Цели и критерии развития городов и регионов

Способы установления целей

Установление целей. Фазы установления целей

Правильно организованный процесс установления целей предполагает прохождение четырех фаз;

• выявление и анализ тех трендов, которые наблюдаются в окружении;

• установление целей для организации в целом;

• построение иерархии целей;

• установление индивидуальных целей.

Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для всех членов. в силу динамизма среды цели могут меняться. Возможно, подходить к проблеме изменения целей следующим образом: цели корректируются всякий раз, когда этого требуют обстоятельства. В этом случае процесс изменения целей носит сугубо ситуационный характер.

Но возможен другой подход. Многие организации осуществляют систематическое упреждающее изменение целей. При таком подходе в организации устанавливаются долгосрочные цели. На базе этих долгосрочных целей вырабатываются детализированные краткосрочные цели (обычно годовые). По достижении этих целей разрабатываются новые долгосрочные цели. При этом в них учитываются те изменения, которые происходят в среде, и те изменения, которые происходят в наборе и уровне требований, выдвигаемых по отношению к организации субъектами влияния. На основе новых долгосрочных целей определяются краткосрочные, по достижении которых опять происходит выработка новых долгосрочных целей.

При таком подходе не происходит достижения долгосрочных целей, так как они регулярно изменяются.

Одним из наиболее важных моментов, определяющих процесс установления целей в организации, является степень делегирования права принятия решений по целям нижним уровням организации. Как показывает знакомство с реальной практикой, процесс установления целей в различных организациях проходит по-разному.

- В одних организациях установление целей полностью или в значительной степени централизовано;

- В других же организациях может быть полная или почти полная децентрализация.

- Есть организации, в которых процесс установления целей носит промежуточный между полной централизацией и полной децентрализацией характер (смешанный).

 

 

Общей целью социально-экономического развития региона и города является повышение уровня жизни населения. Наряду с ней можно рассматривать частные, относительно самостоятельные цели, определяющие экономические, экологические, социальные и другие условия, обеспечивающие достойную жизнь и благосостояние людей.

Практически все цели и критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития, действующие на уровне страны, действуют и на уровне региона и города. Действительно, на уровне региона и города можно рассматривать:

- валовый региональный продукт — ВРП (в абсолютных величинах и на душу населения) и темпы его роста;

- средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;

- продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;

- уровень образования;

- уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;

- уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, больницами, аптеками, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);

- состояние окружающей среды;

- равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;

- обогащение культурной жизни людей.

При управлении социально-экономическим развитием отдельного региона или города целесообразно выделять все вышеперечисленные цели и осуществлять мониторинг их достижения. В частности, наряду с мониторингом состояния регионального производства и динамики денежных доходов населения целесообразно отслеживать другие важнейшие параметры социально-экономического развития. Расширенный спектр целей и критериев заставляет по-новому посмотреть на проблему экономического развития регионов и городов России.

Критерии развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условий успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:

привлечение новых видов бизнеса;

расширение существующего бизнеса;

развитие малого бизнеса;

развитие центра города;

развитие промышленности;

развитие сферы услуг;

повышение уровня занятости населения региона;

привлечение средств населения в инвестиции.

Относительно самостоятельным критерием развития территории стал экологический критерий.

В понятие социально-экономического развития региона входит и такая трудно измеримая субстанция, как культурная жизнь населения.

Вот примерный список показателей, отражающих степень социально-экономического развития города или региона:

уровень физического и психического здоровья;

продолжительность жизни;

уровень обеспеченности населения основными благами (жильем, автомобилями, услугами, товарами длительного пользования);

валовой региональный продукт;

валовой региональный продукт на душу населения;

средний доход на душу населения;

степень дифференциации доходов;

образование населения (доля населения с высшим образованием, со средним образованием, доля обучающихся в вузе, в школе в % соответствующей возрастной группы);

количество предприятий на 1000 человек населения;

средний срок, необходимый для регистрации нового предприятия;

состояние окружающей среды (загрязненность воздуха, питьевой воды, состояние рекреационных зон).