Программа воспитания «джентльмена» по Дж. Локку

Содержание Цели воспитания Пути и средства воспитания
Физическое воспитание Укрепление здоровья ребенка Закалка, режим дня, культура питания, занятия спортом
Нравственное воспитание Выработка представления о добродетели, воспитание характера, воли, дисциплинированности, устойчивых положительных привычек Положительный пример, окружающая среда
Умственное воспитание Развитие самостоятельности мышления, изучение основ наук Практико-ориентированный характер обучения
Трудовое воспитание Освоение отдельных ремесел, необходимых для делового человека, получение навыков для ведения хозяйственных дел Ручной труд, бухгалтерия, стенография, счетоводство и др.

В отличие от Средневековья, где цель воспитания – подготовка к загробной жизни, Локк провозглашает конкретную цель воспитания – воспитание предприимчивого буржуа, «умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно». Поскольку, по Локку, цель жизни заключается в обеспечении счастья индивида, т.е. такого его состояния, которое может быть выражено формулой «здоровый дух в здоровом теле», начинать формирование личности следует с заботы об укреплении его здоровья. С раннего детства необходимо закалять тело, чтобы ребенок легко мог переносить усталость, невзгоды. Локк дает практические рекомендации, как соблюдать режим дня, закаливаться, заниматься спортом, питаться, вырабатывать выносливость.

Основу нравственного воспитания Локк видел в выработке правильного представления о добродетели. Он ассоциировал добродетель с полезностью, давая ей утилитарную и индивидуалистическую трактовку. По Локку, добродетелен тот джентльмен, кто умело и предупредительно ведет свои дела, сочетает стремление к личному счастью с аналогичным стремлением других индивидов, умеет в необходимых случаях отказаться от удовлетворения своих желаний и страстей. Важная задача нравственного воспитания – выработка характера, развитие воли, нравственной дисциплинированности. Главными воспитательными средствами являются не рассуждения, а положительный пример, среда, окружение ребенка. Локк по этому поводу писал: «Примите за несомненную истину, что, какие бы наставления вы не давали ребенку и какими бы мудрыми советами не пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним».

Особое место в нравственном воспитании Локк отводил формированию устойчивых нравственных привычек поведения. Воспитание привычек необходимо начинать с детства, не следует прививать несколько привычек одновременно. Здесь важна последовательность. Целесообразно сначала сформировать и закрепить одну привычку, а затем приступать к воспитанию другой. В воспитании следует избегать как наказаний, так и особых поощрений и наград: в первом случае существует опасность рабского послушания, в другом у воспитанника поощряется стремление к наградам, а не к тому, за что они даются. Если воспитанник демонстрирует упрямство и неповиновение, Локк допускал применение физических наказаний – с тем, чтобы сломить сопротивление ребенка.

Задачам нравственного воспитания подчинена образовательная программа Локка, цель которой – развитие у учащихся способностей к самостоятельному мышлению, сообщение начальных сведений по различным дисциплинам, что позволило бы им со временем более основательно заняться любой областью знаний по собственному выбору. Нельзя не отметить, что в своей педагогической системе умственное воспитание Локк ставит после физического и нравственного. В его представлении физически здоровый, добродетельный, разумный, искусный в ведении своих дел человек предпочтительнее великого ученого.

Локк предлагает достаточно обширную программу обучения, делая акцент на дисциплины практической направленности: чтение, письмо, родной язык, французский язык, латынь, география, геометрия, рисование, сельское хозяйство, астрономия, бухгалтерия, танцы, верховая езда и др. Он исходил из того, что существует множество отраслей знания, и человек не в состоянии овладеть всеми. Поэтому детям важно дать знания по основам наук, чтобы впоследствии, когда придет время выбора, они были способны выбрать любую. Будущий джентльмен наряду со светским воспитанием должен освоить ремесла, особенно те, которые связаны с ручным трудом на открытом воздухе. Дилемму, где должен получить образование воспитанник, Локк решал в пользу семьи. Истинный джентльмен должен воспитываться дома под присмотром добропорядочных и хорошо подобранных воспитателей. Семейное воспитание исключало возможность дурного влияния среды, случайных товарищей, плохих учителей. По убеждению Локка, школа не может дать правильного воспитания, а семейное воспитание позволяет создать упорядоченную «нравственную» среду и сформировать таких индивидов, которые в сумме и составят идеальное общество.

