Предмет и тема речи
Замысел речи
Итак, первым шагом на фазе инвенции является определение темы, тезиса и цели речи, а также выбор основной стратегии. Все эти операции в целом будем считать созданием замысла речи.
Необходимо иметь в виду, что такая последовательность не является обязательной. В действительности она может быть и обратной: тема и тезис иногда окончательно формулируются после того, как была собрана значительная часть фактов и сформулированы наиболее важные положения и аргументы. Вызвано это тем, что оратор далеко не всегда достаточно хорошо владеет темой, чтобы сразу определить, о чем именно он будет говорить. Иногда ему требуется время для обдумывания своего выступления, для чтения соответствующей литературы или ознакомления с соответствующими материалами. В некоторых случаях только после этого можно дать окончательные формулировки.
Тем не менее, работу над речью все равно необходимо начинать с формулировки темы и тезиса (хотя бы в первом приближении). Не следует отказываться от этого, поскольку предварительная наметка границ, за которые нельзя выходить, помогает более продуктивно искать информацию и не блуждать без более или менее четкого направления. Поэтому будем считать, что тема, предмет, тезис и цель речи формулируются в самом начале разработки, но должны уточняться по мере работы.
Предмет речи— это тот фрагмент действительности, с которым соотносится речь. Предмет речи чрезвычайно широк. В подавляющем большинстве случаев на начальном этапе подготовки оратору известен только предмет речи. Например, грядет какое-то знаменательное событие, в связи с которым необходимо прочитать речь, или сту-денту поручили прочитать доклад на какую-то тему. Понятно, что такого задания самого по себе недостаточно для того, чтобы четко определить, о чем именно следует говорить в речи.
Тема речиуже ее предмета. Можно сказать, что тема речи — это определенный ее аспект, который выбирается оратором в силу того, что или он будет интересен для аудитории, или более известен оратору, или не так сложен и т. д.
Предмет речи объединяет множество тем. Соотношение между предметом речи и ее темой в каждом конкретном случае зависит от трех главных факторов: 1) допустимого объема речи, 2) знаний аудитории и 3) интересов аудитории. Чтобы продемонстрировать это, обратимся к трем примерам.
1. Лектор, который читает целый курс по риторике, имеет больше возможностей для детализации, чем лектор, который должен в течение часа рассказать о риторике в целом. Следовательно, в первом случае лектор может раскрыть множество тем. Во втором случае ему скорее всего придется ограничиться одной очень общей темой; затронуть несколько тем он вряд ли сможет, потому что тогда его речь будет слишком поверхностной. Однако в обоих случаях мы имеем дело с одним и тем же предметом, который просто по-разному рассматривается и членится.
2. В аудитории филологов, изучавших риторику, общая, обзорная лекция о риторике вряд ли будет уместна, поскольку основные знания у студентов уже имеются. Следовательно, в такой аудитории следует выбрать другую тему речи. В то же время в аудитории, которая не знакома с риторикой, изложение элементарных знаний вполне приемлемо и даже желательно.
3. В аудитории студентов-историков, пожалуй, более уместной будет речь, темой которой будет возникновение риторики. Построив свою речь вокруг этой темы, оратор под видом исторических сведений (например, характеристики взглядов известного ритора древности) сможет «протащить» и некоторые сведения о том, как же следует го-ворить. В то же время в аудитории студентов-юристов общий исторический обзор будет не таким интересным и уместным, как, например, рассказ о связи между риторикой и судопроизводством. Последняя тема также имеет исторический аспект, поскольку возникновение риторики тесно связано с судебной практикой, однако этот аспект вторичен с точки зрения темы речи.
Тему речи можно сравнить с увеличительным стеклом, через которое рассматривается предмет речи. В зависимости от размера и силы увеличительного стекла предмет предстает перед нами по-разному. Если это стекло большое, то нам оказывается доступной значительная часть предмета речи без перемещения стекла, тогда как через маленькое стекло мы можем увидеть лишь небольшой фрагмент темы. В отличие от слабого увеличительного стекла, сильное увеличительное стекло дает возможность увидеть детали, хотя и не позволяет обычно охватить весь предмет целиком. Формулируя тему, автор речи фактически выбирает стекло, при помощи которого он вместе со своими слушателями будет рассматривать предмет речи. А потому он может или рассмотреть этот предмет бегло, обзорно (то есть использовать слабое увеличительное стекло), или остановиться на более частном аспекте, который будет исследован досконально (использовать сильное стекло).
Продолжая эту аналогию, следует сказать, что далеко не всякое увеличительное стекло подходит к данной аудитории. Чем более осведомленной является аудитория, чем выше уровень ее образования, тем более уместен выбор частной темы (использование сильного увеличительного стекла), то есть детальное рассмотрение какого-то вопроса и использование большого числа аргументов в пользу той или иной точки зрения. Кроме того, многое зависит и от времени: если времени не так много, то детализация, скорее всего, будет неуместной.
При выборе темы необходимо учитывать следующие рекомендации.
