Особенности экспертных систем

Класс 3 - Структурированные документы

Класс 2 - Неструктурированные документы

Класс 1 - Бумажно-ориентированные электронные документы

Классификация ИЭТР

Можно выделить несколько классов ИЭТР, каждый из которых характеризуется определенной функциональностью и стоимостью реализации.

Чем выше класс ИЭТР, тем выше уровень сложности его создания, но функциональные возможности и удобства использования систем более высоких классов выше возможностей ИЭТР более низких классов.

Рассмотрим подробнее каждый из классов

 

Бумажно-ориентированные электронные документы предполагают перевод бумажных руководств в электронный вид простым сканированием изображений страниц руководств и снабжением их кратким оглавлением.

Серьезным недостатком бумажных руководств по эксплуатации является то, что для больших изделий (типа самолета) эти руководства представляют собой десятки килограмм всевозможных книг и занимают много места. Отсюда возникают проблемы с поиском необходимой информации, тиражированием, транспортировкой и поддержанием целостности руководства.

В настоящее время для представления текстовой информации широко используется формат документов Adobe Acrobat-pdf-формат. При печати материала в pdf-формате его изображение будет одинаковым независимо от используемого принтера. Кроме того pdf-формат является машинно-независимым и может передаваться от компьютера к компьютеру . Наряду с идеальным представлением текстового материала pdf-формат позволяет существенно повысить качество изображения при выводе на экран с различным масштабированием сканированного материала и различных точечных изображений. При создании компьютерных вариантов различных технических текстов представление формул, графиков, таблиц является наиболее трудоемким процессом. Здесь pdf-формат позволяет существенно снизить затраты, поскольку дает прекрасное представление сканированного материала. Поэтому этот формат фактически стал стандартом для компьютерных версий различных технических журналов. Однако pdf, в основном, является технологией отображения информации. Главным образом, pdf-файл представляет собой просто моментальный снимок экрана и имеет ограниченные возможности. Поиск может проводиться только в рамках отдельного документа. Компоновка и формат pdf-документа жестко запрограммированы.

Основным выигрышем при переводе бумажных руководств в электронный вид является преобразование килограммов бумаги в несколько маленьких по размеру и весу компакт-дисков

При создании ИЭТР 2 класса необходимо отсканированные страницы руководств распознать - это позволит работать с данными, представленными в виде текста. Текст также может быть подготовлен в одном из текстовых редакторов.

ИЭТР 1 класса просто переводят информацию из бумажного в электронный вид, не добавляя к возможностям руководства ничего нового, т.е. представляют собой просто другую форму того же самого бумажного документа. ИЭТР класса 2 позволяет расширить функции бумажного руководства за счет добавления к ним новых возможностей: ссылок для автоматического перехода из любого места руководства в любое место руководства, иллюстраций, аудио- и видеофрагментов. Кроме того, за счет представления руководства в виде электронного текста, появляется возможность проводить полнотекстовый поиск по всему руководству.

Ко второму классу ИЭТР можно отнести электронные руководства, выполненные в виде специализированного программного обеспечения на универсальных алгоритмических языках. К примеру, различные "Энциклопедии автолюбителя".

 

 

Основным преимуществом ИЭТР класса 3 является возможность стандартизации. Достигается это тем, что электронный документ делится на отдельные компоненты, которые и стандартизуются..

Экспертная система - наиболее известный и распространенный вид интеллектуальных систем. Хотя этот термин употребляется весьма широко, но его точного определения пока нет. Можно лишь указать ряд особенностей, которые присущи только экспертным системам.

Первая особенность экспертных систем состоит в том, что они предназначены для пользователей, сфера деятельности которых далека от искусственного интеллекта, программирования, математики, логики. Для таких пользователей экспертная система выступает как некая система, помогающая им в повседневной работе. Общение с экспертными системами, работа с ними должны быть так же просты, как просты, например, управление телевизором, стиральной машиной или автомобилем.

Что же дают пользователю экспертные системы? Во многих видах человеческой деятельности используемые знания далеко не всегда могут быть четко формализованы. Точнее, наряду со знаниями как бы отделенными, отобранными у специалистов (они зафиксированы в учебниках, инструкциях, учебных фильмах и т. п.), существуют так называемые профессиональные навыки и умения, овладеть которыми можно, только работая вместе с тем, кто уже овладел ими.

Само название этих систем указывает на то, что они должны хранить в себе знания профессионалов-экспертов в некоторой предметной области. И не просто хранить, но и передавать их тем, у кого таких знаний нет. Для этого в экспертной системе предусмотрены не только простые средства общения между системой и специалистами, но и средства доведения хранимых в системе знаний до специалиста вместе с необходимыми пояснениями и разъяснениями. В этом заключается третья особенность экспертных систем. Ни в каких других интеллектуальных системах, кроме систем, предназначенных для обучения, объяснительная функция (т. е. способность давать при необходимости пояснения и разъяснения) не встречается.

Экспертная система является типичной человеко-машинной системой, поэтому в ее состав должен быть включен блок, названный "интеллектуальный интерфейс". Его задача - обеспечить диалог с пользователем на привычном ему языке. В состав интеллектуального интерфейса могут входить средства визуализации, с помощью которых на экране дисплея формируются необходимые образы, используемые в процессе общения пользователя с системой (чертежи, схемы, рисунки и т. п.). Общение с пользователем происходит в режиме "вопрос-ответ", причем вопросы могут задавать как пользователь, так и система.

Поддерживать диалог с пользователем экспертной системе помогает схема управления диалогом. Она хранится в логическом блоке, и именно он осуществляет все необходимые манипуляции с репликами пользователя, информацией из базы знаний и выдаваемыми ответными репликами.

