ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДОЛОГИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ПСИХИАТРИИ

В клинической практике пациент приходит к врачу-пси­хиатру обычно по собственной инициативе реже — третьих лиц, как правило, родных и близких. Поводом обращения является нечто, что предстает в их понимании как нездоровье, болезнь, расстройство, в том числе как нарушение психи­ческого здоровья или поведения. Центральный мотив обра­щения — потребность в помощи, устранении беспокоящих пациента и его близких нарушений, дискомфорта и, соот­ветственно, в восстановлении здоровья и психофизического комфорта. Именно это — результат деятельности врача — является целью больного, а не процесс осмысления болез­ни, не методы обследования и не путь анализа его состояния и расстройств.

Но результат является следствием некоего вмешательства, следствием некоторых специальных действий врача, адекват­ность и полезность которых напрямую зависят от адекватно­сти и полноценности процесса распознавания, анализа и по­нимания сути болезни. Последнее и составляет диагности­ческое заключение, которое выступает фундаментом такти­ки лечения, профилактики, реадаптационно- реабилитаци­онных мероприятий. Таким образом, познание болезни или расстройства, т. е. диагностика — первейшая, важнейшая и незаменимая часть успешной терапии. Принципиально важ­ным является методологический подход к диагностике. Круп­нейшим достижением и достоянием отечественной медицины, в том числе психиатрии, является нозологический принцип.

Выделение нозологических форм (единиц — таксонов)

Суть нозологической формы — ее биологическое ядро (этиология, патогенез, патоморфология). Здесь не видимые невооруженным глазом процессы или состояния, в том числе церебральные, проявляют себя вов­не в виде «картины болезни», ее феномена и как бы «в снятом виде» отражаются в специфике клинических проявлений (а также психопатоло­гических) и в особенностях их развития. Таким образом, клинические признаки болезни, включая психопатологические, объективны по своему происхождению и достаточно информативны для понимания природы расстройства, закономерностям существования и развития которого они подчиняются и отражают. Полноценное их исследование и анализ по­зволяют познать и понять суть болезни, установить диагноз.

Феномен болезни — реальное медицинское явление, событие, объект. Он состоит из отдельных признаков, связанных едиными этиоло­гией и патогенезом.

Рис. 1. Структура нозологической единицы

(рис. 1.) означает стремление к познанию болезней и рас­стройств в единстве клиники, этиологии, патогенеза, морфофункционального субстрата, которым соответствуют прин­ципы выбора и формирования стратегии и тактики лечения, реабилитации, реадаптации, профилактики, решения экспер­тных и социально-правовых вопросов, а также ряда соци­ально значимых проблем, в частности такой, как медико-генетическое консультирование.

Современная психиатрия характеризуется тем, что конк­ретная этиология известна лишь у небольшого числа нозологически самостоятельных расстройств и болезней, в большей или меньшей степени относящихся к компетенции вра­чей-психиатров. К таковым принадлежат: прогрессивный па­ралич, сифилис мозга, СПИД, классический вариант трав­матической болезни мозга, фенилпировиноградная олигофрения, алкоголизм, наркомании и некоторые другие. В то же время при большинстве психических болезней, рас­стройств, аномалий окончательные, конкретные знания, за­конченные учения и теории об их этиологии и патогенезе отсутствуют. Казалось бы, данное обстоятельство исключа­ет возможность реализации нозологического принципа в психиатрии, что, кстати, и было одной из причин введения МКБ-10, являющей собой уступку описательно-феномено­логическому подходу к выделению и систематизации психи­ческих болезней.

Однако данный факт никоим образом не может стать пре­пятствием для выделения отдельных нозологических форм. Все мы участники и свидетели того интенсивного процесса мультидисциплинарного познания психических расстройств, который лавинообразно нарастает во всем мире. Результаты этого познания позволяют констатировать тот факт, что большинство видов психических заболеваний и расстройств вполне обоснованно могут быть отнесены к одному из четы­рех родов заболеваний, выделенных по принципу соотноси­тельного вклада в возникновение психических нарушений на­следственных, средовых (материальных и социально-психо­логических) факторов и первично нецеребральной патоло­гии: группы эндогенных, экзогенных, психогенных и сома­тогенных психических расстройств. Несмотря на то, что в дан­ном случае этиологическая компонента нозологической еди­ницы представлена не конкретным, а более общим знанием, само по себе это уже дает возможность для понимания и трак­товки особенностей и специфичности клиники и развития болезни, принципов лечения (в том числе патогенетическо­го), реадаптационно-реабилитационной тактики, профилак­тики и пр., а также для определения направлений и тактики дальнейших научных исследований природы определенных но­зологии.

Встреча пациента и врача имеет сугубо прагматическую мотивацию — получить определенный непосредственный ре­зультат, с нетерпением ожидаемый всеми — и больным, и его родственниками и близкими, и врачом, и обществом. Именно эта прагматичность отражена в содержании третьей, наружной, орбиты любой нозологии: тактика лечения, реадаптационно-реабилитационных мероприятий, экспертиз (временной нетрудоспособности, медико-социальной, воен­ной, судебно-психиатрической и пр.). Однако, о чем сказа­но выше, степень успешности и адекватности лечебно-реабилитационно-экспертной деятельности врача напрямую за­висит от степени и адекватности познания внутреннего, фун­даментального этиопатогенетическо-морфологического ядра болезни, соотнесения частного случая с конкретной нозоло­гией — от установления диагноза заболевания.