XVIII в. вошел в историю как век Просвещения. Наиболее ярко сущность и идеи Просвещения пустили корни во Франции. Французские просветители возлагали большие надежды на образование и воспитание, признавая их решающую роль в становлении личности.

Одним из ярких представителей французского Просвещения был Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Не получивший систематического образования, благодаря труду и постоянному самообразованию Руссо стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Из множества написанных им произведений выделяют три, образующие единое целое и в концентрированном виде представляющие его философско-педагогические взгляды. Это работы: «Рассуждение о начале и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Рассуждение о науках и искусствах» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1762).

По Руссо, первой стадией человечества было «состояние естественное», когда люди жили свободно, разобщенно и в согласии с природой. Частная собственность, неравенство, пороки были им неведомы. Рост потребностей заставил людей объединиться с собратьями и заключить общественный договор, положивший начало возникновению частной собственности, законов, имущественного неравенства, угнетения и пороков. Отступив от своего естественного состояния, люди оказались подвержены нездоровым страстям: алчности, честолюбию, стяжательству и др. Чем дальше развивается человеческая цивилизация, тем стремительнее уходит человек от своего естественного состояния, в котором он был счастлив. Люди могут воссоздать подобие естественного порядка, если установят равноправие, откажутся от роскоши, поселятся на природе. Изменить общественный уклад можно либо путем революции, либо через просвещение. Воспитание является опорой любой формы правления. От верного воспитания зависит благополучие государства и отдельного индивида.

Задачу воспитанияРуссо видел в воспитании человека, в этом заключается коренное отличие его трактовки цели воспитания от старого воспитания, ставившего своей целью подготовку человека к конкретной профессии, к определенному положению в обществе. По убеждению Руссо, «необходимо воспитывать прежде всего человека, а не чиновника, не солдата, не судью, не ученого». Взгляд французского мыслителя на воспитание как общечеловеческое дело был, безусловно, прогрессивен, но в современных ему условиях реализация этой идеи была неосуществима. Руссо дал портрет совершенного человека, который должен обладать разумом мудреца, силой атлета, трудолюбием, невосприимчивостью к соблазнам цивилизации и дурным влияниям, умением владеть собой, соразмерять свои желания и возможности. С детских лет ребенка нужно учить жизни, умениям противостоять ударам судьбы. Руссо в связи с этим писал: «Жить – не значит дышать, а значит действовать, пользоваться нашими органами, чувствами, способностями. Не тот человек больше жил, которому больше лет, а тот, кто больше чувствовал жизнь».

По утверждению Руссо, человек получает воспитание под воздействием трех сил: природы, вещей и людей. Природа наделяет индивида способностями. Окружающий мир влияет на сознание через ощущения и опыт. Люди помогают или препятствуют раскрытию природных задатков ребенка. Руссо критиковал современную ему систему воспитания, считая, что она не содействует развитию детей, а портит их. Вместо традиционной системы воспитания он предложил альтернативу: воспитание ребенка на лоне природы вдали от общества, от культуры с ее искусственностью. Характерно, что предложенная Руссо система воспитания не распространялась на детей бедняков, которых, по его мнению, не надо воспитывать, ибо они воспитаны самой жизнью. В педагогическом трактате «Эмиль, или О воспитании»представлена программа воспитания ребенка из богатой семьи. Эмиль – сирота. Воспитатель увозит его из города, и долгие годы живет с ним, проводя своего воспитанника через основные периоды жизни: младенчество, детство, отрочество, юность. В трактате пять частей, первые четыре содержат описание этапов развития Эмиля, в пятой речь идет о Софи – спутнице его жизни. Уже в самой композиции трактата раскрывается основная мысль автора: ребенок – развивающееся существо и его жизнь – смена возрастных этапов. Для каждого возрастного этапа предусмотрены особые задачи и средства воспитания.

Возрастная периодизация и система воспитания по Ж.Ж. Руссо

Период возрастного развития Содержание воспитания Задачи воспитания
Младенчество (от рождения до 2 лет) Физическое воспитание Забота о здоровье ребенка
Детство (2-12 лет) Воспитание органов чувств Наблюдение за природой, познание окружающего мира, накопление личного опыта
Отрочество ( 12-15 лет) Умственное воспитание Изучение предметов, имеющих практическую ценность (география, астрономия и др.)
Юность (15-22 года) Нравственное воспитание   Религиозное воспитание Воспитание добрых чувств, суждений, воли. Открытие идеи Бога и «естественной религии»

В младенчестве (до 2 лет) поведением ребенка движут инстинкты, он зависит от окружающих людей, ему необходимы их внимание, помощь и забота. На первый план выходит физическое воспитание ребенка.

