Предмет, задачи и методы патопсихологии

ПЛАН

Тема 5. Патопсихология интеллектуальной сферы

Переход существительных в другие части речи

Имена существительные в процессе развития языка могут переходить в другие части речи. Нередки случаи употребления существительных, например таких, как брат, сестра, дело, в роли местоимений. Ср.: То-то чужими руками жар загребать любишь. Знаем мы вашего брата (Т.) (т.е. таких). Однажды утром мой младший брат подошел к моей посте-ми .. (Кор.).

Многие существительные послужили базой для возникновения наречий. Причем наречия из существительных чаще всего образуются путем слияния падежной формы с предлогом, например: впоследствии, вброд, вприсядку, впору, втайне, вовеки, впопыхах, напоказ, накрест, издали, кверху и др. Ср.: Гаврила прибежал в страшных попыхах (Т.).— Работник впопыхах вбежал к нему с криком: «пожар! пожар!» (Т.).

Иногда наречия возникали в результате изоляции одной падежной формы от общей системы склонения, например: кубарем, кругом, даром, торчком, рысью, ощупью и др.

Отдельные существительные могут выступать в роли союзов (чаще всего в соединении с другими словами), например: в связи с тем что; в то время как; с тех пор как и др.

Нередки случаи использования имен существительных в функции предлогов, например: в продолжение, в течение, вроде, в целях, в зависимости, в соответствии, в отношении, вследствие и др. Ср.: Вследствие дождя дорога стала очень неудобна (Миклухо-Маклай).— Вследствие по делу правонарушителей вмешался прокурор; В продолжение ужина Грушницкий шептался и перемигивался с драгунским капитаном (Л.).— В продолжение повести введены новые персонажи.

Наблюдается употребление существительных в роли вводных слов или участие имен существительных в образовании модальных словосочетаний, например: право, правда; к моему счастью, к сожалению, к удивлению, одним словом, словом сказать и др. Ср.: Право, приезжай, может быть, вдвоем мы придумаем что-нибудь хорошее (А. Остр.).— Право сильного царило в этих стенах в своем полном объеме (М.-С); Встречаю я, представляешь, себя самого. Рост, фигура, пальто, голос. Одним словом—я (Ромашов).— Одним словом трудно ответить на такой сложный вопрос.

Наконец, отдельные имена существительные могут быть использованы в функции междометий и междометных выражений, например: Караул! Марш! Матушки! Ужас! Вот так история! и др. Ср.: Раздался пронзительный, умоляющий вопль...— Братцы, что это? Братцы, оставьте! Караул! (Помял.).— Парады, караул, ученья — всё это оды не внушит, а только душу иссушит (П.).

 

3.1. Предмет, задачи и методы патопсихологии

3.2. Патопсихологический анализ нарушений познавательной и эмоционально-личностной сферы

3.3. Методы выявления и анализа типичных патопсихологических синдромов у больных различными формами психических заболеваний

Патопсихология — отрасль психологии, изучающая болезненные изменения психики. Изучая закономерности изменения и распада психики, патопсихология сопоставляет их с закономерностями протекания нормальной психической деятельности.

Предмет патопсихологии — разработка вопросов аномального психического развития, исследование дефектов отдельных психических функций, а также инволюционных и деструктивных психических состояний.

Патопсихология — это наука, пограничная между психологией и психиатрией. Ее отличие от психопатологии состоит в следующем. Термин «психопатология» является синонимом «общей психиатрии», т.е. учения о психических болезнях. Психиатрия направлена на выяснение причин психической болезни, на исследование симптомов и синдромов, типичных для того или иного заболевания, закономерностей их появления и чередования, на классификацию психических болезней, на анализ критериев прогноза болезни, на лечение и профилактику болезни. То есть у психиатрии задачи более практические, медицинские, а у патопсихологии — более теоретические, психологические.

Патопсихология непосредственно связана с общей психологией, возрастной психологией (детской и геронтопсихологией), с судебной психологией, нейропсихологией, психофизиологией. Она имеет большое практическое значение для психиатрии, дефектологии, педагогики, социальной работы. Задачи патопсихологии:

- диагностическая — решение вопросов дифференциального диагноза, вопросов экспертизы (судебной, трудовой, воинской, педагогической);

- коррекционная — проведение психотерапевтической работы со взрослыми и коррекционно-развивающей работы в области детской патопсихологии. Первая и вторая задачи часто решаются в рамках консультативной практики;

- исследовательская — получение новых научных фактов и теоретических обобщений, важных как для патопсихологии, так и для психологии в целом;

- профилактическая — превентивные мероприятия, создающие щадящий климат в рабочем коллективе, семье и обществе, пропаганда и популяризация патопсихологических знаний и здорового образа жизни.

Патопсихология использует весь основной арсенал психологических методов: наблюдение, беседу, тестирование, эксперимент.

Задачи психодиагностики в патопсихологии:

1) дифференциация нормы и патологии;

2) решение вопроса о степени и форме той или иной аномалии.

Для этих целей был разработан специальный метод экспериментального патопсихологического исследования.

Принципы построения патопсихологического эксперимента:

1) моделирование обычной психической деятельности (вычленение отдельных действий, фиксация способов выполнения заданий, ошибок, продолжительности и темпа действий и т.д.);

2) учет отношения больного к ситуации исследования (выявляется структура мотиваций, потребности, эмоциональные и волевые особенности, критичность, самоконтроль, т.е. личностный аспект деятельности);

3) качественный анализ особенностей протекания психической деятельности больного (не только учет результатов, но и тщательное рассмотрение всего процесса: темпа, последовательности операций, характера ошибок, их причин, возможности самостоятельно или с помощью экспериментатора замечать и исправлять ошибки); однако это не исключает и количественной обработки данных;

4) комплексность экспериментального исследования (8-10 разнообразных кратких проб и заданий); индивидуальный подбор комплекса методик;

5) варьирование условий эксперимента;

6) точная и объективная регистрация фактов, тщательное протоколирование хода исследования.

В патопсихологическом экспериментальном исследовании используется целый ряд известных, ставших уже классическими, методик, направленных на изучение внимания, мышления, памяти, сенсо-моторной и эмоционально-волевой сфер: корректурная проба; счет по Крепелину; доски Сегена; кубики Кооса; куб Линка; классификация предметов; исключение предметов; существенные признаки; простые аналогии; сложные аналогии; сравнение понятий; соотношение пословиц, метафор и фраз; установление последовательности событий; заучивание 10 слов; опосредствованное запоминание; пиктограмма; выбор ценностей; уровень притязаний; исследование самооценки и др.

Патопсихологическое исследование начинается с беседы, во время которой психолог составляет первое впечатление о пациенте: его внешнем виде, опрятности, манере держаться, речи, отношении к психологическому исследованию, образовательном и культурном уровне и т.д. Все это сопоставляется с жалобами пациента, а также с целью исследования и данными из истории болезни, если консультация происходит в клинике. Одновременно вырабатывается план экспериментального патопсихологического исследования, подбираются методики и тесты, соответствующие основной задаче. В конце проводится заключительная беседа с целью создать у пациента положительное отношение к исследованию, объяснить больному некоторые его проблемы и особенности.

На основании полученных данных патопсихолог составляет заключение, в котором описывает основные результаты своего исследования и обосновывает выводы о наличии психической патологии.

Изучение патопсихологических особенностей больных ведется по двум основным направлениям:

1) изучение нарушений отдельных психических процессов и личности конкретного больного;

2) изучение психологических особенностей больных одной и той же нозологии, с одинаковыми синдромами и симптомами заболеваний.