Диагноз— краткое, обобщенное заключение о болез­ни как таковой. Он напрямую связан с уровнем знания в той или иной отрасли медицины, а также с доминирующими в ней концепциями и существующей классификацией, что особенно актуально для психиатрии. Определение диагноза является задачей процесса диагностики. Главное предназна­чение — адекватное осуществление медицинской помощи и решение медико-социальных вопросов. Именно поэтому, не выделяя отдельных компонентов такой помощи, ее и назы­вают лечебно-диагностическая помощь.

Логика лечебно-диагностической помощи такова, что, несмотря на то, что слово лечебно в данном словосочетании стоит первым, помощь начинается с диагностической рабо­ты. В момент первой встречи пациента с врачом этиопато-генетическое ядро болезни, аномалии или расстройства от врача скрыто. Его еще предстоит обнаружить, найти, по­знать, что и является основной задачей диагностики — про­цесса распознавания в частном, конкретном случае специи фического нозологического образования со всеми свойствен­ными именно ему компонентами всех трех орбит. Единствен­ный здесь путь — выявление и исследование клинико-динамической модели болезни, которая как бы «в снятом виде» закономерно отражает скрытые от глаза исследователя про­цессы. Именно это объясняет, во-первых, почему помощь больному начинается с выявления, описания, систематиза­ции ее клинической компоненты — средней, промежуточ­ной орбиты нозологии, а во-вторых, принципиальную важ­ность диагностической работы, от чего зависит успешность и результативность всей остальной помощи больному.

Определение правильного индивидуального диагноза, основанного на нозологическом принципе, и является фор­мой перевода этой возможности в реальность.

Только правильный индивидуальный диагноз, основанный на нозологическом принципе, позволяет разработать соот­ветствующую терапевтическую стратегию и тактику, наме­тить реадаптационные и реабилитационные мероприятия. От него зависит полнота, объем и качество лечения и, соответ­ственно, судьба, а иногда и жизнь больного.

Диагностика — процесс распознавания болезни во всем ее много- и своеобразии с оценкой индивидуальных биоло­гических, психических и социальных особенностей пациен­та. Это — одна из специфических форм познания, а в дан­ном случае — познания феномена болезни. И как познание диагностика должна быть построена методологически пра­вильно, иметь внутреннюю логику, динамику и соответство­вать определенным принципам:

• этапность;

развернутость во времени;

• направленность от частного к общему, от внешнего к внут­реннему, от случайного к сущностному, к причинно-следственным отношениям, от познания к практике как един­ственному критерию истины.

Индивидуальный диагноз — частный вариант протекания нозологически самостоятельной болезни в конкретных возрастных, природно-антропогенных, микросоциалъных, психологических и биологичес­ких условиях.

Нарушение методологии, логики и этапности диагности­ческого процесса неуклонно ведет к диагностическим ошиб­кам и, как результат, к формированию неадекватных лечеб­но-реабилитационных мероприятий.

Первый этап диагностики — чувственное познание фено­мена болезни. Его задачи — выявление, выделение и под­робное описание разнообразных признаков расстройства, в том числе психического.

На втором этапе происходит обобщение клинической ин­формации — клинический анализ. Его задачи — типировать выявленные признаки терминологически, т. е. обозначить их как симптомы, что является предметом семиотики, и сис­тематизировать, объединив симптомы в синдромы, представ­ляющие собой объект синдромологии.

На третьем этапе формируется идеальное представление о болезни конкретного человека — диагностическое заключе­ние о нозологической форме. Его задача — построение клинико-динамической модели болезни конкретного больного с формированием представления об особенностях динамики синдромов (синдромогенезе и синдромокинезе), а также о за­кономерностях взаимосвязи и сменяемости различных синдромальных образований — синдромотаксисе, что на данном этапе должно быть объединено со всей имеющейся в распо­ряжении врача информацией. Именно это единение являет собой базис для формирования диагноза, на основании кото­рого и вырабатывается конкретная терапевтическая тактика.

Реализация требований первого этапа осуществляется пу­тем обследования.

Обследование проводится с помощью специальных при­емов и методов диагностической техники. Единственной его задачей является обнаружение отдельных признаков болез­ни. Различные способы, методы и средства диагностичес­кой техники неизмеримо расширяют возможности и границы досягаемости чувственной сферы (чувственного позна­ния) исследователя, позволяют органам чувств отразить то, что в обычных условиях не может быть отражено, то, что обычному человеку недоступно.

Обследование позволяет обнаружить, описать отдельные признаки болезни (как явные, так и скрытые) и выявить все их качественные черты. Признак болезни — понятие клини­ческое. Он связан с непосредственным восприятием врачом отдельных свойств и качеств расстройства у конкретного боль­ного. Объем, глубина отражения признака зависят не только от разрешающей способности методов, но и от индивидуаль­ных качеств исследователя-врача — его квалификации, зна­ний, опыта, наблюдательности, ответственности и чувства дол­га, часто — от неторопливости врача, который должен знать, что, как и каким способом он должен искать. Выделение при­знаков отражает эмпирический, чувственный уровень познания.

Признаки бывают явные и скрытые. При этом явные при­знаки порой несут гораздо меньшую клиническую информа­цию и бывают не столь важны, как признаки скрытые. По­иск скрытых признаков с помощью различных методов диаг­ностики — одна из важнейших задач обследования пациента.

