НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ
Нарушения внимания, как и другие ВПФ, обусловлены поражением обеспечивающих его структур мозга. На непроизвольном уровне к ним относятся продолговатый и средний мозг, диэнцефальные и лимбические структуры. Основная симптоматика, возникающая при поражении продолговатого и среднего мозга:
- непроизвольное угасание ориентировочного рефлекса;
- неугасание ориентировочного рефлекса на регулярно предъявляемый стимул;
- нарушение избирательности («выхватывание» из окружающей обстановки не значимых в данной ситуации объектов и явлений, а любых, случайно попадающих в поле восприятия).
Произвольное внимание нарушается при поражении преимущественно лимбико-ретикулярной формации мозга. Это проявляется в:
- трудностях произвольной концентрации внимания на чем-либо;
- флуктуации (нестойкости, изменчивости) внимания.
Поражение лобных и заднелобных отделов коры обоих полушарий, а также лобно-глубинных связей характеризуется тем, что возникает расторможение ориентировочных реакций («полевое поведение»), когда внимание краткосрочно останавливается на случайном объекте, попавшем в поле восприятия, и тут же переходит на другой, находящийся поблизости. При этом появляется возможность компенсации через повышение мотивации к деятельности.
Модально-специфические нарушения внимания возникают редко и состоят в игнорировании ряда стимулов одной модальности. При этом каждый стимул, предъявленный по отдельности, воспринимается правильно. Такая неполноценность модально-специфического внимания обусловлена поражением передней и задней коры правого полушария мозга.
При поражении «глубинных» височных зон отмечается нестойкость слуховых впечатлений, потеря нити высказывания (соскальзывание на побочные ассоциации, практически не имеющие отношения к сюжету повествования темы). Поражение медиальных отделов виска вызывает также особую форму афазии, проявляющуюся в грубых нарушениях речевого внимания, соскальзывании на побочные звуковые и смысловые ассоциации.
В целом нарушения внимания проявляются также и в особом клиническом феномене, который получил название изменений нейродинамики. Они состоят в нарушении нормативных параметров протекания психических процессов. Замедляется их скорость, появляются инертность, персевераторность, истощаемость, ослабление памяти, вязкость и пр.
В настоящее время в неврологии важное значение в организации высших психических функций придается лимбико-ретикулярному комплексу. Он признается ответственным за:
- активное внимание;
- переработку и хранение информации;
- спонтанность и активность поведенческих реакций.
В подавляющем большинстве случаев у больных с афазией, перенесших мозговой инсульт или получивших черепно-мозговую травму, присутствует в той или иной степени выраженности аспонтанность, инактивность и инертность психических процессов.
Аспонтанность выражается в невозможности самостоятельного включения больного в выполнение какой-либо деятельности. Аспонтанность может проявиться также в преждевременном выключении из задания. Как правило, этот симптом выступает полимодально.
Инактивность проявляется в увеличении общего времени протекания деятельности в рамках той или иной функции, увеличении латентных периодов реакции на стимулы, в общей замедленности двигательных актов. Симптомы инактивности могут проявиться генерализовано, т.е. относиться ко всем видам деятельности больного, или более «локально», в какой-то одной модальности. Эти больные не ищут общения, тем более что их коммуникативные возможности ограничены, нередко они стараются уклониться от трудовой деятельности, и это не бытовая лень, а проявление патологии, требующей специального терапевтического вмешательства.
Инертность состоит в трудностях переключения с одного вида деятельности на другой. Она проявляется при необходимости последовательного выстраивания операций, входящих в ту или иную деятельность. Чаще всего инертность проявляется в наличии персевераций, которые могут иметь как генерализованный, полимодальный, так и модально-специфический характер. При грубой степени выраженности инертности персеверации принимают столь масштабный характер, что полностью «закрывают» возможность переключения с одного действия на другое, делают невозможным осуществление нормальной деятельности.