Всего (с 3 по 13 статьи) полная себестоимость.
Итого (с 3 по 12 статьи) производственная себестоимость.
13. Коммерческие расходы – расходы, связанные с реализацией продукции, в том числе:
13.1. расхода на упаковку продукции;
13.2. расходы на транспортировку продукции (в соответствии с договором);
13.3. расходы на рекламу;
13.4. представительские расходы и др.
ОПР, ОХР и коммерческиерасходы являются комплексными статьями затрат.
Различают плановую и фактическую себестоимость продукции. В фактической себестоимости отдельной статьёй выделяются потери от брака.
Вопрос 3. Классификация по методу расчёта затрат (прямые и косвенные затраты)
По методу расчёта затрат на единицу продукции различают прямые и косвенные затраты.
Прямые затраты – это затраты, связанные с производством отдельных видов продукции, на себестоимость которых они могут быть непосредственно отнесены. Относительно этих затрат известно, для какого вида продукции и в каком количестве они произведены. К прямым затратам относят затраты на сырье и основные материалы, стоимость спилка, возвратных отходов, вспомогательных материалов покупных полуфабрикатов, заработная плата основных производственных рабочих..
Прямые затраты на 1 калькуляционную единицу продукции определяют прямым счётом: умножением нормы расхода ресурса на 1 калькуляционную единицу на цену за единицу ресурса по формуле (1). В формуле (1) предусмотрена также корректировка цены на величину транспортно-заготовительных расходов.
, (1)
где - норма расхода ресурса на 1 к. ед. продукции, (кг, м, дм2 и т.п.);
Ц - цена за 1 единицу (кг, м, дм2 и т.п.) ресурса (без НДС и транспортно - заготовительных расходов), руб.
К тзр – коэффициент, учитывающий величину транспортно-заготовительных расходов (можно принять в размере от 1,05 до 1,15).
Косвенные затраты – это затраты, связанные с производством нескольких видов продукции. Относительно этих затрат не известно, на какой вид продукции и в каком количестве они произведены. К косвенным расходам относятся общепроизводственные, общехозяйственные и часть коммерческих расходов.
Распределение косвенных расходов между отдельными видами продукции выполняется пропорционально выбранной базе – показателю, изменение которого тесно связано с изменением общей суммы распределяемых затрат. В качестве базы могут применяться показатели трудоёмкости обработки различных видов продукции, машиноёмкости, материалоёмкости, зарплатоёмкости и другие.
Методика расчёта косвенных затрат на единицу продукции сводится к следующему:
ü составляется смета (определяется общая сумма) косвенных затрат на год;
ü выбирается показатель, пропорционально которому распределяется общая сумма косвенных расходов;
ü рассчитывается величина косвенных расходов, приходящаяся на 1 калькуляционную единицу каждого вида продукции по формуле (2).
Р косв.к.ед. i = , (2)
где Р косв.к.ед. i –косвенные расходы на калькуляционную единицу i-го вида продукции;
Р косв.в год –косвенные расходы по смете в год;
Ктр.i – коэффициент трудоемкости i - го вида продукции (принят за базу распределения);
Вi – объем выпуска i - го вида продукции в калькуляционных единицах в год;
n – количество видов продукции в ассортименте.
Вопрос 4. Классификация затрат по отклику на изменение объёма производства (постоянные и переменные затраты)
Постоянные затраты – это издержки, сумма которых, рассчитанная на год, не зависит от объёма и структуры производства и реализации продукции и не изменяется с их изменением. С некоторой долей условности к постоянным издержкам можно отнести затраты по статьям «Общепроизводственные расходы», «Общехозяйственные расходы» и «Коммерческие расходы».
Переменные расходы – это издержки, общая сумма которых, рассчитанная на год, изменяется с изменением объёма производства продукции. В состав переменных издержек входят расходы на сырье, материалы, топливо, энергию, необходимые для производства продукции, заработная плата основная и дополнительная основных производственных рабочих (сдельная), единый социальный налог (от указанной выше заработной платы).
На основе деления затрат на постоянные и переменные рассчитывается объём безубыточности производства по формуле (3) в случае, если выпускается один вид продукции, и по формуле (4), если выпускается несколько видов продукции.
, (3)
, (4)
где В б.у. – объем безубыточности, к. ед.;
З пост. в год – величина постоянных затрат на годовой выпуск продукции, руб.;
МП ед. i - маржинальная прибыль на 1 калькуляционную единицу i-го вида продукции (оптовая цена минус переменные затраты на единицу продукции), руб. на 1 к. ед.;
d i - доля i-го вида продукции в общем объеме выпуска продукции;
n – количество видов продукции в ассортименте.
Безубыточность – это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Выручка только покрывает затраты, прибыль при этом равна нулю.
Объем безубыточности– это объём выпуска и реализации продукции в натуральных измерителях, при котором прибыль предприятия от продаж является нулевой, т.е. предприятие не получает прибыли, но и не несёт убытков.
Безубыточный объём продаж - количество единиц продукции, которое необходимо продать, чтобы покрыть затраты.
Анализ безубыточности (маржинальный анализ) позволяет обосновать оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов технологии, оборудования и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.
