Дети с нарушениями зрения

Следующую группу детей с дизонтогениями по дефицитарному типу составляют лица с нарушениями зрения. Закономерности и осо­бенности психического развития лиц с нарушенной функцией зрения изучает тифлопсихология. Ее данные актуальны для тифлопедагоги­ки науки о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения.

В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на сле­пых и слабовидящих. Слепота и слабовидение представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограниче­нии зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, обще­ния и психофизического развития.

Слепые (незрячие) - подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение, а также лица с прогредиент-ными заболеваниями и сужением поля зрения (до 10-15°) с остротой зрения до 0,08.

По степени нарушения зрения различают лиц с абсолютной (то­тальной) слепотой на оба глаза, при которой полностью утрачиваются зрительные восприятия, и лиц практически слепых, у которых имеет­ся светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать свет, цвет, контуры (силуэты) предметов.

Слабовидящие - подкатегория лиц с нарушениями зрения, име­ющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с кор­рекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения, слабо­видящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето- и светоощущение, периферическое и бинокулярное зрение).

Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следу­ющих основных проблем: психолого-педагогическое и клиническое изу­чение зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восста-новления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабо-видении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения* Важное место занимают: разработка содержания, методов и организация обу­чения основам наук, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих; определение типов и структуры специальных учреждений для их обучения и воспитания; разработка научных основ построения учебных планов, программ, учебников, частных методик.

Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих счита­ется В. Гаюи (1745-1822), французский педагог, единомышленник и последователь Д. Дидро, основатель первых образовательных учреж­дений для слепых во Франции и в России. Благодаря В. Гаюи не толь­ко началось систематическое обучение незрячих, но и сформировалось гуманистическое отношение к ним как к полноценным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации.

Л. Брайль (1809-1852), потерявший зрение в трехлетнем возрасте, воспитанник, а затем и тифлопедагог Парижского национального ин­ститута слепых, стал автором изобретения, изменившего систему обу­чения слепых. Основанная на комбинациях шеститочия, его система рельефного письма охватывает буквенные, математические и иные символы, позволяя слепому свободно читать и писать.

Первое учебное заведение для слепых в России было организовано в 1807 году при Смольнинской богадельне в Санкт-Петербурге. Детей учили Закону Божьему, пению, ремеслам.

В течение XIX в. было открыто еще несколько школ для слепых, существовавших на средства Попечительства о слепых. Для боль­шинства учеников обучение было платным и стоимость достаточно высока.

В 1928 году появились первые советские школьные программы для слепых. В начале 30-х годов XX века появляются первые классы охраны зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразо­вательных школ (в нескольких школах Ленинграда и Москвы), а с конца 30-х годов открываются и первые школы для слабовидящих. Разви­тию этого нового направления в тифлопедагогике способствовала Ю. Д. Жаринцева.

Развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии свя­зано с именами таких ученых, как М. И. Земцова, Б. И. Коваленко, Н. Б. Коваленко, А. С. Ганджий, Н. Г. Крачковская, Н. В. Серпокрыл, Ю. А. Кулагин, Л. И. Солнцева, А. Г. Литвак, В. П. Ермаков, А. И. Кап-

лан, А. Б. Гордин, Р. С. Муратов, Б. В. Сермеев, В. А. Феоктистова, Э. М. Стернина, И. С. Моргулис и др.

Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации. Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием на­следственной передачи некоторых дефектов зрения. Приобретен­ная слепота обычно бывает следствием заболевания органов зрения — сетчатки, роговицы и заболеваний центральной нервной системы (ме­нингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит), осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина), травматических повреждений мозга (ранения головы, ушибы) или глаз.

Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зри­тельного анализатора. При прогрессирующих зрительных дефектах происходит постепенное ухудшение зрительных функций под вли­янием патологического процесса.

К непрогрессирующим дефектам зрительного анализатора относят некоторые врожденные его пороки, такие, как астигматизм, катаракта. Причинами этих дефектов могут стать также последствия некоторых заболеваний и глазных операций. Существуют такие категории детей с нарушениями зрения, как слепорожденные, рано ослепшие, лишив­шиеся зрения после трех лет жизни. Такая дифференциация основы­вается на том, что время утраты зрения имеет очень большое значение для последующего развития ребенка.

Время наступления зрительного дефекта имеет существенное зна­чение для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, психо­физические особенности и своеобразие психофизического развития. Психическое развитие слепорожденных имеет такие же закономерно­сти, как и у зрячих детей, но отсутствие визуальной ориентировки ска­зывается наиболее заметно на двигательной сфере, на содержании со­циального опыта.

Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сфе­ры, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте у лиц с нарушенным зрением возникают бытовые про­блемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции.

Развитие высших познавательных процессов (внимание, логиче­ское мышление, память, речь) у слепорожденных протекает нормаль­но. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувственных и интеллек-туальных функций проявляется в Некотором своеобразии мыслитель­ной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления.

