Кризисы профессионального развития психолога

В процессе профессионального развития у специалиста могут возникать негативные психические состояния и другие характеристики, описываемые в психологической литературе как признаки и показатели критического периода развития (КПР). Б.С.Братусь в связи с этим отмечает, что “возможность кризисов, сбоев в развитии деятельнос­ти...является не одиозным случаем, а психологической закономерностью”. Выделяются следующие типы кризисов, связанные с процессом профессионально­го становления специалиста:

1) кризисы, обусловленные закономерностями возрастного развития человека, неравномерностью созревания отдельных психофизиологических функций (например, кризисы юности, зрелости, старости);

2) кризисы, обусловленные логикой профессионального развития че­ловека (противоречия и несоответствие в уровне развития отдельных ком­понентов профессионализма, несоответс­твие его уровня нормативным требованиям);

3) кризисы, обусловленные условиями профессиональной среды, выс­тупающими дестабилизирующим фактором для профессионального развития человека.

Ситуациями, способствующими проявлению кризисов, являются:

- смена социальных ролей при вхождении в новую профессиональную среду (после окончания вуза, при повышении, переходе на смежную специальность после соответствующего переучивания и т.п.);

- ситуации нововведения или конфликты;

- утеря или изменение социального статуса;

- характер профессиональной деятельности, способствующий развитию тех или иных деформаций.

Наиболее типичными проявлениями кризисных периодов являются:

- снижение эффективности деятельности;

- снижение удовлетворенности деятельностью и условиями ее осуществления;

- неадекватность оценок и самооценок;

- конфликтность во взаимоотношениях;

- расширение круга поисковой активности в другие сферы, в том числе и не связанные непосредственно с данной про­фессиональной деятельностью;

- снижение интереса к профессии, снижение активности и целеустремленности к овладению нормами профессии, желание сменить профессию, место работы;

- ломка собственной концепции профессионального становления;

- повышенная чувствительность к внешним воздействиям, впечатлительность, психическая напряженность, тревож­ность, нестабильность физического состояния, чрезмерное переживание трудностей и неудач, снижение работоспособности;

- особые психические состояния неопределенности, неструктурированности желаний субъекта, невыраженности планов, стремлений, их легкая смена;

- снижение темпов развития, повышенная уязвимость, внутренняя растерянность;

- понижение регулятивной деятельности, работа организма с перенапряжением, ос­лабление целостности поведения.

У психологов как представителей социальных профессий динамика критических периодов развития может иметь негативную тенденцию развития, связываемую с развитием так называемого “синдрома сгорания”. Данный синдром, являясь следствием интенсивного профессионального общения и необходимости каждодневного эмоционального “выкладывания” специалиста, характеризуется признаками, выражающими его общую усталость от контактов с людьми (и это зачастую переносится на семью самого психолога), стремлением к типизации профессиональных действий в схожих ситуациях, требующих на самом деле тонкого анализа уникальной ситуации клиента и т.п.

Критические периоды могут иметь более или менее выраженную остроту, интенсивность, длительность протекания. Это зависит в первую очередь от условий деятельности, а также от психологической готовности специалиста к встрече с новой ситуацией профессионального развития, предусматривающей определенный набор “критических ожиданий” и различные стратегии (стиль реагирования) выхода из них. Позитивным вариантом завершения КПР является восстановление утраченного равновесия, стабильности, реструктури­рование прежней системы отношений, переход на новое качество функ­ционирования, смена ведущего фактора, построение новых концепций профессионального развития и опробывание их в реальном поведении.

Негативным вариантом является развитие и углубление кризисных состояний, возникновение деформаций личности, специфика которых обусловлена как личностными особенностями человека, так и особенностями внешних условий (в том числе и профессиональной среды, особенностями деятельности).

Интегральная способность преодолевать трудные ситуации в ходе профессионального развития напрямую зависит от профессионально-психологического потенциала личности специалиста, находящего свое выражение в его способности:

- к самостоятельному освоению высоких норм и стандартов выбранной профессии, саморазвитию средствами профессии и развитию профессии личным творческим вкладом;

- к оказанию позитивно-мобилизующего воздействия на другие субъекты деятельности;

- к противостоянию деструктивным факторам профессиональной среды;

- к самоопределению в сложных ситуациях профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.

Учитывая современные требования к уровню профессионализма кадров, его мобильности с учетом изменения ситуации на рынке труда, особую значимость приобретает необходимость дополнения существующей системы фиксации нормативных требований к качествам личности специалиста и уровню его квалификации специальным психологическим сопровождением процесса его профессионального развития.