Система образования, предложенная Я.А.Коменским

№ п.п. Возраст, лет Ступень образования Тип учебного заведения Содержание образования
до 6 Дошкольное образование Материнская школа Знакомство с явлениями окружающего мира
6–12 Начальное образование Элементарная «школа или школа родного языка» Родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведение, Священное Писание
12–18 Среднее образование Латинская школа или гимназия Семь свободных искусств + история, география, естествознание
18–24 Высшее образование Академия Богословие, медицина, право

Он развивал сформировавшиеся в эпоху Возрождения идеи гуманизации воспитания и уважительного отношения к детям, выступал за всеобщее образование и единую для всех учащихся школу. Разрабатывал принципы природосообразности воспитания, согласно которым последнее должно соответствовать «природной гармонии тела и души», способствовать физическому и интеллектуальному развитию детей, быть для них посильным, совершаться постепенно и без спешки. Согласно его теории эволюции, в природе, а следовательно, в воспитании, не может быть скачков. «Все происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей», – так гласит надпись на фронтисписе его знаменитого труда «Великая дидактика» (1632). В нейон раскрывал вопросы обучения и сформулировал ставшие классическими дидактические принципы его осуществления: наглядность, сознательность, доступность, систематичность, прочность и др. Выступал против схоластической зубрежки и физических наказаний детей. В книге «Материнская школа» одним из первых в педагогике разрабатывал проблемы дошкольного воспитания.

Своеобразным итогом философских и педагогических взглядов Я.А. Коменского стал семитомный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», где изложены планы по исправлению общества. Одна из частей этого труда называется «Всеобщее воспитание» («Панпедия») и содержит теорию универсального образования и воспитания людей в течение жизни. Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики. Он не только обогатил педагогическую мысль новыми идеями, но и заложил фундамент развития педагогики на века вперед. Именно поэтому он считается «отцом» современной педагогики.

2. Педагогические взгляды Д. Локка и Ж.-Ж. Руссо.

Джон Локк (1632–1704) – известный английский философ и педагог, оставил заметный след в развитии идей воспитания и образования. В своем основном философском труде «Опыт о человеческом разуме» (1690) разработал эмпирическую теорию познания, исходный пункт которой – принципиальный отказ от концепции существования врожденных идей и обоснование опытного происхождения человеческого знания. Отсюда вытекала идея о решающей роли воспитания в формировании личности человека и о значении среды в процессе воспитания. По мысли Локка, душа человека – белая бумага, «без всяких знаков и идей», заполнить которую надлежит воспитанием. Педагогическая система Локка изложена в двух трактатах: «Некоторые мысли о воспитании» (1693) и «О пользовании разумом» (1706). Локк предложил программу воспитания «джентльмена», «делового человека» буржуазного общества. Данная программа органически сочетает несколько аспектов: физическое воспитание, воспитание души (нравственное воспитание) и образование: