ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ
Формулировка задач оптимальной профилактики
Машиностроительной продукции
ЛЕКЦИЯ 10
ЛИТЕРАТУРА
1.Смирнова Л.Г. Культура русской речи.- М., 2004.
2.Ивин А.А. Основы теории аргументации. – М., 2007.
3.Кузнецов И.Н. Риторика, или ораторское искусство. – М., 2004.
4.Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи. Курс лекций. –М., 2007
5.Хазагеров Г.Г. Риторика. –Ростов-на-Дону, 2008.
Стратегия технического обслуживания
План лекционного занятия:
1. Предварительные примечания
В процессе эксплуатации под воздействием различных случайных факторов происходит разрегулировка параметров, стареют или отказывают отдельные компоненты системы, что снижает качество ее функционирования. Система из состояния, характеризующегося номинальными значениями параметра, переходит в процессе эксплуатации последовательно в состояния с худшими качественными характеристиками, в результате чего снижается производительность, ухудшается качество выполнения системой своих функций и т. д.
Своевременные и целесообразные по глубине и объему профилактические работы позволяют не только повышать технические характеристики эксплуатируемых систем и улучшать показатели их надежности, но и сокращать эксплуатационные расходы. В ряде случаев можно добиться требуемых показателей надежности вообще лишь соответствующей организацией оптимальных профилактических работ.
Регулировки, замены отказавших элементов и т. п. связаны с вполне определенными затратами не только из-за ухудшения качества функционирования системы, но и из-за проведения собственно профилактических и ремонтных работ. Кроме того, отказы, появляющиеся в достаточно сложных системах, часто носят скрытый характер, так что для их выявления требуется специальная проверка, что опять-таки приводит к дополнительным затратам.
Таким образом, обслуживающий технические системы персонал оказывается перед дилеммой: либо продолжать использовать систему, если эффективность ее функционирования снизилась до некоторого уровня (или возникло подозрение, что подобное снижение могло произойти), либо проводить специальные профилактические мероприятия. На практике в большинстве случаев существует возможность принять такой метод проведения профилактических мероприятий, который позволяет минимизировать суммарные потери, учитывающие затраты на собственно профилактику и потери в результате ухудшения эффективности функционирования системы. Возможны и другие целевые функции, оптимизация которых достигается соответствующим регламентом профилактических работ, например показатели надежности.
Обычно предполагается, что возможно проводить два типа профилактических работ:
а) плановую профилактику, назначаемую заранее к моменту достижения системой заданной наработки,
б) внеплановый аварийный ремонт, назначаемый в момент выявления отказа.
Выявление отказа в системе может осуществляться мгновенно в случае непрерывного контроля, либо через некоторое время после возникновения в случае периодического контроля. Возможны ситуации, когда выявить отказ бывает практически невозможно без демонтажа системы. Тогда в системе можно проводить лишь плановые предупредительные профилактики, во время которых в случае отказа и производится ремонт.
Обычно предполагается, что проведение профилактики или ремонта полностью обновляет тот объект, по отношению к которому они применяются.
Выбрав соответствующим образом период проведения плановой профилактики, можно добиться максимально возможных значений выбранных показателей качества функционирования системы.
В качестве основных показателей качества функционирования системы берутся два основных показателя надежности:
- коэффициент готовности;
- коэффициент оперативной готовности.
А также, два экономических показателя:
- средняя удельная прибыль от системы в единицу времени
- средние суммарные издержки, отнесенные к единице времени работы.
Первый из экономических показателей оказывается удобным, когда и выходной эффект от системы и затраты на ее эксплуатацию измеряются в одних и тех же единицах.
Будем рассматривать пять основных моделей профилактики. Первые три из них касаются проведения профилактик для элементов (простых систем), а две последние— для последовательных систем.
Условные обозначения:
АПР — аварийно - профилактический ремонт; ПП – плановая профилактика.
Рис.1.