Понятие «скрытый признак» не означает, что он незаметен или на самом деле сокрыт от непосредственного восприятия. Он может бросаться в глаза даже непосвященному в медицину человеку: например, такой признак, как обширная гемангиома лица в области иннервации верхней и средней ветвей трой­ничного нерва. Но если психиатр, наблюдающий пациента с пароксизмами судорог и выключений сознания, элементарно не знает клиники факоматозов, то он и не обратит внимания на пылающее пятно (факос) — гемангиому, не станет искать сопровождающих ее повышения внутриглазного давления, ге­мангиому мягкой мозговой оболочки и, соответственно, не включит их в перечень признаков феномена болезни. Они так и останутся скрытыми и нераспознанными. На последующих этапах диагностического процесса анализ и трактовка феномена болезни будут неверными, и на третьем этапе будет по­ставлен ошибочный диагноз, скорее всего — «последствия пе­ренесенной перинатальной травмы» (экзогенное заболевание), тогда как такое эндогенное поражение мозга, как «синдром Штурге—Вебера», останется нераспознанным. Грубой мето­дологической ошибкой с практическими неблагоприятными последствиями является определение диагноза на этапе мани­пулирования признаками.

Патогенез любого заболевания, в том числе психическо­го, проявляет себя вовне в виде «картины болезни», ее фе­номена. Феномен — реальное клиническое явление, собы­тие, объект и т. д. Как правило, он включает большое чис­ло отдельных признаков. На первом этапе диагностики при­знаки должны быть не только обнаружены и выделены, но и подробно и тщательно описаны, что крайне важно для ре­зультатов последующей диагностики. Упущенное на этом эта­пе в последующем очень трудно восстановить.

Так, например, один из признаков сложного и многооб­разного феномена болезни — наличие «голосов». Но мало просто установить его. Необходимо выявить и описать каче­ственное своеобразие всех черт данного признака, что де­монстрирует следующее клиническое наблюдение:

Больной слышит «голоса» двух незнакомых мужчин, ко­торые ведут разговор друг с другом в соседней квартире, не догадываясь о том, что он их слышит. Разговор воспринима­ется обычным способом, ухом. Больной убежден в реально­сти «разговора», удивлен, что жена ничего не слышит, счи­тает, что она притворяется, стремясь его успокоить. Боль­ной рассказывает, что тон говорящих суровый. Они осуж­дают его за пьянство и связанное с этим аморальное поведе­ние, договариваются «зверски избить». «Голоса» появились вечером и резко усилились к ночи.

Такое детальное описание признака создает возможность на следующем этапе диагностического процесса типировать симптом не просто как слуховые галлюцинации, а как ис­тинные слуховые диалогические галлюцинации питейного (хульного и угрожающего) содержания. При объединении всех симптомов в структуру синдрома это поможет не только в определении синдрома как острого вербального галлюциноза и его типичного варианта, но и в нозологической ква­лификации случая, так как питейное содержание более все­го характерно для алкогольных психозов.

Хотя арсенал диагностических средств огромен и продол­жает неуклонно расти, исторически и гносеологически сло­жилось так, что первыми в процессе чувственного познания феномена болезни применяются клинические методы: наблю­дение, беседа, изучение продуктов творчества больных и пр. Однако как бы совершенны и точны эти методы ни были, следует помнить, что с их помощью определяются только при­знаки болезни, а не диагноз. Каждый из обнаруженных при­знаков отражает лишь определенное свойство или качество патологического процесса, выявляемое с помощью адекват­ного метода исследования. Все патологические свойства-при­знаки находятся в определенной взаимосвязи, обусловленной патогенезом болезни и теми уровнями функционирования орга­низма, на которых они возникают и существуют (табл. 1).

Познание феномена болезни в психиатрии начинается с обнаружения всех имеющихся у пациента признаков, а не только психопатологических. После их анализа, системати­зации, изучения динамики и формирования диагностических гипотез планируется объем дальнейшего обследования, при­менение методов которого позволяет уточнить выявленные ранее признаки и обнаружить новые, скрытые. Такой под­ход дает возможность отнести конкретный случай к тому или иному роду заболеваний. Так, если патологический процесс начинается на генетическом уровне (наследственные и эндо­генные болезни), в него вовлекаются все вышележащие уров­ни функционирования, что проявляется специфическими при­знаками. В тех случаях, когда повреждающий фактор пер­вично поражает морфологию (травма, инфекция и пр.), па­тогенетическая цепь «запускается» на структурном уровне;

Методологическим положением диагностики в психиатрии яв­ляется то, что на первом этапе познания феномена болезни обнару­жение признаков идет в направлении, противоположном порядку их становления и взаимосвязи, что показано стрелками.

При определенной условности и схематичности указан­ного принципа он позволяет подчеркнуть ценность первого этапа диагностики.

Каждый род заболеваний имеет свойственные именно ему закономерности развертывания во времени биологических механизмов. Внешним выражением такой закономерности является сменяемость психопатологических особенностей. Это проявляется не только определенным набором признаков, но и порядком их возникновения и трансформации, что со­ставляет стереотип развития патологических признаков бо­лезни на каждом уровне функционирования организма.

Будучи субъективными по своей форме, психопатологи­ческие признаки объективны по происхождению, они кос­венно как бы «в снятом виде» отражают внешне невидимые биологические процессы и подчиняются всем общепатоло­гическим закономерностям. Следовательно, диагностика пси­хических заболеваний должна строиться в соответствии с об­щей теорией патологии человека. Поэтому клинический ме­тод является не только начальным, но и ведущим на этапе распознавания признаков болезни. Данные же любого параклинического обследования, как бы современны и точны они ни были, получают диагностическую ценность и значи­мость исключительно при клиническом анализе, который ис­пользует всю медицинскую информацию. Его основной путь — от признака к симптому, от симптомов к синдрому с рас­познаванием синдромогенеза и синдромокинеза, затем к син-дромотаксису и лишь потом — к нозологической квалифика­ции случая.

На втором этапе диагностического процесса проводится клинический анализ, терминологическое типирование и си­стематизация симптомов. При этом большое значение при­обретает такой важный аспект диагностики, как семиотика.

Ее предмет — выделение и изучение диагностического зна­чения отдельных признаков и их связи с патологией. Описа­ние и обозначение патологических признаков осуществляет­ся с помощью системы симптомов.

Симптом— абстрактное понятие (результат врачебного суждения или умозаключения), обозначающее строго фик­сированное по форме описание признака, соотнесенного с определенной патологией. Это — терминологическое обо­значение патологического признака. Не каждый признак является симптомом, а только названный при установлении его причинно-следственной связи с патологией. С называ­ния симптома начинается профессиоальная коммуникация. Для последней необходима унификация терминологии, в том числе психиатрической, которая является не только матери­алом для методологически правильного построения диагно­за, но и основной формой профессиональной коммуника­ции. Психиатры должны «видеть одинаково», т. е. одни и те же признаки обозначать одними и теми же терминами. Каж­дая отрасль медицины имеет свой семиотический аппарат. Семиотический аппарат психиатрии определяется набором психопатологических симптомов.

Выявление симптомов в большинстве случаев позволяет лишь констатировать факт наличия болезни вообще и отнес­ти ее к той или иной отрасли медицины, так как каждая кли­ническая наука имеет их особый набор. Специфическими для психиатрии являются психопатологические симптомы. Они делятся на позитивные и негативные.

Позитивныеобозначают признаки патологической про­дукции (вновь возникающие дезадаптивные признаки) пси­хической деятельности (сенестопатии, галлюцинации, бред, тоска, страх, тревога, эйфория, психомоторное возбужде­ние и т. д.).

Негативные включают признаки обратимого или стойко­го, прогрессирующего, стационарного или регрессирующе­го ущерба, выпадения, изъяна, дефекта того или иного психического процесса (гипомнезия, амнезия, гипобулия, абулия, апатия и т. п.).

Позитивные и негативные симптомы в клинической кар­тине болезни выступают в единстве, сочетании и имеют, как правило, обратно пропорциональное соотношение: чем более выражены негативные симптомы, тем менее, беднее и фрагментарнее — позитивные.

Феномен болезни проявляется не единичным признаком и симптомом, а их набором. Структура и характеристики последнего зависят от рода заболевания (экзо-, эндо-, психо-и соматогенное происхождение или их сочетание), характе­ра повреждения (воспаление, интоксикация, дегенерация и т. д.), особенностей нейрогуморальных механизмов, связан­ных с формированием комплекса признаков болезни, и т. д.

Совокупность всех симптомов, выявленных в процессе обследования конкретного больного, образует симптомокомплекс. Выделение его — следующий, более высокий по срав­нению с определением симптомов уровень познания болез­ни. Но и этот уровень еще далеко не достаточен для опреде­ления болезни, так как набор симптомов может быть обус­ловлен разнообразными факторами (патогенетическими, патопластическими, конституционально-индивидуальными, со­циальными, модифицирующими и пр.).

Симптомокомплекс отражает реальную картину бо­лезни на момент обследования и является конкретным проявлением имеющейся у больного совокупной пато­логии. В нем выделяется ряд закономерно сочетающих­ся друг с другом симптомов, образующих синдром.

Синдром — строго формализованное описание законо­мерного сочетания симптомов, которые связаны между со­бой единым патогенезом и соотносятся с определенными но­зологическими формами.

Например, зрительные истинные сценоподобные галлю­цинации типа зоопсий + однотематический содержанию гал­люцинаций острый чувственный бред + однотематическое содержанию галлюцинаций эмоциональное напряжение + однотематическое содержанию галлюцинаций психомотор­ное возбуждение (галлюцинаторно-бредовой вариант) + аллопсихическая дезориентировка с сохранением аллопсихической ориентировки + частичная конградная амнезия ре­альных событий с сохранением воспоминаний о психопато­логических переживаниях. Данное закономерное для делириозного синдрома сочетание симптомов обусловлено пато­генезом экзогенной интоксикации. Такие устойчивые зако­номерные сочетания симптомов называются синдромом.

Определение симптомокомплекса происходит при непос­редственном восприятии конкретной патологии. Симптомокомплекс может не совпадать по количеству симптомов с син­дромом, включать симптомы, не входящие пока ни в один синдром, а также представлять собой сочетание нескольких синдромов (психопатологических, вегетовисцеральных, невро­логических, соматических).

Например, в депрессивном симптомокомплексе законо­мерно сочетание психопатологических симптомов депрессив­ного синдрома (тоска, замедление темпа мышления, депрес­сивная гипобулия, ангедония, голотимическое содержание мышления в виде идей малоценности, виновности, самоуни­чижения, суицидальных намерений) с набором вегетовис­церальных симптомов, включенных в синдром Протопопова (тахикардия, тенденция к артериальной гипертензии, гипер­гликемии, анорексия, запоры, падение массы тела, отсут­ствие менструаций, миоз). Или при нозологически самосто­ятельном заболевании — Корсаковском психозе закономер­но сочетание психопатологических симптомов, характерных для Корсаковского синдрома (антероградная амнезия, заме­щающие конфабуляции, амнестическая дезориентировка, анозогнозия, адинамия или суетливость), с неврологическими симптомами, объединенными полиневритическим синдромом.

Симптомы и синдромы — теоретические понятия — по­зволяют описать болезнь строго формализованно, что дает возможность врачу при формировании диагноза перейти от констатации наличия патологии вообще («задача симптома») к распознаванию патогенеза («задача синдрома») и этиоло­гии болезни, т. е. к пониманию ее сущности.

