Ординализм

Методологический подход ординалистов к изучению потребительского поведения основывается на ранжировании (порядковом сравнении) полезности благ покупателем. Для выявления закономерностей этого поведения ординалисты опираются на аксиомы, т. е. на своеобразные самоочевидные (и потому не требующие доказательств) правила, описывающие общие принципы формирования потребительских предпочтений.

Аксиома «ненасыщения»: при прочих равных условиях для покупателя большее количество блага предпочтительнее меньшему его количеству; качественные блага предпочтительнее некачественных; экологически чистые - предпочтительнее загрязненных и т.д. Аксиома «рефлексивности (независимости) потребителя»:удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими. Аксиома «полной (совершенной) упорядоченности»: при наличии двух различающихся наборов благ потребитель способен либо ранжировать свои предпочтения в пользу одного из них, либо признать их в равной степени предпочтительными. Аксиома «транзитивности»: если покупатель предпочитает набор № 1 набору № 2, а набор № 2 набору № 3, то он предпочитает набор № 1 набору № 3.

Рисунок 7.3 – Карта безразличия В теории ординализма целевая установка потребителя - максимизация полезности от приобретаемых экономических благ - достигается методом выбора наиболее предпочтительного набора благ из всех имеющихся и доступных потребителю вариантов. Все варианты могут быть изображены на графике в виде соответствующих точек, которые в совокупности формируют кривую безразличия. Кривая безразличия -множество различных комбинаций наборов благ с одинаковой полезностью для потребителя.

Вся совокупность возможных для данного покупателя кривых безразличия называется картой безразличия(см. рис. 7.3). Обычно кривые безразличия строятся для двух товаров и одного потребителя. Кривые безразличия обладают следующими свойствами: кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров; кривые безразличия выпуклы к началу координат; кривые безразличия имеют отрицательный наклон; кривые безразличия не пересекаются; кривые безразличия могут быть проведены через любую точку пространства.

Движение по кривой безразличия означает замещение одного блага другим. Предельной нормой замещения (MRS – marginal rate of substitution) (MRSXY) благом Х блага Y называют количество блага Y, которое должно быть сокращено «в обмен» на увеличение количества блага Х на единицу, с тем, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным:

при U = const.

где Qx, Qy - количества взаимозамещаемых благ X и Y; U = const - фиксированный уровень полезности для достигнутого уровня благосостояния потребителя.

Нисходящий вид кривой безразличия означает, что предельная норма замещения двух благ всегда отрицательна. Вводимый перед правой частью знак минус делает значение нормы замещения положительным. Наблюдаемая в большинстве случаев выпуклость кривой безразличия по направлению к началу координат графика означает, что предельная норма замещения непостоянна. Она неуклонно уменьшается с увеличением потребления одного блага вместо другого в процессе их взаимного замещения.

Рисунок 7.4 - Бюджетная линия потребителя Потребительский выбор ограничивается размером имеющихся в распоряжении потребителя денежных средств, что можно выразить с помощью уравнения бюджетного ограничения потребителя (уравнения бюджетной линии): I = Qх Px + Qу Py , где Qх, Qу - количество приобретаемых благ; Px, Py - цены этих благ; I - доход потребителя, его личный бюджет. Любая точка на бюджетной линии (см. рис. 7.4) отражает максимальный объем товаров, который при данном уровне цен потребитель может приобрести в рамках своего бюджета. Угол наклона бюджетной линии определяется отношением цены за единицу Х-блага к цене за единицу Y-блага.

Смещение бюджетной линии вправо означает рост бюджетных возможностей для приобретения наборов благ более высокой полезности при данных ценах и наоборот. Повышение цен, например, на товарную группу Х, при неизменных ценах других благ, вызывает смещение бюджетной линии влево вдоль горизонтальной оси графика. В случае падения цен этой группы товаров бюджетная линия, наоборот, сместится вправо по оси Х. Снижение цен на благо Y сместит линию вверх вдоль оси Y; а рост этих же цен вызовет смещение бюджетной линии вниз вдоль оси Y.

Рисунок 7.5 - Равновесие потребителя Объединение графиков кривых безразличия и бюджетных линий (см. рис. 7.5) позволяет определить точку потребительского равновесия - точку Е, где кривая безразличия проходит по касательной с бюджетной линией. В этой точке достигается максимально возможное удовлетворение потребителя при полном использовании его бюджета (совпадают желания и бюджетные возможности). В точке Е наклоны бюджетной линии и кривой безразличия совпадают, поэтому выполняется равенство:

Таким образом, согласно подходу ординалистов, условие оптимума потребителя формулируется следующим образом: соотношение, в котором потребитель при данных ценах способен замещать один товар другим, равно соотношению, в котором потребитель согласен замещать один товар другим, не изменяя уровень своего удовлетворения.