В детстве (с 2 до 12 лет) ребенок начинает осознавать себя как личность, он физически крепок, относительно самостоятелен и в состоянии осмысленно познавать окружающий его мир. Желательно, чтобы воспитаннику не преподносились знания, а он сам учился добывать их. Воспитателю важно так организовать среду и вещи в ней, чтобы его воспитанник мог собрать как можно больше фактов путем наблюдения за природой и из своего личного опыта. Несложно заметить, что при таком обучении получаемые знания малочисленны, фрагментарны, ученик не в состоянии усвоить их в системе. Любопытен подход Руссо к проблеме наказаний. Отвергая наказания, он выдвинул метод «естественных последствий». Если ребенок сломал стул, не сердитесь и не спешите заменить его на новый, пусть он почувствует все неудобства отсутствия стула.

В отрочестве (12–15 лет) наступает пора для умственного и трудового воспитания. Руссо – сторонник практически ориентированного обучения. Он считал, что детей необходимо обучать предметам, имеющим практическую ценность для жизни. Особое значение в воспитании Эмиля придавалось труду. Эмиль знакомится с различными ремеслами, живет жизнью ремесленника, ест заработанный им самим хлеб. В трудовом воспитании, по мысли Руссо, важно давать детям самостоятельность, возможность самим изобретать и создавать.

На четвертом этапе, в юности (15-22 года), настает черед нравственного воспитания. Подростка, которого ранее берегли от общества, надо подготовить к соприкосновению со средой, в которой он будет жить. Если в предшествующие этапы основной акцент в воспитании делался на общение с природой, окружающими явлениями, то в этом возрасте важно научить его разбираться в людях, общественной жизни. Здесь особая роль принадлежит истории, которая рассказывает о событиях минувшего, показывает деяния великих людей, их ошибки и заблуждения. На примерах, почерпнутых из истории, воспитываются такие качества, как человеколюбие, патриотизм, стремление к славе, чувство долга. Руссо выдвинул три задачи нравственного воспитания: воспитание добрых чувств, суждений и воли.

В возрасте 15-17 лет, размышляя над явлениями природы, устройстве мироздания и общества, молодой человек сам приходит к идее Бога, постижению божественного начала. До этого возраста лучше не знакомить ребенка с религией, ибо он просто не готов к этому и может получить грубые представления о Боге, которые останутся с ним на всю жизнь. Естественным путем человек сам придет к Богу. Ведь «естественная религия» индивидуальна, она у каждого человека своя в зависимости от его душевного склада, наклонностей. «Настоящая религия – это религия сердца», – убежден Руссо. К 22 годам воспитание молодого человека закончено, он начинает самостоятельную жизнь, обзаводится семьей. В трактате излагаются взгляды на воспитание женщины. Поскольку назначение женщины иное, чем мужчины, она должна воспитываться иначе. Ее удел – семья, дом, призвание – быть добродетельной женой и хорошей матерью. Женщине не нужны знания, она не должна заниматься ни наукой, ни общественной деятельностью.

Модель естественного воспитания, предложенная Руссо, во многом утопична. Она основывалась не на конкретном педагогическом опыте, а на философской концепции французского мыслителя. Он стремился изобразить идеал, к которому следует стремиться. Тем не менее педагогическая теория Руссо оказала огромное влияние на системы воспитания конца XVIII – начала XIX в.

3. Педагогические взгляды И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта.

Яркий след в истории образования оставил известный швейцарский педагог И.Г. Песталоцци(1746–1827). С юных лет Песталоцци проникся желанием облегчить участь крестьянских детей, лишенных возможности полноценного обучения. Общение со свободолюбивой молодежью, лекции прогрессивных профессоров, внушавших слушателям патриотические идеи и развивавших мысли о воспитании как основном средстве переустройства общества, труды французских просветителей, главным образом Ж.Ж. Руссо, – таковы истоки формирования мировоззрения Песталоцци. Мысли о бедственном положении народа не покидали его в течение всей жизни. Он признавался в одном из своих произведений: «Я пристрастен в пользу народа, всем сердцем стою за права народа и лелею надежду, что народ не вечно будет в подчинении». Всю свою жизнь Песталоцци посвятил делу народного образования.

