Альтернативная педагогика.
Европейскую известность получила педагогическая система французского педагога Селестен Френе(1896–1966). Им была создана «педагогическая техника», предусматривающая оригинальные формы обучения и воспитания. Предназначение школы Френе видел не в том, чтобы приспособить ребенка к той социально-культурной среде, из которой он вышел, а, напротив, мечтал воспитать в нем носителя новых идей и культуры, способных преобразовать среду. Он разработал оригинальную методику обучения родному языку. В 1920-30-е годы основным методом обучения во французской школе был книжно-вербальный метод. Дословное запоминание, заучивание наизусть стихов и прозы, имитация речи учителя, выполнение однообразных упражнений на применение грамматических правил – вот приемы, которые использовались учителями при обучении языку. Вместо этого Френе вводит «свободные тексты» – небольшие сочинения, в которых дети рассказывают о себе, своей семье, друзьях, увиденном и услышанном на прогулках и экскурсиях, мечтах, планах на будущее. Для детей «свободные тексты» служили средством самовыражения, для учителя они становились средством изучения личности учащихся, их интересов, взаимоотношений с окружающей средой.
Френе – принципиальный противник использования учебников в начальной школе, мотивировал свою позицию следующими доводами:
Ø учебники исключают возможность индивидуализации обучения;
Ø навязывают детям не свойственную им логику взрослых;
Ø тормозят развитие у детей самостоятельности и независимости мышления.
В своей педагогической системе Френе отказался от оценок. Он считал, что оценка не может служить надежным и точным критерием знаний ребенка, поскольку зачастую при оценивании знаний ученика учителю трудно избежать субъективности, случайности, ошибки. Пусть дети соревнуются в спорте, игре. Перенос состязаний в сферу учения не правомерен, так как у нас от природы разные способности: одним знания даются легко, от других процесс обучения требует титанических усилий. Неудачи в учении способствуют появлению у ребенка комплекса неполноценности.
Негативное отношение Френе к оценкам объяснялось также и тем обстоятельством, что помимо балльной системы оценки во французской школе того времени процветала «система классификации» – установление порядкового номера учащегося в классе в соответствии с его учебными успехами. Разумеется, подобная практика не могла не вызывать возмущения у сторонников «нового воспитания», выступающих за гуманное отношение к детям.
«Задача школы, – указывал С. Френе, – культивировать успех, удачу индивида, необходимые для его самоутверждения. Поэтому необходимо как можно чаще подчеркивать успехи каждого: у одного – в чтении, у другого – в математике, у третьего – в рисовании, у четвертого – организаторские способности». Вместо традиционной отметки в школе Френе ребенок получал «положительное подкрепление» в форме, которая была принята в классе.