В структуре психопатологического состояния («поперечник» заболевания) значимость симптомов различна. Определяющие индивидуальное своеобразие синдрома, они делятся на обяза­тельные (среди них есть ведущие), дополнительные и факульта­тивные. Возникновение обязательных симптомов обусловле­но основными патогенетическими механизмами болезни. До­полнительные отражают тяжесть, выраженность патологичес­кого процесса, а факультативные связаны с модифицирующим влиянием различных добавочных патопластических факторов.

Ведущие симптомы характеризуют принадлежность дан­ного психопатологического синдрома к определенной груп­пе. Это симптомы, без которых данный синдром не суще­ствует. Характерной чертой ведущих симптомов является то, что при становлении синдрома они появляются раньше дру­гих симптомов, а при обратном развитии синдрома исчезают во многих случаях в последнюю очередь. Например, к веду­щим относят симптом тоски при депрессивных синдромах, симптом истинных слуховых галлюцинаций при вербальных галлюцинозах.

В тех случаях, когда в качестве ведущего выступает лишь один симптом, синдром носит название простого (малого). К простым относятся сенестопатоз, галлюциноз, паранойяльный, депрессивный, маниакальный, астенический и некоторые дру­гие синдромы. В тех случаях, когда ведущих симптомов два и более, синдром называется сложным (большим). К сложным относятся параноидный, парафренический, аффективно-па­раноидный, кататонический и др. Удельный вес и соотноше­ние ведущих симптомов позволяют выделить отдельные кли­нические формы сложных синдромов. Примером могут слу­жить кататоно-онейроидная, аффективно-онейроидная, онейроидно-бредовая формы онейроидного синдрома.

Обязательные симптомы, как и ведущие, имеют прямое отношение к патогенетическим механизмам развития болез­ни и тесно с ними связаны. Они дают возможность выделить из группы синдромов конкретный синдром, диагностировать его типичный вариант и отделить от сходных состояний. На­пример, ведущий симптом — витальная тоска — позволяет отнести феномен болезни к группе депрессивных синдромов, а обязательные симптомы — гипокинезия и замедление тем­па мышления — выделить его в самостоятельный вариант, назвать его «депрессивный синдром классического типа» и дифференцировать с иными депрессивными состояниями, на­пример, с ажитированной депрессией.

Ведущие и обязательные симптомы с позиции формаль­ной логики относятся к существенным признакам синдрома. При этом ведущие симптомы — родовые признаки синдро­ма, а обязательные — его видовые отличия.

Дополнительные симптомы характеризуют признаки, ко­торые закономерно встречаются в рамках определенного син­дрома, но могут и отсутствовать. Они свидетельствуют об определенной тяжести патологического процесса, сопровож­дающегося появлением данного синдрома, степени его кли­нической выраженности. Так, голотимические бредовые идеи пониженной самооценки, суицидальные мысли, наме­рения, замыслы и действия, являясь дополнительными симп­томами в структуре депрессивного синдрома классического типа, указывают на его психотический уровень, особую тя­жесть, позволяют отличить от непсихотического субдепрес­сивного синдрома и являются клиническим показанием для применения медико-социальных мер, в частности недобро­вольной госпитализации.

Факультативные симптомы имеют еще меньшую связь с базисным патогенезом. Их появление большей частью зави­сит от действия превходящих патогагастических факторов («по­чвы»), модифицирующих структуру синдромов. Они позво­ляют выделить атипичные варианты последних. Например, появление в структуре субдепрессивного синдрома таких фа­культативных симптомов, как выраженные соматовегетатив-ные расстройства, фобии, обсессии, сенестопатии и др., по­зволяет типировать его атипичный вариант, называемый лар-вированной субдепрессией. Дополнительные и факультатив­ные симптомы с позиции формальной логики относятся к несущественным признакам синдрома. При этом дополни­тельные симптомы — собственные признаки, а факультатив­ные — несобственные.

Таким образом, разделение симптомов, образующих син­дром, на ведущие, обязательные, дополнительные и факуль­тативные дает возможность не только отнести конкретное синдромальное образование к той или иной группе, но и выделить его здесь в конкретный вид, определить выражен­ность, форму, типичный или атипичный вариант синдрома.

Психопатологические синдромы — структуры, изменяю­щиеся во времени, что делает необходимым изучение их син-дромокинеза.

Синдромокинез — раздел семиотики, изучающий ди­намику возникновения, развития, существования, соотноше­ния и исчезновения структурных элементов синдрома (от мо­мента возникновения до полного регресса). Структурно-ди­намические варианты его отражают определенные варианты патогенеза и косвенно о них свидетельствуют. Синдромы могут развиваться этапно (непароксизмалъныё) и мгновенно (пароксизмалъныё). Более подробно об этом см. в 3.1.6.

По степени структурной завершенности синдромы делят­ся на развернутые и абортивные (редуцированные, нераз­вернутые). Развернутым называется синдром, структура которого достигает максимальной степени выраженности. В тех случаях, когда синдромокинез ограничивается одним из промежуточных этапов и дальнейшего развития синдрома не происходит, а его структура имеет незавершенный харак­тер, синдром называется абортивным.

На третьем этапе диагностического процесса применя­ется динамический подход к изучению не только возникно­вения, становления, развития и регресса психопатологичес­ких синдромов, но и их взаимосвязи — синдромотакси-са. Последний характеризует патогенетическую однород­ность, особенности и порядок сочетаний, изменчивость и скорость чередования синдромов в «длиннике» психическо­го заболевания. Синдромотаксис представляет собой пере­ход диагностического процесса на более высокий уровень систематизации и обобщения клинических данных уже в рам­ках патокинеза и нозологической предпочтительности синд­ромов. В нем отражена определенная закономерность раз­вития клиники болезни, ее психопатологический стереотип, где все — от начала и до конца — присуще именно этому заболеванию: синдромы инициального этапа, манифеста, апогея, финала.