Отличие ослепших детей от слепорожденных зависит от времени потери зрения: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если не развивать зрительную память, частично сохранившуюся после потери зрения, происходит постепенное стира­ние зрительных образов.

Слепой ребенок имеет все возможности для высокого уровня пси­хофизического развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть.

Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности лиц с глубокими зрительными нару­шениями.

В процессе обучения педагогу, взрослому (родителям) следует ис­ходить из того, что компенсация слепоты начинается у ребенка с пер­вых месяцев его жизни.

Слабовидящие имеют некоторую возможность при знакомстве с яв­лениями, предметами, а также при пространственной ориентировке и при движении использовать имеющееся у них зрение. Зрение остает­ся у них ведущим анализатором. Однако их зрительное восприятие сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, по­этому их зрительное восприятие и впечатления ограничены, а пред­ставления имеют качественное своеобразие.

У слабовидящих при косоглазии затруднена способность видеть двумя глазами, т. е. нарушено бинокулярное зрение.

Среди слабовидящих существует большое число лиц с нарушением цветоразличительных функций и контрастной чувствительности зре­ния, имеются врожденные формы патологии цветоощущения. Коррек-ционная работа направлена на использование специальных приемов и способов наблюдения явлений и предметов с опорой на слух, осяза­ние, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтети­ческие образы реальной действительности.

Оостаточное зрение слабовидящего имеет существенное значение для его развития, учебной, трудовой и социальной адаптации, поэто­му оно должно тщательно оберегаться: необходимы регулярная диаг­ностика, периодическое консультирование у офтальмолога, тифлопе­дагога, психолога.

Большое значение в восприятии и познании окружающей действи­тельности у слепых и слабовидящих имеет осязание. Тактильное вос­приятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощуще­ний (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура материала и др.) и помогает определять форму, размеры фигуры, уста­навливать пропорциональные отношения.

Наряду с осязанием у слепых и слабовидящих в различных видах деятельности важную роль играет слуховое восприятие и речь.

С помощью звуков слепые и слабовидящие могут свободно опреде­лять предметные и пространственные свойства окружающей среды.

Поэтому в процессе обучения и воспитания слепых и слабовидя­щих проводятся упражнения на дифференциацию — различение и оцен­ку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля: звуковые сигналы присущи определенным предметам, устройствам, механизмам и являются проявлением процессов, проис­ходящих в них.

Успешность овладения лицами с нарушениями зрения различны­ми видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной — зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представ­лений, пространственного мышления, пространственной ориенти­ровки.

Пространственная ориентировка является существенной частью свободного движения в пространстве.

Различные структуры психологической системы, формирующейся у слепых разного возраста, являются основой для эффективной кор­рекции дефектов их пространственной ориентировки.

Домашнее воспитание и обучение ребенка при нарушении зрения имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нару­шения, от времени его возникновения. Родители ребенка с нарушен­ным зрением должны регулярно получать консультативную помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога и др.

Общаясь с ребенком, взрослому необходимо комментировать все свои действия, что позволит ребенку воспринимать информацию о про­исходящем вокруг него с помощью сохранных анализаторов, как бы «видеть с помощью слуха». Успешность компенсаторной перестрой­ки анализаторов во многом зависит от семейного обучения и воспита­ния. Важно создать условия, соответствующие возможностям слепого или слабовидящего ребенка. Создание чрезмерно щадящего режима или неоправданной опеки отрицательно сказывается на формирова­нии личности при дефекте зрения.

Воспитание и обучение слепого или слабовидящего ребенка в семье требуют от родителей знания особенностей развития ребенка с нару­шенным зрением, влияния первичного дефекта на формирование психических функций, двигательных, социальных, учебных и других умений, способов и приемов формирования и развития навыков ори­ентировки в пространстве, восприятия предметов и явлений окружа­ющего мира, умения общаться и контактировать со сверстниками и взрослыми, обслуживать себя, исследовать и познавать окружающий ребенка мир при помощи сохранных чувств.

Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения являются государственными учреждениями общественного воспитания детей слепых, слабовидящих, включая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2-3 до 7 лет. Эти учреждения имеют целью воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения у детей и подготовку их к обучению в школе.

Педагогическая работа направлена на гармоническое развитие ре­бенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень наруше­ния зрения в каждом отдельном случае, а также психическое и физи­ческое развитие ребенка.

Кроме образовательной составляющей, работа в дошкольных груп­пах направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановле­ние остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, преж­де всего слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания. Проводится ра­бота по гигиене, охране и развитию остаточного зрения, коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы, формированию навыков ориентировки в пространстве и самообслуживанию.

Развитие зрительных функций дополняется развитием слуха и ося­зания. Дети подготавливаются к систематическим занятиям в школе.

Школы для слепых и слабовидящих являются составной частью единойгосударственной системы специального образования и функциониру­ют на основе принципов, присущих этой системе обучения и воспита­ния детей с особыми образовательными потребностями. Обучение и воспитание в школах слепых и слабовидящих имеют ряд собствен­ных принципов и особых задач, направленных на восстановление, кор­рекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, орга­низацию дифференцированного обучения.

В связи с этим школы для слепых и слабовидящих детей должны выполнять следующие функции:

учебно-воспитательную;

коррекционно-развивающую;

санитарно-гигиеническую;

лечебно-восстановительную;

социально-адаптационную;

профориентационную.

Это обеспечивает нормализацию развития детей с нарушенным зре­нием, восстановление нарушенных связей с окружающей их средой (социальной, природной и др.).

Психическое развитие слепых и слабовидящих детей, формирова­ние у, них компенсаторных процессов, активной жизненной позиции, осознание способов самореализации и овладение ими зависят прежде всего от социальных условий, в первую очередь от образовательных.

Специфика работы школ для слепых и слабовидящих детей прояв­ляется в следующем:

♦ учете общих закономерностей и специфических особенностей
развития детей в опоре на здоровые силы и сохранные возмож­
ности;

♦ модификации учебных планов и программ, увеличении сроков
обучения, перераспределении учебного материала и изменении
темпа его прохождения;

♦ дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполня­
емости классов и воспитательных групп, применении специаль­
ных форм и методов работы, оригинальных учебников, нагляд­
ных пособий, тифлотехники;

♦ специальном оформлении учебных классов и кабинетов, созда­
нии санитарно-гигиенических условий, организации лечебно-
восстановительной работы;

♦ усилении работы по социально-трудовой адаптации и саморе­
ализации выпускников.

Для обучения и воспитания детей с нарушением зрения в стране имеется развитая сеть специальных школ. При некоторых массовых общеобразовательных школах имеются классы охраны зрения.

Как уже отмечалось ранее, школы для слепых и слабовидящих де­тей (специальные школы 3 и 4 видов) состоят из 3-х ступеней:

♦ I ступень — начальная школа;

♦ II ступень - основная школа или неполная средняя школа;

♦ III ступень — средняя школа.Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ре­бенка: детство, отрочество, юность.

Школа I ступени призвана обеспечить становление личности ребен­ка, целостное развитие ее потенциальных возможностей, лечение, ги­гиену и охрану зрения, формирование у школьников умения и жела­ния учиться.

Школа II ступени закладывает прочный фундамент общеобразова­тельной и трудовой подготовки, необходимый выпускнику для про­должения образования, его полноценного включения в жизнь обще­ства.

Школа III ступени обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки и курса профессионального обучения на основе era диф­ференциации.

Программы специальных классов общеобразовательных школ для слепых и слабовидящих детей по русскому языку, математике, озна­комлению с окружающим миром, природоведению соответствуют аналогичным программам общеобразовательной массовой школы по объему и содержанию изучаемого материала. При этом программы спе­циального образования построены с учетом особенностей развития не­зрячих и слабовидящих детей.

Программами предусмотрено использование средств коррекции и компенсации значительно нарушенного и отсутствующего зрения с помощью оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических пособий (для слепых), плоскопечатных (для слабови­дящих).

Особенностью программы по русскому (национальному) языку в начальных классах специальных школ для слепых и слабовидящих детей является то, что они предусматривают увеличение продолжи­тельности подготовительного периода. Эта работа продолжается и на последующих этапах обучения русскому (национальному) языку.

Программа по математике, так же как и программа по русскому язы­ку, предусматривает увеличение подготовительного периода. Большое внимание уделяется формированию конкретных представлений о ве­личине, форме, количестве, пространственном положении предметов и чертежно-измерительных действий.

В программах школ для слабовидящих «Ознакомление с окружа­ющим миром и природоведение» увеличено количество предметных уроков, экскурсий и практических занятий, что позволяет обогатить зрительный опыт детей и сформировать у них представления об окру­жающей действительности. В тему «Организм человека и охрана его

 

здоровья» введен материал об органе зрения и его охране, что способ­ствует овладению навыками гигиены и охраны зрения. Введено изу­чение специальных приемов и способов ориентирования и выполне­ния правил дорожного движения.

При изучении природоведения в школе для слепых особое внима­ние уделяется умениям выделить элементарные сигнальные признаки предметов и объектов живой и неживой приводы при помощи осяза­ния, слуха, обоняния, остаточного зрения.

Особенности программ по изобразительному искусству для сле­пых и слабовидящих состоят прежде всего в подборе видов объектов и средств изобразительной деятельности.

Обучение общеобразовательным предметам слепых и слабовидя­щих учащихся в основном осуществляется по программам общеобра­зовательной массовой школы с учетом специфики их развития.