Песталоцци не только теоретик, автор многочисленных трудов, получивших мировую известность, – «Лингардт и Гертруда»(1787), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Лебединая песня», но и практик, создавший приюты для сирот в Станце (1798-1799), интернаты в Бургдорфе (1800-1804) и Ивердоне (1805-1825). Избавление от социального неравенства педагог видел не в революционном изменении общественных отношений, а в правильной организации общественного воспитания. Он считал, что воспитание должно дать детям из народа трудовую подготовку, развить духовные и физические силы, что в дальнейшем избавит их от нужды.

Песталоцци разработал теорию элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному. Основой физического воспитания является стремление ребенка к движению. Физическое воспитание должно начинаться в семье с раннего возраста, когда мать учит ребенка делать первые шаги; упражнения суставов положены в основу создания «естественной домашней гимнастики». По мысли Песталоцци, система физических упражнений не только развивает ребенка в физическом отношении, но и готовит его к труду, формирует трудовые умения.

Теория элементарного образования по И.Г. Песталоцци

Содержание элементарного образования Задачи воспитания Пути и средства
Физическое воспитание Физическое развитие ребенка, подготовка к труду Естественная домашняя гимнастика, игры, строевые занятия, походы, экскурсии
Трудовое воспитание Овладение основными приемами и культурой труда Работа в поле, на прядильных и ткацких станках, «азбука умений»
Нравственное воспитание Развитие нравственных чувств, выработка навыков поведения и нравственного сознания Любовь к ближнему и доброта к окружающим
Умственное воспитание Развитие познавательных способностей, умения логически мыслить Овладение чтением, счетом, письмом, сообщение сведений из географии, истории, естествознания

Большое место в физическом воспитании отводилось играм, военным упражнениям. В интернатах, где работал Песталоцци, детские игры чередовались со строевыми занятиями, экскурсиями, походами. Физическое воспитание осуществлялось в неразрывной связи с трудовым и нравственным воспитанием. Песталоцци предпринял попытку соединить обучение с производительным трудом. Воспитанники работали в поле, под руководством ремесленников – на прядильных и ткацких станках. Одновременно детей обучали грамоте, счету. Хотя это было скорее механическое, а не органическое соединение обучения с производительным трудом, сама по себе идея, высказанная и реализованная педагогом, была прогрессивной. В своих трудах он неоднократно критиковал современную ему профессиональную подготовку молодежи. Он полагал, что молодежь должна овладеть основными приемами и общей культурой труда. По его мнению, правильно организованный труд способствует воспитанию таких качеств, как трудолюбие, точность, содействует развитию ума и нравственных сил ребенка, формирует правильные взаимоотношения как внутри детского коллектива, так и между детьми и взрослыми. Песталоцци высказал мысль о создании «азбуки умений», освоение которой помогло бы ребенку развить свои физические силы и овладеть необходимыми в жизни трудовыми умениями. В «азбуку умений» входили физические упражнения: бить, толкать, бросать, бороться, носить и др.

В нравственном воспитании великий швейцарский педагог выделял три основные задачи:

· развитие у детей высоких моральных качеств и нравственных наклонностей;

· выработку у детей нравственных навыков через участие в добрых и полезных делах;

· формирование у молодого поколения нравственного сознания и убеждений.

Простейшим элементом нравственного воспитания является любовь ребенка к матери, которая постепенно распространяется на отца, братьев, сестер, учителя, друзей, все человечество. Большое значение в воспитании нравственности занимает школа, отношения в которой должны строиться на началах искренней любви учителя к детям. Нравственное воспитание тесно связано с религиозным воспитанием. Критикуя обрядовую религию, Песталоцци был сторонником естественной религии, понимая под ней развитие высоких нравственных чувств. Учение Песталоцци об умственном воспитании чрезвычайно содержательно и разносторонне. Ему принадлежит заслуга выдвижения идеи воспитывающего обучения, которую К.Д. Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци».

