Во второй половине XV—XVII веках
Экономическая политика России
В конце XV — начале XVI веков в России постепенно сформировалась система государственного управления во главе с великим Московским князем. У него в подчинении находились удельные князья и бояре, как московские, так и из присоединенных земель.
Вся эта иерархическая структура приняла форму местничества, при которой получение какой либо должности для представителя княжеско-боярской знати обязательно увязывалось с происхождением и знатностью семьи, близостью к великому князю, верностью и давностью службы ему.
Вместо временных боярских советов, собиравшихся в удельных княжествах, стал собираться высший совещательный орган Московского государства — Боярская дума. Члены Думы назначались великим князем в строгом соответствии с правилами местничества, по степени родовитости, а не по делам и способностям, отчего бояре постоянно враждовали между собой за должности. Боярская дума должна была ежедневно заниматься текущими внутренними и внешними делами страны, решать споры и конфликты.
Следует отметить, что Иван III еще не имел абсолютных полномочий самодержца. Любое его решение не имело силы без одобрения Боярской думы, а позже и Земского собора. В эти же годы стали создаваться специальные учреждения для руководства различными хозяйственными, финансовыми, оборонными делами в масштабе страны. Эти учреждения назывались приказами (от «приказать», «поручить»). На местах этими проблемами занимались бояре-кормленщики, у которых сосредоточивались большие судебно-административные полномочия. Им было дано право собирать налоги «корм» с местного, подвластного им населения (считается, что при Иване III произошло разделение налогов на прямые и косвенные).
Фактически же они занимались бесконтрольными поборами, что заметно ослабляло централизованную власть. Таким образом, бояре, сыгравшие основную позитивную роль при объединении русских земель в XIII—XIV веках, в конце XV века становились его тормозом, оказавшись в рядах противников сильной государственной власти.
В годы правления Ивана III большое место во внутренней политике занимали сложные отношения государства и церкви. Как уже отмечалось, церковь имела особое, привилегированное положение еще со времен монголо-татарского владычества, она была освобождена от всех налогов и разорения. В результате этого в XV веке церкви принадлежало более трети всех богатств страны, она являлась главным ростовщиком и основным хозяйствующим субъектом в России. Церковь имела почти все имущественные, военные, судебные права, которыми пользовалась светская знать. Ей принадлежали огромные угодья вместе с крестьянами, она имела свое войско, у нее было право вершить судебные дела по гражданским вопросам в своих владениях. Иван III первым из князей попытался установить контроль за хозяйственной деятельностью церкви, ограничить ее земельные владения, чтобы укрепить государственную власть.
На протяжении XVI века феодальное землевладение продолжало укрепляться и развиваться. В этот период вотчинники по-прежнему сохраняли феодальный иммунитет, поддерживаемый великим князем, в связи с чем крупные феодалы были заинтересованы в сильном государстве. Но, с другой стороны, великие князья (а позже и цари), стремясь к самодержавию, постоянно ограничивали права и привилегии феодалов-вотчинников. Таким образом, на протяжении XVI века верховная власть России была вынуждена вести двоякую политику по отношению к феодалам, поддерживая одних и подавляя других. В этой сложной борьбе центральная власть нашла опору в наиболее прогрессивной части населения того времени-служилых дворянах, которые поддерживали великих князей и царей, поскольку им экономически и политически была выгодна сильная государственная власть. Они надеялись расширить свои угодья за счет опальных бояр Пскова, Новгорода, Твери, а также получить права, уравнивавшие их с древними боярскими фамилиями.
В 1530_х годах — были созданы административные «губные» учреждения («губа» — административный округ, позже преобразованный в уезд), которые ведали судебными вопросами по наиболее тяжким разбойным преступлениям против правительства и феодалов. В Москве всеми губными учреждениями ведал специальный Разбойный приказ.
В 1547 году Иван IV Васильевич был венчан на царство и стал царем Российского государства, что уравнивало его с западноевропейскими монархами и значительно возвышало над княжеско-боярской знатью.
В первый период правления перед Иваном IV стояла проблема: пойдет ли развитие России по пути восточной деспотии или она будет преобразована в страну с представительной монархией по образцу западноевропейских стран. В этот период он продолжил реформ, сориентированные на второй путь развития.
В своей деятельности Иван IV пытался ослабить консервативную боярскую оппозицию, используя служилое дворянство и другие слои населения. Когда в 1549 году был сформирован совещательный орган - Земский собор, туда вошли представители не только земельной аристократии, духовенства, дворян, но и купечества, богатых горожан.
Созыв Земского собора означал, что в России установилась сословно представительная монархия.
Собор не ограничивал права царя, а служил ему опорой при проведении радикальных изменений в обществе. Молодой царь неоднократно выступал на Земском соборе, обвиняя бояр в злоупотреблениях и обещая, что отныне он сам будет судьей и защитником для народа. Кстати, именно Земский собор в 1549 году принял решение обосвобождении дворян из-под юрисдикции бояр и переход их в ведение государства.
В числе реформ, проводимых Иваном IV, была и военная реформа.
За военную службу стрелецким полкам предоставляли коллективные земельные наделы — «дачи», из которых стрельцам выдавали личный надел. Стрельцам, не имеющим личного участка, платили денежное и хлебное жалованье, но поскольку в казне зачастую не было денег, то они были вынуждены, кроме основной службы, заниматься торговлей или ремеслом, что, конечно, не повышало боеспособность войска.
