НАРУШЕНИЕ ПАМЯТИ

Расстройства памяти делят на:

ü общие (модально-неспецифические), не связанные с каким-либо анализатором, и

ü модально-специфические, относящиеся к определенному анализатору.

Модально-специфические расстройства мнестической деятельности обусловлены очаговыми поражениями мозга. Выделяют обонятельную, вкусовую, тактильную, слухову, зрительную, двигательную (моторную) амнезию.

 

Модально-неспецифические нарушения памяти являются, как правило, грубыми и выходят за рамки какой-либо модальности. Они обусловлены диффузными поражениями глубинных структур мозга.

К ним относятся: внутренние отделы височной доли, особенно отделы виска, примыкающие к гиппокампу, а именно мозговой ствол, таламические ядра, пути, идущие от гипоталамуса, маммилярных тел. При поражении гиппокампова круга с обеих сторон, помимо слабости слухо-речевой памяти, могут иметь место симптомы, типичные для корсаковского симптома (особого вида слабоумия). Необходимо учитывать при этом, что даже при таких тяжелых расстройствах памяти сохраняются основные параметры деятельности: направленность, избирательность, критическое отношение к дефекту.

 

В наибольшей степени у больных с двусторонним поражением гиппокампова круга страдает кратковременная память при сохранении памяти на прошлые события. Последующая деятельность как бы стирает предыдущие события. Нередко удерживается лишь последний элемент воспринимаемого, что носит название «эффекта края». А.Р. Лурия называет это отрицательное влияние последующей информации на предшествующую «ретроактивным торможением».

 

Резко отличная от этой картина выявляется при очагах поражения в стволе или же в той части гиппокампова круга, которая идет от ретикулярной формации к коре головного мозга. Особенно грубая симптоматика появляется, когда в поражение вовлекается лимбическая система и медиальные отделы лобных долей.

Основным патологическим проявлением является здесь резкое снижение тонуса коры мозга, которая теряет способность дифференцировать сильные и слабые сигналы. Возникает нарушение избирательности (селективности) связей между отдельными фрагментами информации. В грубых случаях появляются явления спутанности сознания. Теряется способность ориентироваться в пространстве, месте и времени: больной не понимает, где он находится, принимает одних людей за других, не знает, в каком месте живет, сколько ему лет и пр.

 

Провалы в памяти нередко заполняются ложными воспоминаниями (конфабуляциями): больной утверждает то, чего на самом деле не было. Удивительно, но при этом многие из полученных ранее навыков не исчезают. Сохраняется способность читать, писать, считать. Эта особенность – лишнее подтверждение тому, что хорошо освоенные навыки мало зависят от состояния сознания и, в конечном счете, от состояния памяти.

 

К дезоринтации в собственной личности, времени и месте у больных данной группы может присоединиться и потеря памяти на события прошлой жизни. В этом случае констатируется ретроградная амнезия.

Пусковой момент такого патологического состояния, как показывают многочисленные клинические наблюдения, чаще всего связан с переживанием сильного стресса, либо с перенесенной тяжелой черепно-мозговой травмой. Выход из него – как правило, тоже попадание в повторную стрессовую ситуацию, что дает основание считать причину такого заболевания функциональной, носящей стрессогенный характер. Переживание стресса в первую очередь влияет на глубинные структуры мозга, «блокирующие» кору, которая тем не менее хранит знания о прошлом на подсознательном и бессознательном уровнях. Приобретенный опыт, багаж знаний, по всей вероятности, не может быть «стерт» из памяти даже самым сильными переживаниями.

Картина нарушений сознания и модально-неспецифической памяти, по существу, противоположна той, которая характерна для поражений верхней (конвекситальной) коры когда больные теряют приобретенные навыки, но прекрасно ориентируются в пространстве, месте, времени, обладая ясным сознанием.