Основная цель обучения–«возбуждение ума» детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработка умения логически мыслить, кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. Критикуя современную ему школу за книжность, отрыв от жизни, Песталоцци предлагал построить процесс обучения в соответствии с естественным путем познания у ребенка. Исходный момент познания у детей – чувственное восприятие вещей и явлений окружающего мира. Отсюда – огромное значение наглядности как средства развития у детей наблюдательности, внимания, умения сравнивать, сопоставлять. Песталоцци в отличие от своих предшественников предлагает расширенную трактовку наглядности, признав ее основой обучения и дав ей глубокое психологическое обоснование. С точки зрения Песталоцци, существуют простейшие элементы всякого знания о вещах и предметах, усваивая которые человек познает мир. Эти элементы – исходные для любого обучения: число (единица), форма (прямая линия), слово (звук). Таким образом, элементарное обучение означало умение считать, измерять, владеть речью. Песталоцци расширил содержание начального образования, включив в него арифметику с начатками геометрии, чтение, письмо, географию, историю, естествознание, рисование, гимнастику.

Большая заслуга Песталоцци в том, что он разработал основы частных методик начального обучения. Обучение счету он предлагал начинать с заучивания не правил, а сочетаний единичных предметов и формирования на этой основе представлений о свойстве чисел. Учить письму он советовал через упражнения в написании элементов букв. Большое внимание отводил орфографии. Столь же планомерно и последовательно должно идти и развитие речи ребенка, начиная от звуков, их сочетаний в словах, через освоение различных речевых форм. Швейцарский педагог стремился упростить методику начального обучения, сделать ее доступной как для учителя, так и для любого родителя. Сформулированные Песталоцци педагогические идеи дали толчок дальнейшему развитию дидактики начального обучения и педагогики XIX в.

Крупный вклад в развитие педагогики Нового времени внесли немецкие педагоги. Один из выдающихся педагогов XIX в. – И.Ф. Гербарт (1778-1841) – считал педагогику самостоятельной наукой, которая с помощью философии определяет педагогические цели, а при содействии психологии – пути их осуществления. В своих работах «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806) и «Первые лекции по педагогике» (1835) он неизменно отстаивал тезис о суверенности педагогики как научной дисциплины: «Было бы лучше, если бы педагогика как можно точнее сама разработала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление, чтобы стать центром отдельной области мышления и не быть на задворках других наук».

И. Гербарт внес значительный вклад в развитие дидактики – разработал учение о ступенях обучения; выделил универсальную схему процесса обучения. На первой ступени («ясность») осуществляется первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом, основанное на широком использовании наглядности. На второй ступени («ассоциация») происходит установление связи новых представлений с уже имеющимися в процессе свободной беседы. На третьей ступени («система») в новом материале выделяются главные положения, формулируются правила и законы. На четвертой ступени («метод») у учащихся в процессе выполнения упражнений вырабатываются навыки. В этой схеме получили отражение стороны учебного процесса. Однако ее абсолютизация последователями Гербарта вела к формализму в организации урока. Немецкий педагог был сторонником классического образования, полагая, что изучение классических языков, математики, античной истории лучше всего развивает мышление. По его мнению, ребенок в своем развитии повторяет путь человечества. Поэтому учащимся ближе и понятнее жизнь древних народов, чем современность. В связи с этим до 14 лет в школах необходимо обучать в основном древним языкам, математике, античной истории и литературе. Эта идея Гербарта была положена в основу обучения в классических учебных заведениях Европы в XIX в.

Гербарт активно разрабатывал теорию воспитывающего обучения. Он не только впервые ввел данный термин в педагогику, но и попытался обосновать его. По мысли педагога, «обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование... без обучения есть цель, лишенная средств». Основную задачу воспитывающего обучения видел в развитии разностороннего интереса, который имеет шесть видов: эмпирический – к окружающему миру; спекулятивный или умозрительный – к причинам вещей и явлений; эстетический – к прекрасному; симпатический – к близким людям (семье, друзьям, знакомым); социальный – ко всему человечеству; религиозный – к Богу. Основой интереса выступает внимание, поэтому важнейшей дидактической задачей является возбуждение и поддержание апперцептивного внимания и развитие произвольного внимания.

К нравственному воспитанию тесно примыкает управление, задачу которого Гербарт видел в том, чтобы приучать детей к порядку и дисциплине. В качестве основных средств управления он выделил угрозу, надзор, приказ, запрет, наказания (включая и телесные), включение детей в деятельность. Педагогом разработаны рекомендации по нравственному воспитанию, где он указывает необходимость опоры на положительное в ребенке, учета индивидуальных способностей в процессе воспитания. Педагогическая теория Гербарта во многом определила дальнейшее развитие западной школы и педагогики, его идеи интерпретировались и развивались многочисленными учениками и последователями.