Специфическим именно для экспертных систем является наличие блока объяснений. Дело в том, что после консультации с экспертной системой решение, полученное пользователем, может показаться ему либо неприемлемым, либо не лучшим. Происходит это потому, что часть рассуждений экспертная система делает самостоятельно, используя свой сценарий и те знания, которыми она располагает. Пользователю же кажется, что в логике получения решения имеются "провалы", "перескоки", не обоснованные шагами диалога.

Во всех подобных случаях пользователь может обратиться к блоку объяснений. Последний на вопрос: "Как получилось именно это решение?" - дает все необходимые объяснения, используя информацию, которая в процессе выработки решения накапливается в логическом блоке. Как правило, сценарий предусматривает несколько путей; среди них возможны тупиковые пути, не ведущие к нужной цели. Оказавшись на дороге в тупик, система может автоматически вернуться к той "развилке", где она сделала неверный выбор. Неудачные попытки в памяти логического блока не сохраняются, и в результате к концу поиска решения в нем запоминается лишь результативный путь - трек, ведущий от начальной ситуации к решению. Этот трек и используется блоком объяснения для ответа на запрос пользователя.

На практике экспертные системы используются, прежде всего, как системы-советчики в тех ситуациях, где специалист сомневается в выборе правильного решения. Экспертные знания, хранящиеся в памяти системы, более глубокие и полные, чем соответствующие знания пользователя. При работе в оперативном режиме, когда времени для обдумывания и выбора решений у человека очень мало (например, при возникновении аварийной ситуации в энергосистеме или в летящем самолете), неправильное решение принимается не потому, что человек не смог найти лучшего, а в силу его психических особенностей. Стресс приводит к тому, что даже очевидные решения бывает найти не так-то просто. В этих случаях можно использовать системы-подсказчики. По сложившейся ситуации такая система начинает давать советы в темпе, достаточном для того, чтобы человек на них прореагировал.

Системы оперативного управления могут обладать и меньшими знаниями (хранящимися в базе данных), чем специалист, работающий в паре с системой. Но зато быстрота и точность реакции системы значительно выше, чем у человека.

Есть и еще один класс систем, не имеющих собственного названия и поэтому часто называемых экспертными. В отличие от классических экспертных систем они рассчитаны не на пользователя, являющегося новичком или средним специалистом в некоторой области деятельности, а на самих экспертов-профессионалов. Для таких специалистов нужна не консультирующая или советующая система, а система, способная помочь им в научной работе. Системы такого рода называют системами автоматизации научных исследований. Примером могут быть системы, способные на основании частных знаний эксперта обнаружить в эмпирическом материале скрытые связи и закономерности.

Специалисты собирают априорные знания о влиянии структуры соединения на биологическую активность. Эти знания закладываются в базу знаний,и система на новом материале пытается обобщить их в виде закономерности. Найденные зависимости выдаются специалисту, который пытается их осознать и интерпретировать. Свои новые соображения он вводит в систему, и совместная работа продолжается.

При создании экспертных систем наиболее трудоемким этапом является заполнение базы знаний сведениями, нужными для функционирования будущей системы. Эту работу выполняет особый специалист - инженер по знаниям.

Исходя из вышеизложенного, рассмотрим одно из наиболее устойчиво используемых в специальной литературе определений экспертной системы.

Экспертной системой называют вычислительную систему использования знаний эксперта и процедур логического вывода для решения проблем, которые требуют проведения экспертизы и позволяют дать объяснение полученным результатам.

ЭС обладает способностями к накоплению знаний, выдаче рекомендаций и объяснению полученных результатов, возможностями модификации правил, подсказки пропущенных экспертом условий, управления целью или данными. ЭС отличают следующие характеристики:

· интеллектуальность;

· простота общения с компьютером;

· возможность наращивания модулей;

· интеграция неоднородных данных;

· способность разрешения многокритериальных задач при учете предпочтений лиц, принимающих решения (ЛПР);

· работа в реальном времени;

· документальность;

· конфиденциальность;

· унифицированная форма знаний;

· независимость механизма логического вывода;

· способность объяснения результатов.

В настоящее время можно выделить следующие основные сферы применения ЭС: диагностика, планирование, имитационное моделирование, предпроектное обследование предприятий, офисная деятельность, а также некоторые другие.

В ЭС часто отсутствует возможность общения с системой на близком к естественному языке либо с использованием визуальных средств, поскольку взаимодействие с такой системой осуществляется с применением языка типа ПРОЛОГ или с применением ПРОЛОГ-идей.

В задачу этого направления входят исследование и разработка программ (устройств), которые используют знания и процедуры вывода для решения задач, являющихся трудными для людей-экспертов. ЭС могут быть отнесены к системам ИИ общего назначения - системам, которые не только исполняют заданные процедуры, но на основе метапроцедур поиска генерируют и применяют процедуры решения новых конкретных задач.

Огромный интерес к ЭС со стороны пользователей вызван, по крайней мере, тремя причинами. Во-первых, системы ориентированы на решение широкого круга задач в неформализованных областях, на приложения, которые до недавнего времени считались малодоступными для вычислительной техники.

Во-вторых, с помощью ЭС специалисты, не знающие программирования, могут самостоятельно разрабатывать интересующие их приложения, что позволяет резко расширить сферу использования вычислительной техники.

В-третьих, ЭС при решении практических задач достигают результатов, не уступающих, а иногда и превосходящих возможности людей-экспертов, не оснащенных ЭС.

В настоящее время ЭС применяются в различных областях человеческой деятельности. Наибольшее распространение при производстве РЭС ЭС получили в проектировании интегральных микросхем, в поиске неисправностей и автоматизации программирования.