Национальная система образования в Беларуси в первом десятилетии XXI в. и перспективы ее развития.

Особенности развития образовательной системы в Беларуси в 90-е гг. ХХ в.

Становление и развитие национальной системы образования в советский период.

План

В ХХ – начале XXI в.

3. Исследования белорусских педагогов в области обучения и воспитания во второй половине ХХ – начале XXI в.

1. Становление и развитие национальной системы образования в советский период.

Становление и развитие национальной системы образования начинается с 1917 года, когда после прихода к власти в 1917 году большевиков движение образования приобрело массовую направленность, к чему приобщились широкие слои населения. Впервые в истории Беларуси образование становилось всеобщим, бесплатным и доступным каждому, вне зависимости от социальной, национальной или расовой принадлежности. В советский период времени в Беларуси (БССР) складывается цельная система образования – от начального до высшего, которая и стала основой развития отечественной школы и педагогики. С образованием в 1919 году Белорусской Советской Социалистической Республики начинаются и коренные изменения в сфере развития всей системы образования. Этому способствовала проводимая в 20-х гг. политика белорусизации. Во-первых, открываются школы с обучением на белорусском языке, во-вторых, появляются и первые школьные учебники белорусского языка, авторами которых стали известные деятели белорусской культуры Я. Лесик и Н. Некрашевич. В структурном отношении система образования ничем не отличалась от принятой в СССР. Однако были и некоторые отличия. В частности, средняя школа, состоявшая из двух ступеней, делилась на начальную и неполную среднюю (7-летка) и до сер. 30-х гг. это был основной тип средней школы, в то время как в советской России это была 9-летка. Благодаря развитию всеобщего школьного обучения в Беларуси в 20–30-е гг. ХХ в. была ликвидирована неграмотность и осуществлено всеобщее образование.

Система образования в Советской Белоруссии (1917-1934)

Ступень образования Годы
1917-1919 1922-1926
Учреждения политпросвета Школы ликвидации неграмотности Общеобразовательные школы и курсы для взрослых (ШКМ, ШРМ) Совпартшколы, политшколы, политкурсы
Высшая школа Университеты и институты
    Рабфаки
Средняя специальная школа Техникумы, профшколы Техникумы, профшколы, профкурсы Техникумы и средние специальные учебные
Учреждения социального воспитания Приемники, изоляторы-распределители, детские дома, колонии, школы-коммуны
    Неполная средняя школа (7 классов) или школа ФЗУ (3)
Школа I ступени (8-13 лет) Начальная школа (4 класса)
Дошкольные учреждения Детские сады, очаги, площадки (6-8 лет) Детские сады, очаги, площадки (3-7 лет)

Появляется и новый тип средней школы – рабфак, готовивший рабоче-крестьянскую молодежь к поступлению в вузы. В Беларуси в 1926-27 г. при вузах действовали 6 рабфаков, на которых учились 305 человек. Однако число желающих в несколько раз превышало планы приема. В результате принятых мер в 1932/33 г. число рабфаков увеличилось до 51.

В 1930-е гг. в СССР и БССР была проведена радикальная реорганизация системы школьного образования. Постановление «О структуре начальной и средней школы в СССР» (1934) определило унифицированную структуру школьного образования с преемственностью ее ступеней. Согласно постановлению, в стране были установлены следующие типы школ:

начальная школа (4 года);

неполная средняя школа (7 лет);

полная средняя школа (10 лет).

Эта структура с незначительными изменениями просуществовала до 1980-х гг. Она была оптимальной для того времени и получила мировое признание с точки зрения логичности построения и уровня общеобразовательной подготовки. Помимо структурных изменений вводилось предметное обучение, стандартные программы и учебники, единый режим занятий.

В чрезвычайно сложном положении оказалась советская школа в годы Великой Отечественной войны (1941—1945), когда основная масса детей на захваченных немцами территориях была лишена возможности учиться.

На территории Беларуси оккупанты закрыли все высшие и средние учебные заведения. Только в тех населенных пунктах, где размещались немецкие гарнизоны, работали отдельные начальные «народные» школы, в которых проводилась политика онемечивания. Преподавание русского и белорусского языков было запрещено. Не встретило поддержки у населения создание молодежных профашистских организаций «Союз белорусской молодежи», «Белорусское культурное объединение» и др. Новые власти признавали, что «белорусская молодежь настолько заражена большевистским мировоззрением, что ничего сделать нельзя». Учителя и учащиеся принимали активное участие в борьбе против немецко-фашистских захватчиков: они сражались в партизанских отрядах, участвовали в боевых операциях, передавали партизанам сведения о враге, уходили в подполье, выпускали антифашистские листовки, организовывали побеги военнопленных в партизанские отряды.

В зонах партизанского движения создавались лесные школы, где учителя-партизаны обучали детей родному языку, арифметике, истории, географии, пению, рукоделию. На уроках истории зачитывали сводки Совинформбюро о положении на фронте, читали полученные с Большой земли листовки, газеты и журналы. Работая в исключительно сложных условиях (в землянках, крестьянских хатах, без учебников и тетрадей), школы стремились решать задачи обучения и военно-патриотического, идейно-политического воспитания в неразрывной связи. В районах боевых действий школьные здания были разрушены, заняты под казармы, госпитали. В военные годы принимается ряд постановлений партии и правительства, касавшихся школы: «Об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной, семилетней и средней школы» (1944), «О награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся учащихся» (1944). Учебные планы и программы сокращались, вводились военно-оборонные темы и военно-физическая подготовка молодежи.

Особую роль в развитии образования сыграло открытие в 1921 г. в Минске Института белорусской культуры и первого высшего учебного заведения – Белорусского государственного университета (БГУ). С 30-х гг. на территории республики стали открываться и педагогические институты – в Гомеле (1929), Рогачеве, Витебске и др. городах.

В конце 20-х гг. XX в. в Белоруссии назрела необходимость создания специального учреждения, которое бы обеспечивало решение научно-педагогических проблем народного образования. В 1929 г. в Минске открывается НИИ педагогики и педологии. В дальнейшем он неоднократно переименовывался: НИИ коммунистического воспитания (1931-1934), НИИ школьной педагогики (1934-1939), НИИ школ (1940-1951), НИИ педагогики (1951-1990), БелНИИ образования (1990-1993), Национальный институт образования (1993). Организатором создания НИИ и первым его директором стал П.Я.Панкевич (1895-1938). В 1929 г. он первым из белорусов получил степень доктора педагогических наук, а в 1931 г. был избран первым в области педагогики действительным членом АН Беларуси. П.Я.Панкевичу принадлежат такие труды, как "Основные вопросы фабзавуча" (1926); "Политехническая школа в связи с развитием современной крупной индустрии" (1928); "Гісторыя педагогікі: кароткі нарыс" (1928) и др.

Основными направлениями исследований в белорусской педагогике 30-х гг. стали вопросы организации учебного процесса по классно-урочной системе, соединения обучения с производительным трудом и общественно полезной работой, изучения и обобщения накопленного учителями опыта. Проблемы дидактики в эти годы разрабатывали А.И.Кравцов, М.Ф.Лозбень, И.Н.Марголш, С.КПавлович, С.Я.Раскин, И.В.Страхов, А.В.Текучев, Л.В.Шаков и др.