, о чем беседуют сотрудники, в какой манере общаются с представителями других отделов, с клиентами, руководством и т.д. В отличие от метода прицельного наблюдения этот способ получения информации нецеленаправлен и нерегулярен.
Чем меньше сходства замечает новый сотрудник в новом окружении по сравнению со своим предыдущим местом работы, чем больше для него степень новизны и чем меньше его опыт в смене производственных ролей, тем чаще он будет использовать методы наблюдения и реже — прямые вопросы в процессе аккультурации.
Новые сотрудники с более высокой самооценкой будут прибегать к методу прямого вопроса чаще, чем те, у которых самооценка низка. Чем больше новизна контекста, тем значительнее становятся задачи аккультурации.
В самостоятельном выборе темы могут помочь следующие приемы:
1) просмотр аналитических обзоров достижений науки, написанных ведущими специалистами (как правило, такие обзоры завершаются перечнем нерешенных или спорных научных проблем и перспектив развития отрасли науки);
2) выбор темы по принципу повторения проведенных исследований, но с использованием новых, более совершенных методов, т.е. посредством углубления и уточнения имеющихся научных данных и их проверки;
3) ознакомление со специальной литературой, с новейшими исследованиями, особенно в пограничных областях, поиск темы на «стыке» наук или отраслей науки;
4) теоретическое (философское) обобщение исследований, теорий, результатов, критико-аналитических и описательных материалов. Темы такого рода, как правило, «тянут» на докторскую диссертацию, представляя собой научное исследование высокого порядка. Но если студент, обладающий философским складом ума, выбирает такую тему для дипломной или даже курсовой работы, то это его право и кафедра должна утвердить эту тему в порядке исключения при достаточном ее обосновании студентом. Кто знает, может, из студенческой курсовой работы вы
растет докторская диссертация?
5) экспериментальная проверка гипотез, выдвинутых, но не проверенных учеными;
6) консультации с ведущими деятелями науки для выявления малоизученных проблем или их аспектов, имеющих актуальное значение для теории и практики.
Выбранная тема должна отвечать требованиям актуальности и новизны.
Актуальностьтемы обосновывается студентом с опорой на общественную практику, на нужды людей, сталкивающихся с проблемами, решения которых нет в литературе. Актуальной является такая тема, которая ставит целью поиск ответа на вопрос, продиктованный требованиями практической деятельности людей, сталкивающихся либо с отсутствием готового ответа в соответствующей литературе, либо с наличием разных точек зрения на проблему.
Новизна собственного подходаустанавливается студентом, а затем и обосновывается в процессе и результате всестороннего библиографического поиска. Определение новизны связано с постановкой основной проблемы исследования, определением места выбранной темы в решении научной проблемы, и в более широкой научной области (научном направлении).
Тема научного исследования – это определение изучаемого явления, охватывающее определенную область (аспект) научной проблемы. Тема формулируется обычно в терминах предмета исследования.
Научная проблема – это требующий решения основной вопрос, возникающий, когда имеющихся знаний недостаточно для решения какой-либо научной загадки и неизвестен способ добывания недостающих знаний. Научная проблема может состоять из ряда тем (аспектов проблемы) или формулироваться в одну самостоятельную тему исследования (как правило, это темы докторских диссертаций). Научная проблема может быть глобальной, требующей окончательного решения на высоком философском уровне обобщения, что не исключает проведения частнонаучных исследований.
Научное направление – определенный методологический, общенаучный и частнонаучный подход к решению научных проблем, представляющий определенное видение предмета науки и методов его изучения («научная школа»).
Выбор темы и постановка проблемы завершаются написанием текста, фиксирующего проделанную на этом этапе работу и содержащего:
1.Формулировку темы исследования.
2.Характеристику места данной темы в более широкой области – научном направлении, научной проблеме.
3. Постановку проблемы, которую собирается решать исследователь.
4. Перечень вопросов, на которые предполагается получить ответ в исследовании.