Каждая нозологическая единица имеет свой предпочти­тельный синдромотаксис. Оценка заболевания с позиций синдромотаксиса позволяет сделать вывод, что каждому эта­пу психического заболевания соотвествует свой достаточно строго очерченный «ассортимент» психопатологических син­дромов. Такой подход объединяет феноменологический, ста­тистический и динамический принципы психиатрии.

Диагностика включает исследование корреляции между отдельными синдромами и между синдромами и нозологи­ческими формами. Каждая нозологическая форма имеет свой синдромологический ассортимент, а каждый синдром имеет свои «нозологические зоны». При одних болезнях синдром остается относительно независимым, при других возникают препятствия для его проявления, при третьих создаются ус­ловия, благоприятствующие его развитию.

Существуют разнообразные варианты сиидромотаксиса. Один из них заключается в усложнении трансформирующих­ся синдромов. Нередко это проявляется в том, что болезнь начинается простым синдромом, который по мере утяжеле- ния патологического процесса усложняется, превращается в сложный за счет последовательного появления (присоедине­ния) новых ведущих симптомов. Такой синдромотаксис ука­зывает на утяжеление, прогрессирование, прогредиентность болезни. Наиболее типичен он для проградиентных заболева­ний. Примером может служить синдромотаксис параноидной формы шизофрении: усложнение, при котором неврозоподоб-ная симптоматика инициального этапа сменяется простым пси­хотическим бредовым синдромом — паранойяльным, дальней­шее последовательное усложнение бредового синдрома и пе­реход к параноидному, затем — к парафренному. При этом к систематизированному бреду присоединяются псевдогаллюци­нации и психические автоматизмы, бред физического и пси­хического воздействия, а впоследствии фантастические кон-фабуляции. Сложные синдромы на различных этапах разви­тия болезни также имеют специфический синдромотаксис. Так, например, депрессивно-параноидный синдром по мере утя­желения процесса может трансформироваться в онейроидный.

Каждый вариант синдромотаксиса — специфическая кли­ническая информация о типе патогенетических закономер­ностей психического заболевания. При этом оказывается, что каждый синдром в рамках конкретного заболевания имеет свою историю, т. е. несет в себе информацию, делающую возможными реконструкцию прошлого и прогнозирование будущего психопатологического состояния.

Психопатологические синдромы разделяются также на позитивные и негативные. При оценке заболевания не­обходимо рассматривать их в единстве и взаимосвязи. Такой принцип важен для понимания патогенетической сущности и нозологической предпочтительности синдромов. Психопато­логические синдромы вне нозологически самостоятельных бо­лезней не существуют. Проблема взаимной связи позитивных и негативных синдромов и нозологии исследована А. В. Снежневским (рис. 2,3).

Рис. 2. Соотношение тяжести позитивных психопатологических синдромов

Он, сопоставив укрупненные позитивные синдромы с нозологически самостоятельными болезнями, «рассортировал» их по тяжести на девять уровней. В рамках I уровня (см. рис. 2) рассматриваются наиболее общие позитивные синдромы с наименьшей нозологической предпочтительностью.

Они могут встречаться при всех психических болезнях. Син­дромы 1—111 уровней соответствуют клинике типичного ма­ниакально-депрессивного психоза, I—IV — клинике сложно­го маниакально-депрессивного психоза и краевым психозам (промежуточным между маниакально-депрессивным психозом и шизофренией); I—V — клинике шизофрении; I—VI — кли­нике экзогенных психозов; I—VII — клинике заболеваний, за­нимающих промежуточное положение между экзогенными и органическими психозами; I—VIII — клинике эпилептической болезни; I—IX — синдромальному спектру психических забо­леваний, связанных с грубой органической патологией мозга. При сопоставлении негативных расстройств (см. рис. 3) ис­пользуется тот же принцип нарастающей тяжести. Так, уро­вень II, реже III, максимально достижим при маниакально-депрессивном психозе; уровень VII — при шизофрении; VIII — при экзогенных психических заболеваниях и эпилепсии; X — при грубых органических поражениях головного мозга.

 

Рис. 3. Соотношение тяжести негативных психопатологаческих синдромов психической деятельности

В основе патогенеза психических заболеваний часто ле­жат механизмы, действующие по принципу саморазвития и самодвижения: возникновения, формирования, существова­ния и динамики патологических систем (Крыжановский Г. Н., 1997). Именно функционирование патологических систем и проявляется определенными синдромами и закономерностя­ми их смены.

На каждого больного в течение жизни действуют различ­ные патогенные факторы. Патогенез конкретного заболева­ния запускается и поддерживается только закономерными для него причинами, выступающими в качестве этиологических. Примерами могут служить механическое повреждение мозга при травматической болезни, мутация гена при фенилкето-нурии, психотравма при неврозе, и т. д. Механизмы патоки-неза (стереотипа развития патобиологического процесса во вре­мени) закономерны и устойчивы, что и проявляется внешне закономерным синдромотаксисом и синдромокинезом. Любой этап болезни является продуктом предшествующего ее раз­вития. В то же время в нем потенциально содержатся воз­можности дальнейшего течения заболевания. Именно в этом отражается единство статики и динамики последнего.

Важнейшие методологические положения теории диагно­за применительно к психическим заболеваниям сводятся к следующим:

1. Ведущий симптом в рамках определенного синдрома обрастает «созвездием» других симптомов (обязательных, до­полнительных, факультативных), характерных для данного случая заболевания или его варианта, что отражает особен­ности патогенеза и патокинеза болезни. Так, мизофобия (на­вязчивый страх заражения) довольно быстро «обрастает» на­вязчивыми влечениями, сложными ритуалами мытья рук, предохранения от заражения и подавленным настроением.

2. Любой нозологической форме присущи определенные синдромы и основные закономерности их смены, что харак­теризует психопатологический стереотип развития заболева­ния. Каждой самостоятельной нозологической единице при­сущ свой синдромотаксис. Так, для неврозов характерен на­бор невротических синдромов и исключаются бред и галлю­цинации. Последние могут быть при шизофрении, при ко­торой не наблюдается судорожного синдрома. 3. Каждый синдром при конкретной болезни имеет не­которую специфичность клинической структуры и течения, связанную с ее патогенетическими особенностями. Так, деп­рессия при маниакально-депрессивном психозе характери­зуется суточными колебаниями настроения с улучшением к вечеру, витальной тоской и т. д., тогда как для депрессии при неврозах характерны ситуационные колебания настрое­ния, кататимность переживаний, и т. д.

4. Структура и течение синдромов модифицируются ин­дивидуальными особенностями больного при сохранении общего стереотипа синдромокинеза и синдромотаксиса. Даже при делирии на начальных этапах храбрый человек пытается бороться с галлюцинаторными образами.

Такой подход позволяет диагностировать конкретную пси­хическую болезнь у конкретного больного, ее форму и тип течения, строить прогноз, формировать адекватные лечеб­ные, реадаптационно-реабилитационные программы, и т. д.

Завершает процесс диагностики обобщением сопоставле­ние синдромотаксиса и информации, полученной при иссле­довании всех иных уровней патологического функциониро­вания организма больного. Составляется медицинское зак­лючение о патологическом процессе или состоянии, т. е. формулируется диагноз определенной нозологической еди­ницы — идеальной модели болезни, обобщенно описанной в медицинских терминах и выраженной в языковых знаках. Этот раздел диагностики является предметом семиолопт— науки о принципах соотнесения конкретной клинической картины с определенными нозологическими формами. В пси­хиатрической семиологии целесообразно выделение рода, вида и типа заболевания.

В зависимости от рода заболевания, определяемого их этиологической принадлежностью, выделяют следующие группы:

1. Эндогенные — хромосомные, наследственные или с наследственным предрасположением (мультифакториальные)

болезни, патогенез которых обусловлен в основном изначаль­но внутренними механизмами, сформированными генетически.

2. Экзогенные, при которых этиологический фактор, дей­ствуя из внешней материальный среды, при взаимодействии с организмом вызывает его повреждения, которые и форми­руют патогенез болезни и ее клинику.

3. Психогенные, при которых этиологическим фактором выступает микросоциальный конфликт, психотравма — вза­имодействие личности с неприемлемой для нее ситуацией в системе отношений.

4. Соматогенные (симптоматические), при которых при­чиной психического расстройства является первично неце­ребральное соматическое страдание, изменяющее внутрен­нюю среду организма так, что уже эта измененная среда становится патогенной для функционирующего мозга и вы­зывает разнообразные нарушения его деятельности. Напри­мер, гипогликемия при сахарном диабете приводит к оглу-шенности.

Вид болезни — отдельная нозологическая форма в пре­делах того или иного рода заболеваний. Видами эндогенных болезней являются шизофрения и маниакально-депрессив­ный психоз. Травматическая болезнь мозга, энцефалит и другие относятся к экзогенным; неврозы, реактивные пси­хозы — к психогенным расстройствам; деменции и прочие психические нарушения при эндокринопатиях и иных сома­тических заболеваниях — к соматогенным.

Тип заболевания — разновидность конкретной нозо­логической формы, выделяемая по форме течения болезни или особенностям структуры ее ведущего синдрома. В час­тности, при маниакально-депрессивном психозе существует униполярный (депрессивный или маниакальный) и биполяр­ный, или циркулярный, типы (по структуре фаз) и тип непре­рывного, континуального течения.

В психиатрической практике встречаются два наиболее универсальных типа течения заболеваний — непрерывное иприступообразное. В свою очередь, первое может иметь регредиентный, стационарный и прогредиентный (прогресси­рующий) характер. Второе — фазный, рецидивирующий, рекуррентный и приступообразно-прогредиентный.

При регредиентом течении наблюдается обратное развитие симптоматики, регресс, упрощение, облегчение. В одних случаях отмечается практически полное восстанов­ление психического здоровья и трудоспособности без склон­ности к возврату болезни, как это бывает при ряде острых психогенных расстройств, острых интоксикационных и ин­фекционных психозах, при неосложненных черепно-мозго­вых травмах, и т.п. В других случаях регресс симптоматики останавливается, стабилизируется на уровне той или иной остаточной психопатологической симптоматики, носящей в этом случае название резидуальной. Примером может слу­жить психоорганический синдром на этапе отдаленных по­следствий тяжелого ушиба головного мозга. Резидуальные расстройства, как правило, в дальнейшем не имеют призна­ков утяжеления или усложнения. Если они все же появляют­ся, следует искать новые, дополнительные повреждающие воз­действия (инфекция, интоксикация, алкоголизация, повтор­ные травмы, и т.п.).

Стационарное течение отличается стойкостью пси­хопатологической симптоматики, не имеющей фактически никаких динамических тенденций ни в сторону облегчения и регресса, ни в сторону утяжеления и усложнения. Приме­ром стационарного течения служит ряд олигофрений.

При прогредиентном течении клиническая картина носит характер неуклонного усложнения продуктивных и утя­желения негативных расстройств. В ряде случаев могут на­блюдаться периоды, обычно непродолжительные, стабили­зации симптоматики, ее некоторого побледнения, редукции и дезактуализации, но не исчезновения и упрощения ее. В структуре непрерывного прогредиентного течения психичес­ких заболеваний встречаются обострения симптоматики, на-зываемые экзацербацией. Экзацербация — усиление степе­ни выраженности основных проявлений болезни. Например, при параноидной шизофрении малоактуальные бредовые идеи преследования, не находившие отражения в поведении, при экзацербации становятся актуальными, эмоционально-насы­щенными, генерализуются на большое число лиц и ситуа­ций, что сопровождается бредовым поведением. Прогреди-ентное течение имеют шизофрения, эпилептическая болезнь, пресенильные и сенильные деменции, многие наследствен­ные энзимопатии, и пр.

При фазном течении в «динамике» заболевания соче­таются фазы и интермиссии. Фаза — это приступ психичес­кого заболевания, структура которого исчерпывается обра­тимыми полярными аффективными синдромами. Интермис­сия возникает после выхода больного из фазы и характери­зуется практическим возвратом в состояние психического здо­ровья. Примером фазного течения является маниакально-депрессивный психоз.

Рецидивирующее течение наблюдается в тех случа­ях, когда на фоне резидуальной симптоматики возникают ее обострения, называемые рецидивом. Рецидив проявляется значительным усилением резидуальных (ведущих) симптомов с появлением и присоединением к ним дополнительных и фа­культативных. Он, как правило, ограничен во времени и за­вершается возвратом на уровень резидуальных психопатоло­гических расстройств. Пример — рецидивирующий алкоголь­ный слуховой галлюциноз.

Рекуррентное течение характеризуется сочетанием психопатологических приступов с ремиссиями. Приступы могут иметь структуру фазы или шуба. О фазе уже говори­лось. Шуб— обратимый приступ психического заболевания, при котором возникают довольно сложные, полиморфные психопатологические синдромы, качественно отличающие­ся по структуре от психопатологических ремиссий. Ремиссия — это межприступное состояние с временной остановкой или снижением активности заболевания при наличии неполного восстановления психического здоровья (выздороатение с пси­хопатологическим «остатком»).

В развитии заболевания различают дебют, инициальный период, этап развернутой клинической картины, этап ее ста­билизации и исход.

Дебют заболевания — это появление его первых при­знаков. Инициальный период характеризуется наличи­ем неспецифических, иепсихотических, общесоматических, вегетативных, неврозоподобных, психопатоподобных или эмоциональных расстройств с трудно выявляемой их нозо­логической предпочтительностью. На этапе развернутой клинической картины имеют место характерные для данной нозологической единицы синдромогенез, синдромо-кинез и синдромотаксис. Начало этого этапа может иметь манифестный (психотический) или неманифестный (непси­хотический — неврозоподобный, субдепрессивный, гкпома-ниакальный и т. п.) характер. На этапе стабилизации прекращается дальнейшая трансформация симптоматики, ее усложнение и утяжеление. Симптоматика болезни как бы «застывает» на одном уровне с незначительными колебания­ми интенсивности. Исходам психических заболеваний мо­жет быть: полное выздоровление, неполное выздоровление с ос­таточной (резидуальной) симптоматикой, стабилизация состо­яния на одном из уровней психопатологических расстройств, глубокий дефект, смерть.

Нозологическая форма — абстрактное обобщенное описание идеальной модели болезни, при сопоставлении ко­торой с конкретной клинической картиной в процессе фор­мирования индивидуального диагноза неизбежно возникают определенные трудности. Это связано с тем, что индивиду­альное несравненно богаче, разнообразнее, изменчивее, на­гляднее общего (в данном случае — общепатологического). Клиническая картина зависит не только от общих законо­мерностей патогенеза болезни, но и от конституциональных особенностей больного, его пола, возраста, социальных ус­ловий, действовавших на него в прошлом и существующих в настоящем, и т. д. При методологически правильном фор­мировании индивидуального диагноза учитываются все пе­речисленные особенности заболевания у конкретного боль­ного, т. е. проводится структурно-динамический, психопа­тологический и клинический анализ случая.

Диагностический процесс имеет определенный алгоритм. Важно подчеркнуть, что клинический метод опре­деляет направление и качество диагностического процесса в психиатрии. Все остальное служит дополнением к нему.

Правильность и полнота решения задач любого этапа ди­агностического процесса зависят от того, насколько верно и полно они были решены на предыдущем. Это не просто суммирование результатов, получаемых на отдельных этапах диагностики. На каждом последующем как бы «в снятом виде» представлены итоги предыдущих. Именно таковы ос­новные закономерности познания феномена болезни. Вер­но отражающий объективную реальность индивидуальный, методологически полный нозологический диагноз с прогно­зом устанавливается при обязательном соблюдении последо­вательности его этапов.

Диагноз есть отражение наших знаний на данном этапе развития науки. Поэтому остаются справедливыми слова С. П. Боткина: «Диагноз больного есть более или менее ве­роятная гипотеза, которую необходимо постоянно прове рять... Могут появиться новые факты, которые могут изме­нить процесс или увеличить его вероятность».

Различают относительно истинный и ошибочный диагноз. Первый не является ошибочным, так как соответствует уров­ню знаний, достигнутому медициной на конкретный пери­од времени. Второй обусловлен субъективными причинами или условиями. В его появлении всегда кто-то виноват. Одной из частых причин ошибочной диагностики психических за­болеваний является незнание или несоблюдение методоло­гических принципов построения диагшстического процес­са. Овладение принципами диагностики — профессиональ­ный долг врача. В связи с этим такое важное значение при­обретает знание общей психопатологии — «психиатрической азбуки» и профессионального языка психиатров, что являет­ся отправной точкой и базисом диагностического процесса.