Условия функционирования книжной и разговорной речи, их особенности
При реализации каждой из форм литературного языка пишущий или говорящий отбирает для выражения своих мыслей слова, сочетания слов, составляет предложения. В зависимости от того, из какого материала строится речь, она приобретает книжныйили разговорныйхарактер. Сравним для примера пословицы: Желание сильнее принуждения и Охота пуще неволи. Мысль одна и та же, но оформлена по-разному. В первом случае использованы отглагольные существительные на -ние (желание, принуждение), придающие речи книжный характер. Во втором — слова охота, пуще, придающие оттенок разговорности. Нетрудно предположить, что в научной статье, дипломатическом диалоге будет использована первая пословица, а в непринужденной беседе — вторая. Следовательно, сфера общения обусловливает отбор языкового материала, а он в свою очередь формирует и определяет тип речи.
Книжная речь обслуживает политическую, законодательную, научную сферы общения (конгрессы, симпозиумы; конференции, заседания, совещания), а разговорная речь используется на полуофициальных заседаниях, совещаниях, на неофициальных или полуофициальных юбилеях, торжествах, дружеских застольях, встречах, при доверительных беседах начальника с подчиненными, в обиходно-бытовой, семейной обстановке.
Книжная речь строится по нормам литературного языка, их нарушение недопустимо; предложения должны быть закончены, логически связаны друг с другом. В книжной речи не допускаются резкие переходы от одной мысли, которая не доведена до логического конца, к другой, используются отвлеченные, книжные слова, в том числе научные термины, официально-деловая лексика.
Разговорная речь не столь строга в соблюдении норм литературного языка. В ней разрешается использовать формы, которые квалифицируются в словарях как разговорные. В тексте такой речи преобладает общеупотребительная лексика, разговорная; отдается предпочтение простым предложениям, избегаются причастные и деепричастные обороты.
Таблица 3 — Различия между книжной и разговорной речью
Для книжной речи характерны | Для разговорной речи характерны |
Конструкции с союзом «без» — «без такой рекламы», «без такого смысла» | Такие конструкции используются в три раза реже — «если не будет такого журнала» |
Конструкции «при соответствующих условиях» | Практически отсутствуют |
Деепричастные обороты с условным значением: «борясь в одиночку, невозможно добиться цели» | Практически отсутствуют |
Сложноподчиненные предложения с союзом «если» | В 1,5 раза больше |
Сложноподчиненные предложения с союзами «оттого что», «поскольку», «ибо» | Не используются |
Конструкции по требованию, по предложению, в связи с | В 2,5 раза меньше |
Согласованные определения и приложения с союзом как: «как редактор он ответил на вопросы корреспондентов» | Не используются |
Конструкции со словами вследствие, в результате, по причине | Используются намного реже, заменяются придаточными |
Конструкции не только.., но и…; как…, так и …; в то время как; если…, то… | Не используются |
Причастные обороты | Заменяются придаточными |
Используются реже | Риторические вопросы |
Используются реже | Лексические, синтаксические повторы |
Книжная и разговорная речь имеют письменнуюи устнуюформы.
Например, ученый-геолог пишет статью для специального журнала о залежах минералов в Сибири. Он использует книжную речь в письменной форме. С докладом на эту тему ученый выступает на международной конференции. Его речь книжная, но форма устная. После конференции он пишет о своих впечатлениях письмо коллеге по работе. Текст письма — разговорная речь, письменная форма. Дома, в кругу семьи геолог рассказывает, как он выступил на конференции, с кем из старых друзей встретился, о чем говорили, какие подарки привез. Его речь — разговорная, ее форма — устная.