В середине 1550_х годов была окончательно отменена система кормлений. Вся судебная, налоговая и другая деятельность на местах передавалась в руки выборных земских старост из зажиточных крестьян на селе и городской купеческой верхушки. Земские старосты, в свою очередь, подчинялись губным старостам. Такая структура усиливала централизованную власть сверху донизу.
В 1550_х годах Иван IV снова вернулся к проблеме соотношения церкви и самодержавия. В 1551 году был созван Стоглавый церковный собор (его постановления состояли из ста глав).
При Иване Грозном отношения между царской властью и боярской оппозицией достигли наивысшего накала и приняли жестокие и кровавые формы. В 1565 году царь объявил о переходе к особым условиям правления, что позволило ему получить неограниченные полномочия: он мог объявить государственными изменниками любых представителей княжеско-боярской аристократии, на одних распространить опалу, других - казнить без суда и следствия, отобрать у них земли в государев удел - опричнину. Это был своего рода государственный переворот, по которому Иван Грозный лишил Боярскую думу и бояр многих прав.
В опричнину отходили лучшие земельные угодья, оттуда выселялись вотчинники-бояре и удельные князья на земщину — территории, не входившие в опричнину и находившиеся под управлением Боярской думы. Земщина располагалась, главным образом, на окраинах страны. На место выселенных бояр расселяли служилых людей. В опричнину были взяты некоторые улицы и слободы Москвы, около 20 городов с уездами в центральных и северо-западных областях России. Земли опричнины составляли примерно половину всей территории государства.
В пределах опричнины создавался «государев двор», или особое войско из опричников, основанное на беспрекословном подчинении царю, который давал им щедрое денежное и имущественное вознаграждение. Опричникам была присуща особая жестокость при проведении массового террора в стране.
Огромные людские потери и хозяйственный ущерб во время карательных операций, неудачи в Ливонской войне, набеги крымских татар привели страну к тяжелому экономическому кризису. В 1572 году царь отменил опричнину и даже запретил упоминать это слово. Иван IV, борясь с феодальной оппозицией, создал репкую самодержавную власть. Но последствия опричнины были очень тяжелыми, и они еще долго оказывали отрицательное воздействие на экономику России.
В 1598 году на Земском соборе на царство был избран Борис Годунов, который уже в течение нескольких лет фактически правил страной вместо царя Федора.
Борис Годунов строил свою политику на принципах:
- укрепление жесткой централизованной власти,
- присоединение к России новых земель,
- усиление роли дворян, в которых видел свою опору.
Новый царь способствовал развитию отечественного предпринимательства в различных отраслях производства, поощрял российское купечество. Он также проявлял большой интерес к западной цивилизации, способствовал переселению немецких купцов, медиков, наемных воинов в Россию. Впервые в истории страны несколько молодых людей (дворянских «робят») было отправлено за границу на учебу. Широкое распространение получило книгопечатание, в разных городах были открыты типографии. Можно предположить, что деятельность Годунова оказалась во многом предтечей реформ Петра I, которые осуществились лишь через сто лет.
Борис Годунов был на царстве всего семь лет, и этот период оказался для страны очень тяжелым. В 1601–1603 годах на Россию обрушилось необычайное похолодание, в результате чего сельское хозяйство пришло в упадок и разразился страшный голод. По свидетельству современников, только в Москве погибло 120 тысяч человек, которых хоронили в братских могилах. Годунов даже велел открыть государевы хлебные амбары, но это не смогло накормить народ, в стране начался хаос. После внезапной кончины Бориса Годунова (1605) в России начался распад единой государственной власти, страна стала стремительно разваливаться на отдельные княжества, из-за рубежа хлынули польские и шведские интервенты. Россия была ввергнута в пучину гражданской войны, или «смуты». В 1605—1612 годах на московском престоле сменилось множество правителей, в стране объявились десятки самозванцев под именем сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, который якобы не умер в Угличе, а счастливо спасся.
В начале 1613 года в Московском Кремле был созван представительный Земский собор.
Правление первых царей династии Романовых ознаменовалось существенными изменениями в жизни России. В середине XVII века заметно усилились тенденции перехода от сословно-представительной монархии к самодержавию. В Боярской думе увеличилось представительство дворян — опоры монархии. Из ведения Думы был изъят ряд важных государственных дел в исключительную компетенцию государя. Начиная с 1653 года почти прекратил свою деятельность Земский собор, одна из форм участия различных сословий в общественной жизни России.
Постепенно происходили изменения в Приказной системе, увеличивалось количество приказов, а их функции все больше переплетались, порой их трудно было разграничить, что создавало неразбериху в управлении. Правительство время от времени проводило их слияние, реорганизацию, но это не устраняло всех сложностей.
Общегосударственными проблемами занимались следующие ведомства: Посольский приказ, руководивший внешними сношениями; Поместный приказ, регулировавший служилое землевладение; Разбойный приказ ведал важнейшими уголовными делами по всей стране; Приказы Большой казны и Большого прихода руководили государственным хозяйством и финансами. Отдельно были созданы приказы, управляющие огромными территориями—Малороссией (Украиной), Сибирью и т.д.
Была сделана попытка систематизировать местное управление. Россия была разделена на 250 уездов во главе с воеводой, позже их стали__ укруплять в так называемые разряды — Новгородский, Рязанский и др. В 33 крупных городах было также учреждено воеводское управление с большими административными и судебными полномочиями.