Акустические волны

Механические волны

Вибрации

 

Простейшим видом вибрации являются гармонические (синусои­дальные) колебания.

По способу передачи человеку различают вибрации локальные и общие. Локальные передаются через руки (при работе с ручными маши­нами, органами управления), общие — через опорные поверхности стоящего, сидящего или лежащего человека.

Местные вибрации создают преимущественно ручные машины ударного, ударно-вращательного и вращательного действия.

Общую вибрацию инициируют, например, самоходные и прицепные машины (транспортная вибрация), экскаваторы, промышленные и строительные краны, станки металлорежущие и деревообрабатывающие, кузнечно-прессовое оборудование, буровые станки, электрические машины и др.

Способы снижения вибраций на путях их распространения включа­ют виброгашение, виброизоляцию и вибродемпфирование.

При виброгашении фундамент и установленное на него оборудова­ние соединяют в единую систему с помощью анкерных болтов или цементной заливки.

Во всех случаях, когда это возможно, стараются устано­вить оборудование без фундамента, на виброизоли­рующих опорах. Виброизоляторами служат резиновые или пластмассовые про­кладки, одиночные или составные цилиндрические пружины, листовые рессоры, комбинированные (пружинно-резиновые, пружинно-пластмас­совые, пружинно-рессорные) и пневматические (воздушные подушки) виброизоляторы.

В основе демпфирования лежит поглощение энергии колебания системы за счет увеличения в последней активных потерь. Вибродемп­фирование реализуется применением материалов с большим внутрен­ним трением: малоуглеродистых и малосернистых чугунов, сплавов цветных металлов.

Механические волны, распространяемые в окружающей среде, имеют разную частоту. Различают волны с частотами менее 17 Гц (инфразвук), 17-20000 Гц (звук) и более 20000 Гц (ультразвук). Инфра- и ультразвуки не улавливаются человеческим ухом, колебания в диапазоне 17-20000 Гц воспринимаются как звучание. В технике механические волны в режиме звучания часто называют акустически­ми, выделяя в них звук и шум.

Как было отмечено, к акустическим относят механические волны с частотой 17-20000 Гц. Достигая человека, они приводят к вынужден­ным колебаниям барабанной перепонки ушей и воспринимаются как звук.

Характеристикой звуковых волн является их интен­сивность. Ее определяют по энергии, которую переносят звуковые волны за единицу времени через единицу площади поперечного сечения, перпендикуляр­ного направлению распространения волн. Единицей измерения интен­сивности звука в системе СИ является 1 Вт/м2.

Для оценки интенсивности звуков обычно принимает­ся логарифмическая шкала. Одна единица на ней, соответствующая увеличению звуковой энергии в 10 раз (логарифм 10 равен 1), полу­чила название бел (Б). Однако практически более удобно использо­вать не бел, а в десять раз меньшую величину — децибел (дБ), ко­торая примерно соответствует минимальному приросту силы звука, различаемому ухом.

В реальных условиях производства и быта чаще встречаются не звуковые волны определенной частоты, а шум, в котором одновремен­но присутствуют акустические волны всевозможных частот.

Интенсивность шума определяется в пределах октав. Октава — диапазон частот, в котором верхние их значения вдвое больше ниж­них, например 40-80, 80-160 Гц. Для идентификации октав принима­ют так называемые среднегеометрические частоты. В частности, для октавы 40-80 Гц среднегеометрическая частота составляет 62,5 Гц, для октавы 80-160 Гц она равна 125 Гц и т.д.

Усредненный уровень шума, создаваемый некоторыми его источни­ками, выглядит следующим образом, дБ: гидроструйный транспорт в забоях — 140, пневматическое долото — 122, ткацкие станки — 112, отрезная пила — 106, сельскохозяйственный трактор — 103, токарный станок — 95, пылесос -- 72, разговор — 60; транспортные средства: автобусы 82-90, трамваи ~ 85-90, троллейбусы — 71-74; магист­ральные улицы — 90-95, кварталы вдоль магистралей общегородского значения — 67-77, поезд при скорости 70-80 км/ч на рельсах с дере­вянными шпалами — 125-130 дБ. Авиационный шум оказывает небла­гоприятное воздействие в радиусе до 10-20 км.

Характер восприятия человеком уровня громкости шума изменяется в зависимости от его интенсивности. Как болезненно громкий воспри­нимается шум 130-120 дБ, дискомфортно-громкий — 110-100, очень громкий — 90-80, умеренно громкий — 70-60, тихий — 50-40, очень тихий — 30-20 дБ.

К наиболее опасным для здоровья относятся уровни свыше 80 дБ. Уровень 120-130 дБ вызывает болевые ощущения, при интенсивности —140 дБ может наступить потеря слуха.

Допустимые уровни звука в жилых комнатах квартир — 40; на территории, непосредственно прилегающей к жилым домам — 55 (с 7 до 23 ч) и 45 (с 23 до 7 ч).

Способы защиты от шума определяется тем, к какому виду он относится.

Воздушный шум распространяется в свободном воздушном простран­стве на всем расстоянии от источника возникновения. Структурный шум излучается в замкнутое пространство зданий и сооружений поверхностями колеблющихся конструкций стен, перекры­тий, перегородок и т.п..

При распространении воздушного шума существенное снижение интенсивности его воздействия может быть достигнуто удалением от него, особенно при высоких частотах.

При наличии источников структурного шума для его снижения требуется приме­нение звукопогло­щающих (ЗПМ) и вибро-демпфирующих (В ДМ) материалов. Шумы ослабляются устройством на машинах специальных кожухов или размещением шумящего оборудования в помещениях с массивными стенами без щелей и отверстий.

Одним из эффективных способов поглощения шумов является при­менение глушителей. В зависимости от принципа действия глушители делят на абсорбционные, реак­тивные (рефлексные) и комбинированные.

Абсорбционныеглушители снижают шум за счет поглощения зву­ковой энергии в применяемых для них звукопоглощающих материалах, а реактивные глушители — в результате обратного отражения звука к его источнику. Комбинированные глушители обладают способностью как поглощать, так и отражать звук.

Ослаблению шума способствуют планировочные мероприятия. В частности, шумные цехи следует размещать в глубине заводских тер­риторий, ограждать зоной зеленых насаждений.