Основные этапы профессионализации личности.

Обобщая имеющиеся в психологической науке подходы к проблеме периодизации профессионального развития, можно выделить следующие стадии данного процесса:

- стадия допрофессионализма (включает этапы возникновения профессиональных интересов и поиска профессии, выбора и принятия профессии);

- стадия профессионального становления (включает этапы освоения профессии, профессиональной адаптации, индивидуализации профессиональной деятельности);

- стадия профессионализма (включает этап развития и совершенствования профессиональной деятельности).

Каждый из этих этапов отличается по решаемым в ходе его задачам, механизмам и формам реализации профессионального развития, а также формам социального управления процессом профессионализации.

Так, на этапе поиска и выбора профессии ведущей задачей является формирование знаний, навыков, умений и качеств, определяющих общую готовность к труду. В ходе решения данной задачи преодолеваются противоречия между несформированным пока еще интересом к определенной профессии и необходимостью осуществлять сознательный выбор, между интересом к содержанию труда по выбранной специальности и неудовлетворенностью условиями труда, престижем профессии и т.п.

Особенностью этого этапа является преобладание у молодых людей при поиске профессии мотивов социального престижа профессии, материальной обеспеченности, комфортных условий труда. В то же время с учетом ориентации на свои профессиональные возможности человек осуществляет предварительный профессиональный выбор. Особая роль здесь принадлежит специалистам-психологам, осуществляющим в рамках профориентационной работы оказание индивидуальной помощи юношам и девушкам в расширении их знаний об особенностях той или иной профессии, сопоставлении своих интересов и возможностей освоения конкретной специальностью. Такая работа проводится, как правило, в форме консультационной беседы, выполняющей по отношению к молодому человеку диагностическую и информационную функции.

Следующим этапом профессионализации является этап освоения профессии в соответствующем учебном заведении. В ходе обучения происходит усвоение профессионального языка, специальной терминологии, информационной основы деятельности, профессиональных навыков и умений, овладение навыками профессионального взаимодействия с другими людьми, формирование профессиональной направленности личности и т.п. Отличительной особенностью этапа является появление интереса к определенным сторонам будущей профессии, во многом предопределяющего будущую специализацию человека в выбранной сфере деятельности.

По окончании учебного заведения молодой специалист приступает к самостоятельному осуществлению функциональных обязанностей. Однако это не означает, что он готов самостоятельно выполнять все трудовые функции в соответствии с требованиями профессии. Задачи приобщения специалиста к условиям профессиональной деятельности, достижения необходимого уровня соответствия профессиональной деятельности нормативным требованиям решаются на этапе профессиональной адаптации.

Наряду с профессиональной адаптацией, рассматриваемой как процесс приспособления специалиста к требованиям и нормам профессии, конкретным условиям профессиональной среды, происходит и его социальная адаптация – процесс приспособле­ния к установкам, ценностям, правилам и нормам нового коллектива, освоения человеком новых социальных ролей.

В процессе адаптации уточняются нормы профессии, специальности, конкретного коллектива, выработка и уточнение индивидуальных критериев эффективности профессиональной деятельности, коррекция профессиональных ожиданий, профессиональная идентификация специалиста как представителя определенной профессиональной группы и формирование у него соответствующего профессионального менталитета.

Дальнейшее профессиональное развитие идет по пути совершенствования профессионального мастерства, развития индивидуального стиля деятельности, увеличения “удельного веса” творческих актов осуществления деятельности и на этой основе - обратного влияния специалиста на профессию. Ведущими задачами при этом выступают освоение высоких профессиональных стандартов и реализация творческих возможностей личности. Свидетельством позитивной динамики в профессиональном развитии человека является внесение им авторских находок, усовершенствований, преобладание мотивов самореализации в труде, высокий и устойчивый статус в коллективе.

Своеобразным комплексным критерием, отражающим общую динамику и содержание профессионального развития, является профессиональная зрелость специалиста, предполагающая его способность к самостоятельному и эффективному решению профессиональных задач, а также развитое профессиональное сознание и самосознание, способность к адекватному профессиональному самоопределению. Профессиональное самоопределение - процесс и результат самостоятельного соотнесения требований, норм и ценностей профессии с собственным уровнем подготовки, индивидуальными качествами личности и достигнутыми результатами в деятельности.