Педагогическая деятельность К.Д. Ушинского – основоположника научной педагогики.
Крупнейшим представителем русской педагогики XIX в. был Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870). Характер его педагогических идей и взглядов хорошо обозначен уже в названиях его важнейших работ: «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868–1869) и др. Созданные им учебные книги для детей начальных классов «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864) выдержали множество переизданий. К.Д. Ушинский – основатель научной педагогики в России, так как он первым среди русских педагогов предпринял попытку суммировать научные знания о человеке, исходя из признания взаимосвязи педагогики с данными антропологических наук.
По мнению педагога, предметом воспитания является человек как таковой, и если педагогика хочет воспитать всесторонне развитого человека, она должна узнать его во всех отношениях. Организуя процесс целенаправленного воспитания, педагогика использует данные других наук о человеке, которые Ушинский назвал «антропологическими», – философия, политэкономия, история, психология, анатомия, физиология и др. Связи педагогики с науками, в которых изучается природа человека, раскрыты в его фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868–1869). Основываясь на антропологическом подходе в осмыслении процессов физического и психического развития, Ушинский разработал целостную дидактическую систему и лучшую для того времени методику начального обучения. В ней раскрыты принципы отбора содержания учебного материала, его приспособления к особенностям детского возраста. Ушинский придавал большое значение принципам наглядности, прочности и основательности обучения. Им разработана методика повторения учебного материала. Он внес вклад в развитие теории урока, разработав структуру его организации и типологию. Большое место в дидактике Ушинского занимают созданные им книги для первоначального классного чтения «Детский мир и хрестоматия» (1861), «Родноеслово» (1864), содержавшие отрывки из художественных произведений родной литературы и устного народного творчества, материалы по природоведению, географии и истории страны. Научность отобранного учебного материала сочеталась с доступностью и яркостью изложения. Огромны заслуги Ушинского во внедрении в школу нового аналитико-синтетического звукового метода обучения грамоте, который применяется и в современной отечественной школе. Ушинский оказал огромное влияние на развитие педагогики в России и способствовал появлению целой плеяды блестящих педагогов и методистов – Н.Ф. Бунаков, Б.И. Водовозов, H.A. Корф, Д.Д. Семенов, Л.Н. Модзалевский и др.
Он внес большой вклад в разработку теории и методики обучения и обосновал двуединый характер обучения и воспитания. Важнейшими принципами его педагогической системы являются: 1) антропологический («все общественные явления выходят из частных психических явлений»); 2) народности (приоритет родного языка как предмета школьного образования
Основные труды:
· «О пользе педагогической литературы»;
· «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»;
· «Родное слово»;
· «О необходимости сделать русские школы русскими»;
· «Общий взгляд на возникновение наших народных школ»;
· «О народности в общественном воспитании»;
· «О нравственном элементе в русском воспитании»;
· «Труд в его психическом и воспитательном значении»;
· «Педагогические сочинения Н. И. Пирогова».
Родной язык должен стать основным предметом преподавания в школе. Система воспитания, построенная на национальных традициях, развивает в детях патриотизм, гражданственность, национальную гордость. С раннего детства в семье, школе ребенок должен усваивать родной язык, культуру; важно знакомить детей с произведениями устного народного творчества. Такого глубокого обоснования принципа народности воспитания до Ушинского не давал ни один педагог. Основной целью воспитаниясчитал духовное развитие человека с опорой на культурно-исторические традиции народа, особенности его национального характера.
Основные принципы воспитания:
· народность;
· христианская духовность;
· научность.
Основные задачи школьного воспитания:
· нравственное воспитание школьников;
· сближение религиозного и светского образования;
· воспитание у ребенка любви к труду;
· воспитание патриотических чувств.
Цель нравственного воспитания – формирование личности, имеющей следующие качества:
· уважение и любовь к людям;
· искреннее, доброжелательное отношение к окружающему миру;
· чувство собственного достоинства.
Основные педагогические положения:
1 искусство воспитания должно опираться на данные антропологических наук, на комплексные знания о человеке;
2 построение обучения на основе учета возрастных, индивидуальных, физиологических особенностей детей, специфики развития их психики;
3 посильность содержания обучения и его последовательность;
4 учет в обучении общеразвивающего и практически полезного;
5 использование наглядности в обучении;
6 основной источник получения новых знаний – опыт, полученный с помощью внешних чувств;
7 широкое использование игры в процессе обучения;
8 основательность и прочность усвоения знаний;
9 единство функций воспитания и обучения;
10 урок – важнейший элемент системы обучения;
11 комплексное использование фронтальных форм обучения с индивидуальными.
Методики, разработанные К. Д. Ушинским:
1 повторение учебного материала;
2 формирование у детей общих представлений на основе наглядных представлений;
3 одновременное развитие мышления и речи у детей.
Методы поощрения и наказания:
1 соревнование;
2 похвала;
3 предупреждение;
4 низкая оценка за поведение.