Педагогическая деятельность К.Д. Ушинского – основоположника научной педагогики.

Крупнейшим представителем русской педагогики XIX в. был Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870). Характер его педагогических идей и взглядов хорошо обозначен уже в названиях его важнейших работ: «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868–1869) и др. Созданные им учебные книги для детей начальных классов «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864) выдержали множество переизданий. К.Д. Ушинский – основатель научной педагогики в России, так как он первым среди русских педагогов предпринял попытку суммировать научные знания о человеке, исходя из признания взаимосвязи педагогики с данными антропологических наук.

По мнению педагога, предметом воспитания является человек как таковой, и если педагогика хочет воспитать всесторонне развитого человека, она должна узнать его во всех отношениях. Организуя процесс целенаправленного воспитания, педагогика использует данные других наук о человеке, которые Ушинский назвал «антропологическими», – философия, политэкономия, история, психология, анатомия, физиология и др. Связи педагогики с науками, в которых изучается природа человека, раскрыты в его фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868–1869). Основываясь на антропологическом подходе в осмыслении процессов физического и психического развития, Ушинский разработал целостную дидактическую систему и лучшую для того времени методику начального обучения. В ней раскрыты принципы отбора содержания учебного материала, его приспособления к особенностям детского возраста. Ушинский придавал большое зна­чение принципам наглядности, прочности и основательности обучения. Им разработана методика повторения учебного материала. Он внес вклад в развитие теории урока, разработав структуру его организации и типологию. Большое место в дидактике Ушинского занимают созданные им книги для первоначального классного чтения «Детский мир и хрестоматия» (1861), «Родноеслово» (1864), содержавшие отрывки из художественных произведений родной литературы и устного народного творчества, материалы по природоведению, географии и истории страны. Научность отобранного учебного материала сочеталась с дос­тупностью и яркостью изложения. Огромны заслуги Ушинского во внедрении в школу нового аналитико-синтетического звукового метода обучения грамоте, который применяется и в современной отечественной школе. Ушинский оказал огромное влияние на развитие педагогики в России и способствовал появлению целой плеяды блестящих педагогов и методистов – Н.Ф. Бунаков, Б.И. Водовозов, H.A. Корф, Д.Д. Семенов, Л.Н. Модзалевский и др.

Он внес большой вклад в разработку теории и методики обучения и обосновал двуединый характер обучения и воспитания. Важнейшими принципами его педагогической системы являются: 1) антропологический («все общественные явления выходят из частных психических явлений»); 2) народности (приоритет родного языка как предмета школьного образования

Основные труды:

· «О пользе педагогической литературы»;

· «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»;

· «Родное слово»;

· «О необходимости сделать русские школы русскими»;

· «Общий взгляд на возникновение наших народных школ»;

· «О народности в общественном воспитании»;

· «О нравственном элементе в русском воспитании»;

· «Труд в его психическом и воспитательном значении»;

· «Педагогические сочинения Н. И. Пирогова».

Родной язык должен стать основным предметом преподавания в школе. Система воспитания, построенная на национальных традициях, развивает в детях патриотизм, гражданственность, национальную гордость. С раннего детства в семье, школе ребенок должен усваивать родной язык, культуру; важно знакомить детей с произведениями устного народного творчества. Такого глубокого обоснования принципа народности воспитания до Ушинского не давал ни один педагог. Основной целью воспитаниясчитал духовное развитие человека с опорой на культурно-исторические традиции народа, особенности его национального характера.

Основные принципы воспитания:

· народность;

· христианская духовность;

· научность.

Основные задачи школьного воспитания:

· нравственное воспитание школьников;

· сближение религиозного и светского образования;

· воспитание у ребенка любви к труду;

· воспитание патриотических чувств.

Цель нравственного воспитания – формирование личности, имеющей следующие качества:

· уважение и любовь к людям;

· искреннее, доброжелательное отношение к окружающему миру;

· чувство собственного достоинства.

Основные педагогические положения:

1 искусство воспитания должно опираться на данные антропологических наук, на комплексные знания о человеке;

2 построение обучения на основе учета возрастных, индивидуальных, физиологических особенностей детей, специфики развития их психики;

3 посильность содержания обучения и его последовательность;

4 учет в обучении общеразвивающего и практически полезного;

5 использование наглядности в обучении;

6 основной источник получения новых знаний – опыт, полученный с помощью внешних чувств;

7 широкое использование игры в процессе обучения;

8 основательность и прочность усвоения знаний;

9 единство функций воспитания и обучения;

10 урок – важнейший элемент системы обучения;

11 комплексное использование фронтальных форм обучения с индивидуальными.

Методики, разработанные К. Д. Ушинским:

1 повторение учебного материала;

2 формирование у детей общих представлений на основе наглядных представлений;

3 одновременное развитие мышления и речи у детей.

Методы поощрения и наказания:

1 соревнование;

2 похвала;

3 предупреждение;

4 низкая оценка за поведение.