Тема: СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ
3.
1.
Литература
Комаров В.К. Методика обучения русскому языку в школе дл детей с тяжелыми нарушениями речи. – М: Просвещение, 1982 – С.141-150.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития.- М.:ВЛАДОС, 2003. – С. 73-106, 232 - 294.
Мали Л.Д. Предложение и словосочетание: Дидактический материал по развитию речи. - Пенза, 1997.
Связная монологическая речь (текст)характеризуется наличием нескольких предложений, которым присущи смысловое единство и языковая связность.
Под смысловым единством понимают а) единство темы (предмета речи); б) наличие основной мысли и ее развитие.
Языковая связность в тексте обеспечивается различными способами: через повторы, синонимию, включением личных местоимений, через использование определенных глагольных форм, связующих слов (во-первых. во-вторых…), через порядок слов в предложениях.
Существуют разновидности связной речи: повествование, описание и рассуждение. объяснение и оценка.
Дети с речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в создании связного выказывания:
- создаваемые детьми тексты (рассказы) предельно коротки,
- наблюдаются нарушения смысловой и языковой структуры текста; разрывы, отсутствуют связующие элементы;
- часто тексты не представляют собой связного целого, вместо связного рассказа передают отдельные события;
- бедность словаря сказывается на многочисленных повторах слов в небольшом контексте.
2.
Главной комплексной задачей в работе над связной речью является формирование умений воспринимать текст, воспроизводить его и создавать собственное высказывания.
Для ее решения необходимо решить ряд частных задач, связанных с формированием конкретных умений
1. умение осознавать тему и основную мысль, отобрать сведения, необходимые для развития темы и основной мысли.
2. умение последовательно и логично развивать тему;
3. умение выбрать точные слова для высказываний текста, расположить в нужной последовательности предложения и части текста.
4. умения связывать предложения между собой в тексте.
5. умение оценить высказывание с точки зрения темы, основной мысли, последовательности изложения, используемые средства языка и т.д.
Формирование этих умений обеспечивается специальными упражнениями:
1 группа - упражнения, направленные на отработку частных умений связной речи;
2 группа – упражнения, где все эти умения отрабатываются в комплексе (заучивание наизусть, пересказы, изложения, устные и письменные сочинения).
Рассмотрим упражнения первой группы
1. Упражнения на понимание, осознание темы высказывания и его основной мысли:
- анализ текстов с точки зрения темы и основной мысли
- упражнения с сюжетными картинками (отобрать те картинки, которые имеют отношение к рассказу на определенную тему, найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок, «распутать» два события в двух перепутанных сериях сюжетных картинок);
- придумывание заголовков к картинам, рисункам, диапозитивам, готовым текстам.
2. Упражнения, обеспечивающие последовательность иллогичность высказывания:
- упражнения с опорными словами (на основе текста; картинки).
- деление текста на части и озаглавливание частей;
- работа с серией сюжетных картинок (восстановить последовательность картинок, определить место выпавшей картинки среди других, найти ошибку с расположении картинки);
- работа с готовым планом (виды плана различны: картинный, символический, картинно-символический, словесные планы, представляющие собой вопросительные и назывные предложения);
- работа с деформированным планом; составление собственного плана;
- упр. с деформированным текстом;
- подготовка различных рабочих материалов (составление предметного плана, подготовка полного развернутого плана);
- упражнение на продолжение текста двумя-тремя предложениями; вставить пропущенные предложения в текст;
3. Упражнения по словесному оформлению отдельных высказываний, предложений
- наблюдение над словами, обозначающими предмет мысли (медведь, он, косолапый);
- замена слова, обозначающее главное действующее лицо другими словами (местоимениями или синонимами);
- наблюдение над словами, связывающими предложения друг с другом;
- добавление слов, соединяющих два соседних высказывания;
- закончить предложение, которое начинается со связующих слов: поэтому, вот так потом…).
4. Упражнения по исправлению недостатков в готовом тексте (упражнения в редактировании).
Упражнения, на отработку комплексных умений.