К нравственному воспитанию тесно примыкает управление, задачу которого Гербарт видел в том, чтобы приучать детей к порядку и дисциплине. В качестве основных средств управления он выделил угрозу, надзор, приказ, запрет, наказания (включая и телесные), включение детей в деятельность. Педагогом разработаны рекомендации по нравственному воспитанию, где он указывает необходимость опоры на положительное в ребенке, учета индивидуальных способностей в процессе воспитания. Педагогическая теория Гербарта во многом определила дальнейшее развитие западной школы и педагогики, его идеи интерпретировались и развивались многочисленными учениками и последователями.

Воспитательная система, предложенная И.Ф. Гербартом

 

 

Цель воспитания Содержание воспитания Задачи Средства (методы)
Воспитание нравственного человека Воспитывающее обучение Воспитание интересов Возбуждение и поддержание апперцептивного внимания и развитие произвольного внимания
Нравственное воспитание Формирование воли и характера будущего члена общества Методы: сдерживающий, направляющий, нормативный, взвешенно-ясный, морализаторский, увещевающий
Управление Приучение к порядку Угроза, надзор, приказ, запрет, наказание, включение детей в деятельность

4. Педагогическая деятельность А. Дистервега.

Если Гербарт разрабатывал свою педагогическую систему в расчете на среднюю школу (гимназию), то другой немецкий педагог – Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790–1866) занимался вопросами обучения и воспитания в начальной школе. Он известен как блестящий организатор педагогического образования, талантливый педагог и популяризатор идей Ж.Ж. Руссо, Песталоцци, европейского просвещения. В течение длительного времени был директором учительских семинарий в Мёрсе и Берлине, считавшихся образцовыми учебными заведениями, готовившими педагогические кадры для народной массовой школы. Дистервег всю жизнь стремился к объединению немецкого учительства.

Основной педагогический труд Дистервега – фундаментальная работа «Руководство к образованию немецких учителей» (1835), первая часть которой посвящена общим вопросам педагогики, вторая – частным методикам обучения. Дистервег известен как автор свыше 20 учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии, которые пользовались широкой известностью в Германии.

Дистервег выступал за обновление школьного образования. Ядро новой школьной системы педагог видел в светской народной школе, охватывающей детей от 6 до 14 лет и связанной с вышестоящими учебными заведениями. Главная задача народной школы – в разностороннем развитии каждого ребенка, независимо от социального положения и религиозных взглядов его родителей. Он выделил три ступени возрастного развития детей школьного возраста и наметил основные направления обучения и воспитания на каждой ступени. Для детей первой возрастной ступени (6-9 лет) характерны повышенная физическая активность, склонность к игре, любовь к сказкам, сенсорное восприятие. Поэтому первостепенное значение при их обучении следует уделять чувственному познанию, упражнению чувств. Школьники второй возрастной ступени (9-14 лет) отличаются развитием памяти и накоплением представлений об окружающем мире. Отсюда важнейшая задача обучения – приобщить ум детей к чувственно воспринимаемому материалу, его прочному усвоению и приобретению необходимых учебных навыков. В этот период важно развить у школьников абстрактное мышление, умение делать выводы, сравнивать, анализировать. Третья ступень охватывала школьников в возрасте от 14 до 16 лет. В этот период важно развивать мышление учащихся, твердые нравственные принципы, чтобы впоследствии они превращались в убеждения.

В педагогическом наследии Дистервега особый интерес представляет формулировка ведущих принципов воспитания и обучения – природосообразности, культуросообразности и самодеятельности. Под природосообразностью Дистервег понимал следование в воспитании и обучении природе ребенка, учет его особенностей. Только зная психологию и физиологию ребенка, педагог может обеспечить гармоничное его развитие. Высоко оценивая роль психологии, он видел в ней «основу науки о воспитании». Принцип культуросообразности означал учет в содержании воспитания исторически достигнутого уровня культуры и воспитательного идеала общества. Культура подразделяется на внешнюю, внутреннюю и общественную. По Дистервегу, внешняя культура – это норма морали, правила поведения в быту; внутренняя культура – это духовная жизнь индивида; общественная культура подразумевала общественные отношения и национальную культуру. Самодеятельность Дистервег понимал как активность, инициативность и считал ее важнейшей чертой личности. Развитие детской самодеятельности, по его мнению, конечная цель воспитания.

Дистервег разработал дидактику развивающего обучения, которую изложил в 33 правилах. Знание этих дидактических правил должно было, по его мнению, помочь учителю успешно осуществлять процесс обучения.