1. Тема речи должна быть интересной для оратора. Эта, казалось бы, элементарная мысль на самом деле очень важна. С момента зарождения риторики было ясно, что оратор будет иметь успех только в том случае, если для него самого тема представляет важность, вызывает интерес. Аристотель даже выделил особый тип доказательств, которые исходят от самого оратора; вместе с этическими качествами оратора они получили название «этоса». В случае, когда тема не интересна для самого оратора, он вряд ли сможет увлечь ею аудиторию.
2. Тема должна быть известной для оратора. Другими словами, оратор должен быть достаточно компетентным, чтобы произносить речь на определенную тему. Очевидно, что человек, который не имеет, например, искусствоведческого образования и сам не занимается искусством, не может выступать перед студентами консерватории с лекцией о музыке. Оратор, который допускает ошибки (при этом, возможно, даже не подозревая об этом), в лучшем случае вызовет иронически снисходительное отношение.
В подтверждение этой точки зрения можно сослаться на Цицерона, который писал в трактате «Об ораторе»: «Я спрашиваю, возможно ли говорить против военачальника или за военачальника без опытности в военном деле или без знания расположения суши и моря? Можно ли говорить перед народом о принятии или отклонении законов, а в сенате — о всех сторонах управления без глубокого знания и понимания государственных дел? Можно ли направить речь к воспламенению мыслей и чувств слушателей или к их охлаждению (а это составляет главную силу оратора) без самого тщательного обследования всех разъясняемых философами теорий об индивидуальных разновидностях и характерах людей?» Конечно, Цицерон понимал, что от оратора нельзя требовать знаний обо всем без исключения и что в этом случае больше знает специалист. Однако он указывал, что специалист, желающий хорошо изложить основы своего дела, должен прибегнуть к ораторскому искусству.
3. Тема должна быть интересной и важной для аудитории. Ситуация, когда тема не интересна для аудитории, представляет собой одну из самых серьезных проблем, с которыми приходится сталкиваться любому оратору. О том, как сделать тему интересной и понятной, мы расскажем чуть позже. Однако на первых этапах инвенции следует ставить перед собой вопрос о степени ее интереснос-ти. По крайней мере, необходимо осознавать тот факт, что тема не вызовет особого одно понимание этого побуждает искать новые решения.
4.Тезис и проблема
Тезис— это основная мысль речи, которую оратор стремится доказать при помощи специально подобранных аргументов. Тезис — это всегда положение, которое нуждается в доказательстве. А следовательно, основное различие между темой речи и ее тезисом заключается в том, что тезис может быть истинным или ложным, тогда как тема таким свойством не обладает. Это обусловлено тем, что тезис — это всегда утвердительное предложение, тогда как тема может формулироваться и в виде номинативного предложения (то есть более или менее развернутого предложения). Не останавливаясь пока на этом вопросе подробнее, укажем также, что тезис не может существовать без аргументов, то есть положений, с опорой на которые оратор его обосновывает.
Из того, что тезис связан с аргументами и предполагает доказательство, вытекает одно очень важное следствие.
Существуют речи, которые не имеют тезиса. Естественно, это речи информационные и развлекательные. Их отличие от остальных типов речи состоит в том, что в их основе нет спорного положения. Конечно, это не означает, что у таких речей нет предмета и темы. Само собой разумеется, что оратор и в этом случае должен выстраивать свою речь с учетом законов логики и композиции, стремиться к тому, чтобы все мысли были сформулированы четко и ясно, а также связно и последовательно.
Тезис целесообразно противопоставлять проблеме.Любая речь, которая имеет тезис, соотносится с проблемой — ситуацией, в которой имеется тот или иной выбор между несколькими решениями. Фактически тезис — это решение проблемы, снятие неопределенности, связанной с выбором. Допустим, необходимо решить какой-то вопрос, например, выяснить, было ли совершено преступление. Проблема в этом случае будет выражаться формулировкой «Преступное действие было совершено или не было совершено», тогда как тезис будет представлен конкретным решением, которое выбирает оратор (например, «действие было совершено»).
Таким образом, проблема охватывает все возможные ответы на какой-то вопрос, тезис дает однозначный ответ; проблема соотносится со спорной ситуацией, в которой могут быть уместными несколько противоречащих точек зрения, тезис всегда соотносится с одной из точек зрения, которую принимает оратор.
Укажем основные принципы, в соответствии с которыми необходимо формулировать тезис.
а) Тезис должен быть сформулирован таким образом, чтобы его можно было раскрыть в рамках речи полностью.
Формулируя тезис, оратор берет на себя обязательство не отклоняться от него, а также доказать его, продемонстрировать, что его мысль правильна. Здесь необходимо учитывать и особенности аудитории, и имеющееся в распоряжении время. Слишком широкий тезис так же плох, как и слишком узкий. Слишком широкий тезис, как правило, не позволяет раскрыть его сущность в рамках отведенного времени, а излишне узкий тезис нередко делает речь затянутой, вынуждает бесконечно возвращаться к одним и тем же мыслям и «пережевывать» их.
б) Тезис лучше формулировать так, чтобы он был понятен для аудитории и мог быть схвачен сразу, без особых усилий.