На логопедических занятиях для развития монологической речи детей с речевыми нарушениями традиционно используются рассказывание наизусть, устные пересказы, рассказы по серии сюжетных картинок, по одной сюжетной картине, самостоятельный рассказ на заданную тему. В школах для детей с тяжелыми нарушениями речи используются изложения (письменные пересказы) и письменные сочинения.
Рассмотрим организацию устных упражнений (изложения и сочинения – самостоятельно).
По тому, насколько активен учащийся при создании текста, их можно разделить на 3 группы:
1 группа – упражнения по образцу: заучивание наизусть стихотворений и загадок.
2 группа – конструктивные упражнения: пересказ готового текста, упражнения с деформированным текстом, упражнения на дополнение одного предложения другим, упражнения в пересказе.
3 группа – высказывания, которые составляются учащимися без образца (рассказывания, сочинения).
Работа на монологической речи протекает в несколько этапов, которые определяют структуру занятия.
1. Подготовительные упражнения (словарные, грамматические), которые соотносятся в темой будущего выказывания.
2. Постановка задачи (будем пересказывать текст, рассказывать по картине… ).
3. Восприятие материала для создания высказывания (чтение готового текста, представление жизненной ситуации, рассматривание картинки, серии картин…)
4. Анализ текста, ситуации, Основной прием: беседа по содержанию, структуре, анализ средств языка.
5. Планирование будущего высказывания на основе работы с разными видами плана.
6. Работа над языком и составлением отдельных фрагментов высказывания.
7. Пересказ или рассказывание (коллективное, индивидуальное).
Конкретизируем этот процесс работы применительно к различным видам рассказывания (сочинений).
Методика работы над рассказыванием по серии сюжетных картинок.
На первом этапе проведем лексическую работу. утоним, знают ли дети названия, которые будем использовать при рассказывании.
Второй этап организуем посредством создания речевой ситуации: сообщим детям, что художник сочинил историю и нарисовал ее с помощью картинок (или наблюдал забавную историю и нарисовал ее ). Предложим детям рассказать ее словами.
Третий этап начнем с предъявления картин (одним из способов: все сразу в нужной последовательности или перепутанными, по одной,,.)
Предложим детям внимательно рассмотреть все картины и ответить на вопрос: что же произошло?
Теперь уточним, детализируем ход событий, наметим все смысловые вехи будущего рассказа. Для этого организуем детальный анализ каждой картины на основе беседы. Рассмотрите первую картинку, Что произошло с …С чего все началось? Рассмотрите вторую? Как продолжались события?
На следующем этапе поможем детям оформить словесную структуру будущего текста: Как начнете свой рассказ? (Первое предложение подскажем детям. Однажды… Как-то раз…)
Каким будет последнее предложение?
На последнем этапе организуем устное рассказывание: сначала коллективное, затем индивидуальное. Полное коллективное рассказывание может быть организовано в игровой форме, как рассказ-эстафета (один учащийся составляет кусочек текста по одной картинке, другой по следующей …)
Методика работы над рассказыванием по одной сюжетной картинке.
Первый этап проведем аналогично.
На втором этапе предложим детям внимательно рассмотреть картинку, чтобы рассказать о ней тем, кто ее не видел (дома маме, бабушке…).
На третьем этапе поможем детям внимательно «прочитать» картину. Что происходит с … Что делает…? Где это происходит? Затем предложим вопросы на творческое осмысление картины: Что было до этого? Что потом?
Важным моментом при составлении рассказа по картине является планирование, так как изображение на картине не подсказывает последовательность событий. На картине событие изображено одномоментно. На первых порах уместны вопросный план и план, подсказывающий начала предложений. Как-то раз… Вдруг… Случайно…
Поработаем над составлением отдельных высказываний, их языковым оформлением, точность слов, словосочетаний.
На предпоследнем этапе рассказывание организуется как и в предыдущем варианте сначала коллективно, а затем индивидуально.
Индивидуально рассказывание оценивается.
Методика работы над рассказыванием о событиях жизни.
Такое рассказывание учит детей наблюдать за событиями жизни, связно и выразительно рассказывать о них.
Работу над таким рассказыванием целесообразно начать с предварительной подготовки и предложить детям понаблюдать, как будут проходить в школе веселые старты, поход в цирк…
На этапе постановки творческой задачи предложим детям рассказать о том, что видели друг другу, подготовиться рассказать об этом старшим.