Проведение маржинального анализа основано на соотношении «затраты - объём – прибыль» и требует соблюдения следующих условий:
ü деление всех издержек, составляющих себестоимость продукции, на две части – переменные и постоянные;
ü неизменность постоянных издержек в пределах значимого объема производства (продаж), т. е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
Для большей наглядности рекомендуется строить график безубыточности (рисунок 1):
ü по оси Y отложить величину постоянных затрат на выпуск (Зпост. в год) и провести прямую линию, параллельную оси X. Она пересечет ось Y в точке А;
ü по оси X отложить объём выпуска в натуральных измерителях. Восстановить перпендикуляр к оси X в данной точке. По этой линии над постоянными затратами отложить переменные затраты на выпуск (Зпер. на в-к). Получим точку В, которая соответствует полной себестоимости всей произведенной продукции;
ü от оси X по тому же перпендикуляру отложить сумму выручки от реализации продукции данного. Получим точку С;
ü через точки А и В провести прямую линию. Получим график себестоимости товарной продукции;
ü через начало координат и точку С провести прямую линию. Получим график выручки (см. рисунок 1).
Точка пересечения графиков себестоимости и выручки (точка Д) соответствует объему безубыточности. Для получения значения объёма безубыточности из точки Д опустить перпендикуляр на ось Х.
Анализ безубыточности (зависимости «затраты – объём – прибыль») является инструментом планирования и контроля. Разность между фактическим (или планируемым) объёмом продукции и объёмом безубыточности носит название зоны безопасности (зоны прибыли). Чем эта зона больше, тем прочнее финансовое положение предприятия.
Рисунок 1. График безубыточности
Запас финансовой прочности показывает, на сколько процентов запланированный объем выпуска продукции В год (или запланированная производственная мощность предприятия ПМ) превышает объем безубыточности (В б.у.), и рассчитывается по формуле (5):
Запас ф. п. =, (5)
где Запас ф. п. – запас финансовой прочности, %;
Вопрос 5. Классификация по элементам затрат
Элементами затрат называются группы затрат одной экономической природы, образованные независимо от места возникновения и назначения расходов.
Существует утверждённая номенклатура элементов затрат:
- Материальные затраты
- Расходы на оплату труда
- Отчисления на социальные нужды
- Амортизация основных фондов
- Прочие затраты
Данная группировка затрат применяется при составлении сметы затрат на производство.
Смета затрат – это документ, в котором выполнен расчёт затрат на весь объём произведённой за определённый период времени (например, год) продукции, выполненный по элементам затрат.
Смета используется при определении структуры себестоимости, при составлении материальных балансов, при планировании снижения себестоимости.
Вопрос 6. Планирование снижения себестоимости продукции
Себестоимость продукции является составной частью цены, причём, как правило, большей её частью. Поэтому снижение себестоимости служит основой для снижения цен на товары. При неизменных ценах снижение себестоимости продукции увеличивает прибыль предприятия, а значит, и те фонды, которые образуются за счёт прибыли и используются для улучшения условий труда, выплаты премий и др.
Экономическая оценка снижения себестоимости производится на основании расчёта следующих показателей:
ü смета затрат на производство (по экономическим элементам);
ü себестоимость всей товарной продукции;
ü себестоимость единицы важнейших видов продукции по статьям затрат;
ü затраты на 1 рубль товарной продукции, можно рассчитать по формулам (6) – средние затраты по предприятию и (7) – затраты по каждому виду продукции..
(6)
(7)
ü снижение затрат на 1 рубль товарной продукции, рассчитывается по формуле (8);
(8)
На изменение себестоимости оказывает влияние множество факторов, однако количественно оценить влияние любого из этих факторов можно по одной из трёх следующих формул.
Процент изменения себестоимости продукции за счёт изменения норм расхода ресурсов и цен на них рассчитывается по формуле (9).
, (9)
где - процент изменения себестоимости продукции за счёт влияния норм и цен;
- индекс норм расхода ресурса (отношение нормы в плановом периоде к норме в отчётном периоде);
- индекс цен ресурса (отношение цены в плановом периоде к цене в отчётном периоде);
- процент материальных затрат, по которым произошло изменение норм расхода и (или) цен в себестоимости отчётного периода.
Процент изменения себестоимости продукции за счёт изменения заработной платы и производительности труда рассчитывается по формуле (10).
, (10)
где - процент изменения себестоимости продукции за счёт влияния заработной платы и производительности труда;
- индекс заработной платы (отношение ЗП в плановом периоде к ЗП в отчётном периоде);
- индекс производительности труда (отношение производительности труда в плановом периоде к производительности труда в отчётном периоде);
- процент заработной платы в себестоимости отчётного периода.
Процент изменения себестоимости продукции за счёт изменения постоянных расходов и объёма выпуска продукции рассчитывается по формуле (11).
, (11)
где - процент изменения себестоимости продукции за счёт влияния постоянных расходов и объёма производства;
- индекс постоянных расходов (отношение постоянных расходов в плановом периоде к постоянным расходам в отчётном периоде);
- индекс объёма производства (отношение объёма производства в плановом периоде к объёму производства в отчётном периоде);
- процент постоянных расходов в себестоимости отчётного периода.
Проценты изменения себестоимости, рассчитанные по всем факторам, суммируются и определяется плановая себестоимость продукции по формуле (12).
(12)