Кризисы профессионального развития психолога
В процессе профессионального развития у специалиста могут возникать негативные психические состояния и другие характеристики, описываемые в психологической литературе как признаки и показатели критического периода развития (КПР). Б.С.Братусь в связи с этим отмечает, что “возможность кризисов, сбоев в развитии деятельности...является не одиозным случаем, а психологической закономерностью”. Выделяются следующие типы кризисов, связанные с процессом профессионального становления специалиста:
1) кризисы, обусловленные закономерностями возрастного развития человека, неравномерностью созревания отдельных психофизиологических функций (например, кризисы юности, зрелости, старости);
2) кризисы, обусловленные логикой профессионального развития человека (противоречия и несоответствие в уровне развития отдельных компонентов профессионализма, несоответствие его уровня нормативным требованиям);
3) кризисы, обусловленные условиями профессиональной среды, выступающими дестабилизирующим фактором для профессионального развития человека.
Ситуациями, способствующими проявлению кризисов, являются:
- смена социальных ролей при вхождении в новую профессиональную среду (после окончания вуза, при повышении, переходе на смежную специальность после соответствующего переучивания и т.п.);
- ситуации нововведения или конфликты;
- утеря или изменение социального статуса;
- характер профессиональной деятельности, способствующий развитию тех или иных деформаций.
Наиболее типичными проявлениями кризисных периодов являются:
- снижение эффективности деятельности;
- снижение удовлетворенности деятельностью и условиями ее осуществления;
- неадекватность оценок и самооценок;
- конфликтность во взаимоотношениях;
- расширение круга поисковой активности в другие сферы, в том числе и не связанные непосредственно с данной профессиональной деятельностью;
- снижение интереса к профессии, снижение активности и целеустремленности к овладению нормами профессии, желание сменить профессию, место работы;
- ломка собственной концепции профессионального становления;
- повышенная чувствительность к внешним воздействиям, впечатлительность, психическая напряженность, тревожность, нестабильность физического состояния, чрезмерное переживание трудностей и неудач, снижение работоспособности;
- особые психические состояния неопределенности, неструктурированности желаний субъекта, невыраженности планов, стремлений, их легкая смена;
- снижение темпов развития, повышенная уязвимость, внутренняя растерянность;
- понижение регулятивной деятельности, работа организма с перенапряжением, ослабление целостности поведения.
У психологов как представителей социальных профессий динамика критических периодов развития может иметь негативную тенденцию развития, связываемую с развитием так называемого “синдрома сгорания”. Данный синдром, являясь следствием интенсивного профессионального общения и необходимости каждодневного эмоционального “выкладывания” специалиста, характеризуется признаками, выражающими его общую усталость от контактов с людьми (и это зачастую переносится на семью самого психолога), стремлением к типизации профессиональных действий в схожих ситуациях, требующих на самом деле тонкого анализа уникальной ситуации клиента и т.п.
Критические периоды могут иметь более или менее выраженную остроту, интенсивность, длительность протекания. Это зависит в первую очередь от условий деятельности, а также от психологической готовности специалиста к встрече с новой ситуацией профессионального развития, предусматривающей определенный набор “критических ожиданий” и различные стратегии (стиль реагирования) выхода из них. Позитивным вариантом завершения КПР является восстановление утраченного равновесия, стабильности, реструктурирование прежней системы отношений, переход на новое качество функционирования, смена ведущего фактора, построение новых концепций профессионального развития и опробывание их в реальном поведении.
Негативным вариантом является развитие и углубление кризисных состояний, возникновение деформаций личности, специфика которых обусловлена как личностными особенностями человека, так и особенностями внешних условий (в том числе и профессиональной среды, особенностями деятельности).
Интегральная способность преодолевать трудные ситуации в ходе профессионального развития напрямую зависит от профессионально-психологического потенциала личности специалиста, находящего свое выражение в его способности:
- к самостоятельному освоению высоких норм и стандартов выбранной профессии, саморазвитию средствами профессии и развитию профессии личным творческим вкладом;
- к оказанию позитивно-мобилизующего воздействия на другие субъекты деятельности;
- к противостоянию деструктивным факторам профессиональной среды;
- к самоопределению в сложных ситуациях профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.
Учитывая современные требования к уровню профессионализма кадров, его мобильности с учетом изменения ситуации на рынке труда, особую значимость приобретает необходимость дополнения существующей системы фиксации нормативных требований к качествам личности специалиста и уровню его квалификации специальным психологическим сопровождением процесса его профессионального развития.