На этапе программирования смысловых вех и планирования поработаем над конкретным содержанием, детализируем события на основе беседы по личному опыту. Вспомните, с чего все началось … Что было дальше А потом… Вдруг что произошло? А затем что было? Чем все завершилось? Что особенно запомнилось?
Затем составляется план. Продумывается первое предложение или подсказывается детям.
Последние два этапа: конкурс рассказов и их обсуждение.
Как происходит порождение связных речевых высказываний?
В речевой ситуации во внутренней речи возникает общий замысел говорящего. На основе этого замысла на этапе внутреннего, доязыкового программирования намечаются основные «смысловые вехи», между которыми устанавливается организованная смысловая связь. Идет планирование высказывания.
Следующий этап - реализации плана, то есть собственно процесс создания высказывания, его словесное оформление (выбор слов и их грамматикализация).
Третья фаза – звуковое или письменное оформление текста.
Последняя операция при создании высказывания связана с функцией контроля.
Понимание механизма порождения высказывания позволяет осмыслить задачи обучения связной речи, умения, которые следует формировать, а также ход работы над созданием детьми связных высказываний.
-
Эти недостатки обусловлены несформированностью ряда умений: недостаточным анализом ситуации, трудностью выделения из образа ситуации существенных и второстепенных компонентов, неразвитостью умения программировать содержание текста, удерживать программу, неумением развертывать смысловую программу в виде серии предложений, связанных между собой.
Методика заучивания наизусть произведений устного народного творчества и стихотворений.
1. Подготовка к восприятию произведения.
Приемы: рассматривание картин, рисунков, беседа по личному опыту.
2. Выразительное чтение логопедом произведения.
3. Беседа по содержанию, включающая вопросы на проверку фактического понимания текста, вопросы, выявляющие причинно-следственные отношения, оценочные вопросы.
4. Повторное чтение текста логопедам небольших отрывков, повторение детьми прочитанного отрывка.
5. Хоровая и индивидуальная репетиция
6. Индивидуальное чтение.
В логопедической практике в зависимости от стилистической разновидности сложились разные виды пересказов:
Словесный отчет о сложном поручении (пересказ в деловом стиле).
Сложное поручение – это такое поручение, выполняя которое ученик должен произвести несколько действий, объединенных общей целью.
Примеры сложных поручений: полить цветов, достать ножницы из шкафа и т.п.
Порядок работы над составлением отчета.
1. Восприятие учащимися указаний учителя: Возьми лейку. Налей в нее воды из крана. Поставь стул и полей цветы на полке.
2. Выполнение действия учащимся.
3. Обсуждение действия с помощью вопросов: Что вначале сделала Таня? Что потом? Как ей удалось полить цветы?
4. Учитель сам обобщает действия.
5. Составление отчета учащимися.
Пересказ художественного текста
План
1. Понятие себестоимости и классификация затрат по статьям
2. Классификация по статьям затрат
3. Классификация по методу расчёта затрат (прямые и косвенные затраты)
4. Классификация по отклику на изменение объёма производства (постоянные и переменные затраты)
5. Классификация по элементам затрат
6. Планирование снижения себестоимости продукции по факторам
Вопрос 1.Себестоимость, понятия и классификации
Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
При определении себестоимости используют следующие понятия: затраты, издержки, расходы.
Затраты – это выраженная в денежном измерении стоимость каких-либо ресурсов (материальных, трудовых, финансовых), использованных на обеспечение процесса расширенного воспроизводства (шире, чем понятие «себестоимость, ув-ет стоимость определённого актива).
Издержки – это денежное выражение общей суммы ресурсов, используемых с какой-либо целью. Понятие «издержки» относится к объектам, поглощающим эти ресурсы.
Расходы – это часть затрат, понесённых организацией на изготовление продукции, реализованной в данном учётном периоде. Момент перехода затрат в состояние расходов определяется моментом отгрузки продукции. Таким образом, расходы – это себестоимость реализованной (отгруженной) продукции.
