Система С. Френе как альтернатива традиционной системе

 

Недостатки французской школы в 1920-30-е годы, критикуемые С. Френе Способы и пути их преодоления, предложенные С. Френе
Книжно-вербальный метод обучения Типография, «свободные тексты»
Учебник как единственное средство обучения в начальной школе Отказ от учебников, внедрение системы работы по карточкам
Балльная система оценки знаний Отказ от балльной системы оценки знаний, использование метода положительного подкрепления
Закрытость школы, отсутствие связи школы с жизнью, окружающим миром Концепция «открытой школы», школьный кооператив как средство социализации учащихся; переписка
Передача знаний от учителя к учащимся в готовом виде Создание в обучении проблемных ситуаций
Планирование учителем учебного процесса Индивидуальное планирование школьниками своей работы на основе планов учителя

Среди альтернативных средних школ особое место занимает Вальдорфская школа.Ее деятельность основывается на принципах вальдорфской педагогики, под которой подразумевается система методов и приемов воспитания и обучения, основанных на антропософской концепции развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов разработаны австрийским философом и педагогом Рудольфом Штайнером (1861-1925). Первая Вальдорфская школа была открыта им в 1919 г. в Штутгарте (Германия). Это учебное заведение отличалось сильной эстетической и трудовой направленностью обучения, уважением к личности ребенка.

Идеал Вальдорфской школы – воспитание цельного, гармонично развитого человека. В отличие от традиционной школы, Вальдорфская школа не занималась односторонним развитием интеллектуальной сферы, ее основная задача – научить детей учиться у жизни, не загружать память детей, развивать способности, чувства учащихся, формировать у них чувство социальной ответственности, художественного вкуса. Ключевая фигура в Вальдорфской школе – учитель, подготовке которого уделялось особое внимание, так как он преподает с 1-го по 8-й класс все предметы. Учитель должен хорошо знать природу ребенка и руководствоваться в своей работе девизом «Принимай ребенка с благоговением, воспитывай его любовью, выпускай свободным». A это возможно только в том случае, если в своей работе он отталкивается от индивидуальности школьника, а не руководствуется циркулярами, исходящими от вышестоящих инстанций.

Весь процесс обучения в Вальдорфской школе был построен таким образом, чтобы гармонично развивать в ребенке интеллект, волю, чувства. Первые два часа занятий посвящались развитию интеллекта. Изучались основные образовательные предметы – физика, математика, литература, биология и др. Они преподавались методом погружения – блоками продолжительностью несколько недель. Считалось, что в утренние часы изучение общеобразовательных предметов особенно эффективно, так как мозг работает продуктивнее. Следующие два часа посвящались изучению предметов художественно-эстетического цикла музыке, живописи, иностранным языкам, физической культуре. Последние два часа отводились на ручной труд.

В Вальдорфской школе отсутствовали оценки успеваемости, не было директора. Его функции делились между двумя органами: Конференцией по руководству и Правлением школы, куда входили родители и представители педагогического коллектива. Еще одна особенность школы, работающей по педагогической концепции Р. Штайнера, – тесная связь с родителями. Классный руководитель знает положение в семье каждого школьника, поддерживает постоянный контакт с его родителями. Родители, в свою очередь, частые гости в школе. Они принимают участие в театрализованных представлениях, специально для них устраиваются конференции, на которых обсуждаются вопросы воспитания детей.