Система С. Френе как альтернатива традиционной системе
Недостатки французской школы в 1920-30-е годы, критикуемые С. Френе | Способы и пути их преодоления, предложенные С. Френе |
Книжно-вербальный метод обучения | Типография, «свободные тексты» |
Учебник как единственное средство обучения в начальной школе | Отказ от учебников, внедрение системы работы по карточкам |
Балльная система оценки знаний | Отказ от балльной системы оценки знаний, использование метода положительного подкрепления |
Закрытость школы, отсутствие связи школы с жизнью, окружающим миром | Концепция «открытой школы», школьный кооператив как средство социализации учащихся; переписка |
Передача знаний от учителя к учащимся в готовом виде | Создание в обучении проблемных ситуаций |
Планирование учителем учебного процесса | Индивидуальное планирование школьниками своей работы на основе планов учителя |
Среди альтернативных средних школ особое место занимает Вальдорфская школа.Ее деятельность основывается на принципах вальдорфской педагогики, под которой подразумевается система методов и приемов воспитания и обучения, основанных на антропософской концепции развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов разработаны австрийским философом и педагогом Рудольфом Штайнером (1861-1925). Первая Вальдорфская школа была открыта им в 1919 г. в Штутгарте (Германия). Это учебное заведение отличалось сильной эстетической и трудовой направленностью обучения, уважением к личности ребенка.
Идеал Вальдорфской школы – воспитание цельного, гармонично развитого человека. В отличие от традиционной школы, Вальдорфская школа не занималась односторонним развитием интеллектуальной сферы, ее основная задача – научить детей учиться у жизни, не загружать память детей, развивать способности, чувства учащихся, формировать у них чувство социальной ответственности, художественного вкуса. Ключевая фигура в Вальдорфской школе – учитель, подготовке которого уделялось особое внимание, так как он преподает с 1-го по 8-й класс все предметы. Учитель должен хорошо знать природу ребенка и руководствоваться в своей работе девизом «Принимай ребенка с благоговением, воспитывай его любовью, выпускай свободным». A это возможно только в том случае, если в своей работе он отталкивается от индивидуальности школьника, а не руководствуется циркулярами, исходящими от вышестоящих инстанций.
Весь процесс обучения в Вальдорфской школе был построен таким образом, чтобы гармонично развивать в ребенке интеллект, волю, чувства. Первые два часа занятий посвящались развитию интеллекта. Изучались основные образовательные предметы – физика, математика, литература, биология и др. Они преподавались методом погружения – блоками продолжительностью несколько недель. Считалось, что в утренние часы изучение общеобразовательных предметов особенно эффективно, так как мозг работает продуктивнее. Следующие два часа посвящались изучению предметов художественно-эстетического цикла музыке, живописи, иностранным языкам, физической культуре. Последние два часа отводились на ручной труд.
В Вальдорфской школе отсутствовали оценки успеваемости, не было директора. Его функции делились между двумя органами: Конференцией по руководству и Правлением школы, куда входили родители и представители педагогического коллектива. Еще одна особенность школы, работающей по педагогической концепции Р. Штайнера, – тесная связь с родителями. Классный руководитель знает положение в семье каждого школьника, поддерживает постоянный контакт с его родителями. Родители, в свою очередь, частые гости в школе. Они принимают участие в театрализованных представлениях, специально для них устраиваются конференции, на которых обсуждаются вопросы воспитания детей.