При планировании, учете и анализе затрат, образующих себестоимость продукции, применяются следующие группировки расходов:
ü по местам возникновения затрат;
ü по видам продукции, работ, услуг;
ü по экономическим элементам затрат;
ü по калькуляционным статьям расходов;
ü по календарным периодам (затраты отчетного периода, будущих периодов и резервирование предстоящих расходов).
Группировка по местам возникновения проводится для правильного формирования себестоимости отдельных видов продукции, повышения ответственности каждого подразделения за правильное и экономное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и соблюдение норм, нормативов и смет.
Группировка по видам продукции производится для определения плановой и фактической себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг, анализа рентабельности и снижения себестоимости, а также для установления цен.
По экономическим элементам группируются затраты, однородные по экономическому содержанию. Такая группировка предназначена для выявления всех затрат на производство по их видам и используется для анализа структуры себестоимости, а также при разработке сметы затрат на производство. Группировка затрат по экономическим элементам не позволяет планировать себестоимость единицы продукции.
По калькуляционным статьям группируются расходы, однородные по их функциональной роли в производственном процессе (месту возникновения и назначению) независимо от экономической природы.
Принципиальное отличие группировки затрат по статьям калькуляции от группировки по экономическим элементам заключается в наличии в ней комплексных статей, объединяющих элементы, разнородные по:
ü экономическому содержанию, назначению (основные расходы и расходы по обслуживанию и управлению);
ü способу распределения их между отдельными видами продукции (прямые и косвенные);
ü отклику на изменение объема производства (условно-постоянные и условно-переменные).
По календарным периодам затраты группируются для обеспечения правильного (равномерного) распределения затрат на выпускаемую продукцию в каждом периоде. Затраты, которые невозможно соотнести с каким-либо конкретным товаром и не являющиеся расходами будущих периодов, списываются в тот период, в котором были произведены.
Вопрос 2. Классификация по статьям затрат
Статьизатрат – это группы затрат разной экономической природы, образованные исходя из назначения и места возникновения расходов.
Номенклатура статей себестоимости и порядок её расчета определяются предприятиями самостоятельно. Как правило, при выполнении расчётов себестоимости рекомендуется ориентироваться на следующий перечень статей затрат.
1. Сырье и основные материалы.
По данной статье учитывается стоимость материалов, составляющих основу готового продукта
2. Возвратные отходы.
3. Сырье за вычетом возвратных отходов (строка 1 минус строка 2).
4. Покупные полуфабрикаты и товары
5. Вспомогательные материалы.
6. Топливо и энергия на технологические цели.
7. Заработная плата основная основных производственных рабочих.
8. Заработная плата дополнительная основных производственных рабочих.
9. Единый социальный налог (26 % от основной и дополнительной заработной платы основных рабочих).
10. Расходы на освоение и подготовку производства.
11. Общепроизводственные расходы (ОПР) – расходы по обслуживанию и управлению цехом, в том числе:
11.1. заработная плата основная и дополнительная вспомогательных рабочих с отчислениями на социальные нужды;
11.2. амортизация оборудования;
11.3. затраты на ремонт оборудования;
11.4. затраты на внутрипроизводственное перемещение грузов;
11.5. заработная плата основная и дополнительная руководителей, специалистов и служащих цехового уровня с отчислениями на социальные нужды;
11.6. амортизация зданий цехов;
11.7. ремонт зданий цехов;
11.8. освещение зданий цехов;
11.9. отопление зданий цехов;
11.10. расходы на охрану труда;
11.11. прочие общепроизводственные расходы
Итого (с 3 по 11 статьи) цеховая себестоимость.
12. Общехозяйственные расходы (ОХР) – расходы по обслуживанию и управлению производством в целом, в том числе:
12.1. заработная плата основная и дополнительная административно-управленческого персонала с отчислениями на социальные нужды;
12.2. амортизация зданий и сооружений общепроизводственного назначения;
12.3. ремонт зданий и сооружений общепроизводственного назначения;
12.4. освещение и отопление зданий и сооружений общепроизводственного назначения;
12.5. расходы на охрану труда;
12.6. почтово-телеграфные расходы;
12.7. оплата консультационных, информационных, аудиторских услуг;
12.8. расходы на командировки;
12.9. земельный налог;
12.10. транспортный налог и др.