Педагогическая деятельность А. Дистервега.
Педагогические взгляды И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта.
Педагогические взгляды Д. Локка и Ж.-Ж. Руссо.
Разработка научных основ педагогики в трудах Я.А. Коменского.
Основные вопросы
В странах Западной Европы в XVII–XIX вв.
Тема 4. Воспитание и педагогическая мысль
Понятия темы
Педагогика, дидактика, “tabula rasa”, джентльмен, свободное воспитание, педоцентризм, элементарное образование, авторитарное воспитание, природосообразность воспитания, культуросообразность воспитания.
Рекомендуемая литература
1. Джуринский, А.Н. История педагогики : учеб. пособие для студ. педвузов / А.Н. Джуринский. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.
2. История педагогики и образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева [и др.] ; под ред. З.И. Васильевой. – 4-е изд., испр. – М. : Издательский центр "Академия", 2008. – 432 с.
3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : учеб. пособие для пед. учеб. заведений / под ред. А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 512 с.
4. Капранова, В.А. История педагогики : учеб. пособие / В.А. Капранова. – 3-е изд., испр. – М. : Новое знание, 2007. – 240 с.
5. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / cост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М. : Педагогика, 1987 – 416 с.
6. Орлова, А.П. История педагогики : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений по пед. специальностям / А.П. Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина ; под общ. ред. А.П. Орловой. – Минск : ИВЦ Минфина, 2008. – 380 с.
7. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / сост. и автор вводных статей А.И. Пискунов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1981. – 528 с.
1. Разработка научных основ педагогики в трудах Я.А. Коменского.
В XVI–XVII вв. педагогика и школа развивались в условиях перехода от феодализма к новой общественно-экономической формации – капитализму. Элементы новых социальных отношений, иных подходов к человеку зарождались в недрах феодализма в период с XIV по XVII вв., когда идеи Возрождения и Реформации означали переход от богословско-религиозных взглядов к светским. XVII столетие стало временем рационализма и индивидуализма, выразившихся в соответствующем осмыслении природы человека и воспитания. Возрастает роль образования, новая педагогическая мысль старается опираться на данные экспериментальных исследований, усиливается роль естественнонаучного и светского образования. Огромную роль здесь сыграло также выделение из сферы философского знания новой науки – науки о воспитании,педагогики.
Так, английский ученый Френсис Бэкон целью научного познания считал освоение сил природы путем последовательных экспериментов (1561-1626). В своем трактате «О достоинстве и увеличении наук» (1623) среди других отраслей знания, достойных быть самостоятельными научными дисциплинами, он назвал и педагогику, под которой понимал «искусство обучения чтению». Это было не только признанием ее исключительно важного значения в развитии общества, но и способствовало ее более интенсивному последующему развитию.
Если Ф.Бэкон лишь выделил педагогику в качестве самостоятельной отрасли знания, то Ян Амос Коменский (1592–1670) – чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель своими фундаментальными теоретическими трудами существенно упрочил ее научный статус. Считается, что именно с него современная педагогика или классическая педагогика, начинает свое становление как научная дисциплина. По Коменскому, цель воспитания заключается в познании вечной жизни посредством познания внешнего мира и умения владеть вещами и самим собой. С этой целью им выделялись три составных части воспитания:
· умственное воспитание (научное образование);
· нравственное воспитание (управление собой);
· религиозное воспитание (стремление к Богу).
Хотите узнать, на какие типы делил учеников Я.А.Коменский? Перелистаем «Великую дидактику»?
«…У одних способности острые, у других – тупые, у одних – гибкие и податливые, у других – твердые и упрямые, одни стремятся к знаниям ради знания, другие увлекаются механической работой. Из этого трижды двойного ряда способностей возникает шестикратное сочетание их. …Во-первых, есть ученики с острым умом, стремящиеся к знаниям и податливые; они преимущественно перед всеми другими, особенно способны к занятиям. Им ничего не нужно, чтобы предлагалась научная пища. ...Во-вторых, есть дети, обладающие острым умом, но медлительные, хотя и послушные. Они нуждаются только в пришпоривании. …В-третьих, есть ученики с острым умом и стремящиеся к знанию, но необузданные. ...В-четвертых, есть ученики, послушные и любознательные при обучении, но медлительные и вялые. ...В-пятых, есть ученики тупые и, сверх того, равнодушные и вялые. Их еще можно исправить, лишь бы только они не были упрямыми. …На последнем месте стоят ученики тупые, с извращенной и злобной натурой: большей частью эти ученики безнадежны…Почву бесплодную, говорит Катон, не следует ни обрабатывать, ни трогать. …Сущность сказанного сводится к следующему высказыванию Плутарха: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти. Да, в нашей власти, говорит он. Так садовник из любого живого корня выращивает дерево, применяя в необходимых случаях именно свое искусство посадки…»
Исходя из природы человека он предложил возрастную периодизацию, выделив четыре периода по 6 лет и для каждого возрастного периода определил типы учебных заведений, разработав содержание образования в них.