Эффект дохода и эффект замещения (замены)
Эффект дохода (income effect) - это изменение величины спроса на данный товар (изменение потребления), вызванное изменением покупательной способности при неизменных ценах.При этом уровень полезности возрастает, потреблению соответствует более высокая кривая безразличия. Эффект дохода может быть положительным, отрицательным или нейтральным. Эффект замещения (замены)(substitution effect)- это изменение величины спроса на данный товар (потребления товара) в результате изменения его цены. Эффект замещения (замены) всегда отрицателен: снижение цены одного товара побуждает потребителя увеличивать объем его потребления, сокращая потребление другого товара. При этом уровень полезности остается неизменным.
Рассмотрим модель эффекта дохода и эффекта замены по Дж. Хиксу. Пусть исходная бюджетная линия KL имеет точку касания Е1 с кривой безразличия U1, которой соответствует объем потребления товара Х в количестве Х1 (см. рис. 7.8).
Рисунок 7.8 - Эффект замещения и эффект дохода | В случае снижения цены товара X и неизменном денежном доходе бюджетная линия займет положение KL1. Она касается более высокой кривой безразличия U2U2 в точке E2, которой соответствует потребление товара X в объеме Х2. Таким образом, общий результат снижения цены товара X выражается в увеличении его потребления с Х1 до Х2. Проведем вспомогательную бюджетную прямую К'L’, параллельную линии KL1 (т.е. отражающую новое соотношение цен), так, чтобы она касалась кривой безразличия U1U1 (т.е. обеспечивала бы прежний уровень удовлетворения). Отметим точку касания E3 и соответствующий объем потребления товара Х3. |
При переходе от E1 к E3 реальный доход потребителя не меняется, он остается на прежней кривой безразличия U1U1. Значит, сдвиг от E1 к E3 характеризует эффект замены товара Y относительно подешевевшим товаром X. Он равен разности Х3 - Х1. Следовательно, эффект дохода составит Х2 - Х3. Заметим, что в результате действия эффекта дохода потребление обоих товаров в точке E2 выше, чем в точке E3.
Аналогичным образом рассматривается разложение общего эффекта и для случая, когда цена товара X повышается. В нашем случае товар X рассматривался как нормальный, объем потребления которого возрастает с увеличением дохода. Но если товар Х - низшее благо, то эффект дохода будет отрицательным, а эффект замещения – положительным. Совокупный результат действия эффектов будет зависеть от доли товара в бюджете потребителя. Если низкокачественный товар занимает в бюджете потребителя небольшой удельный вес, то положительный эффект замещения перекрывает отрицательный эффект дохода в случае снижения цен. Иначе - в случае снижения цены отрицательный эффект дохода перекрывает положительный эффект замещения, и общий результат выражается в снижении спроса на товар, несмотря на снижение цены.
Таким образом, для нормальных товаров всегда выполняется закон спроса: при снижении цены товара объем спроса на этот товар увеличивается, а при повышении цены - уменьшается. Для низших благ закон спроса выполняется не всегда.
Вопросы для самоконтроля:
- В чем суть концепции рационального экономического поведения потребителя?
- В чем состоят принципиальные отличия между двумя научными направлениями: кардинализмом и ординализмом?
- Что понимается под терминами «общая полезность», «предельная полезность»? Как формулируется первый закон Госсена (закон убывающей предельной полезности)?
- Как кардиналисты описывают равновесие потребителя? Как формулируется второй закон Госсена?
- Как формулируются аксиомы ординализма?
- Как строятся кривые безразличия? Что они отражают? Какими свойствами обладают?
- Как рассчитывается предельная норма замещения? Что она характеризует?
- Что отражает бюджетная линия? Что представляет собой уравнение бюджетного ограничения?
- Как ординалисты характеризуют равновесие потребителя?
- Какими кривыми характеризуется динамическое равновесие потребителя?
- Как в теории потребительского поведения рассматриваются эффект дохода и эффект замещения (замены)?
Базовый учебник: Курс экономической теории: Учебник / М. Н. Чепурин [и др.] – Киров: АСА – Раздел 2, глава 5 -§§ 3,9.