Система образования, предложенная Я.А.Коменским
№ п.п. | Возраст, лет | Ступень образования | Тип учебного заведения | Содержание образования |
до 6 | Дошкольное образование | Материнская школа | Знакомство с явлениями окружающего мира | |
6–12 | Начальное образование | Элементарная «школа или школа родного языка» | Родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведение, Священное Писание | |
12–18 | Среднее образование | Латинская школа или гимназия | Семь свободных искусств + история, география, естествознание | |
18–24 | Высшее образование | Академия | Богословие, медицина, право |
Он развивал сформировавшиеся в эпоху Возрождения идеи гуманизации воспитания и уважительного отношения к детям, выступал за всеобщее образование и единую для всех учащихся школу. Разрабатывал принципы природосообразности воспитания, согласно которым последнее должно соответствовать «природной гармонии тела и души», способствовать физическому и интеллектуальному развитию детей, быть для них посильным, совершаться постепенно и без спешки. Согласно его теории эволюции, в природе, а следовательно, в воспитании, не может быть скачков. «Все происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей», – так гласит надпись на фронтисписе его знаменитого труда «Великая дидактика» (1632). В нейон раскрывал вопросы обучения и сформулировал ставшие классическими дидактические принципы его осуществления: наглядность, сознательность, доступность, систематичность, прочность и др. Выступал против схоластической зубрежки и физических наказаний детей. В книге «Материнская школа» одним из первых в педагогике разрабатывал проблемы дошкольного воспитания.
Своеобразным итогом философских и педагогических взглядов Я.А. Коменского стал семитомный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», где изложены планы по исправлению общества. Одна из частей этого труда называется «Всеобщее воспитание» («Панпедия») и содержит теорию универсального образования и воспитания людей в течение жизни. Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики. Он не только обогатил педагогическую мысль новыми идеями, но и заложил фундамент развития педагогики на века вперед. Именно поэтому он считается «отцом» современной педагогики.
2. Педагогические взгляды Д. Локка и Ж.-Ж. Руссо.
Джон Локк (1632–1704) – известный английский философ и педагог, оставил заметный след в развитии идей воспитания и образования. В своем основном философском труде «Опыт о человеческом разуме» (1690) разработал эмпирическую теорию познания, исходный пункт которой – принципиальный отказ от концепции существования врожденных идей и обоснование опытного происхождения человеческого знания. Отсюда вытекала идея о решающей роли воспитания в формировании личности человека и о значении среды в процессе воспитания. По мысли Локка, душа человека – белая бумага, «без всяких знаков и идей», заполнить которую надлежит воспитанием. Педагогическая система Локка изложена в двух трактатах: «Некоторые мысли о воспитании» (1693) и «О пользовании разумом» (1706). Локк предложил программу воспитания «джентльмена», «делового человека» буржуазного общества. Данная программа органически сочетает несколько аспектов: физическое воспитание, воспитание души (нравственное воспитание) и образование: