ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛУЧКОВОГО ТОКАРНОГО СТАНКА
Развитие токарного станка
Неолит.Появление устройств, использующих вращательное движение для формообразования изделий при обработке резанием.
Около 500 лет до н. э. Переход от точения изделия, устанавливаемого в подшипниках, к точению в центрах.
XIV—XV вв. н. э. Переход от лучка к деревянной пружине (очепу или луку),
закрепленной вне станка.
XVI-XVII вв.Устранение холостого обратного хода изделия и введение подвижных поддержек и суппортов для резца; применение маховика, установленного на станке; отделение привода от станка.
XVIII в.Механизация процесса резания при изготовлении художественных изделий из кости и древесины твердых пород.
Первая четверть XIX в. Механизация процесса резания на металлорежущих станках, предназначенных для изготовления предметов массового спроса и деталей машин; механизированный суппорт; получение заданных параметров нарезаемых винтов
с помощью наборов зубчатых колес; холостой шкив;
автоматический останов при окончании обработки изделия.
Вторая четверть XIX в. Усовершенствование достижений предыдущего периода в конструктивном отношении.
Токарный станок в простейшем виде был известен уже древним народам. До нас дошло некоторое количество деревянных точеных украшений и ножек саркофагов, изготовленных древними греками, однако определенных данных о конструкции их токарных станков не имеется.4
В 1949 г. Б. А. Куфтип при раскопках Авневского кургана в Юго- Осетинской автономной области Грузинской ССР обнаружил бронзовый токарный резец, датируемый началом II тысячелетия до н. э. Резец имеет режущие кромки по обоим концам стержня, причем их геометрические формы различны. Находка была исследована проф. Ф. Н. Тавадзе, который установил, что резец мог быть применен для обработки древесины, а также золота и серебра. Материал резца имеет твердость по Бринелю 120 кг/мм2, что почти в три раза превышает твердость серебра и золота.
Известен каменный рельеф, относящийся к эллинистической эпохе Египта (около 300 лет до н. э.),7 на котором можно впервые увидеть токарный станок. Он имел две стойки с центрами, между которыми находилась обрабатываемая деталь. Ее закрепление осуществлялось связыванием концов стоек, далеко выступавших за линию центров. На обрабатываемую деталь набрасывался шнурок, перетягиванием которого обеспечивалось вращение. Один человек вращал деталь, а другой подставлял резец и снимал слой материала.
Древние авторы неоднократно упоминают о токарном станке. Витрувий, написавший сочинение «Об архитектуре>> приблизительно в 13—16 гг. ДО н. э., упоминает о роликах (явившихся частями осадной машины), выточенных на токарном станке, а также о других точеных деталях. В том же сочинении Витрувия содержатся и другие упоминания о тока рном станке. Важно заметить, что сам Витрувий считал токарный станок устройством общеизвестным, а потому даже не требующим специального описания.