Совершенствование деятельности педагога-психолога и организации психологической службы образования

Кабинет психологической службы учреждений образования

Критерии оценки эффективности деятельности педагога-психолога

Тема 10. Правовые основы деятельности педагога-психолога

1. Совершенствование деятельности педагога-психолога и организации психологической службы образования

2. Права педагога-психолога школы

 

Психологическая служба образования включает в себя деятельность педагога-психолога учебно-воспитательного учреждения, инспектора районного (городского) отдела образования, курирующего психологическую службу, а также специалистов, определяющих и корректирующих личностное и психическое развитие детей, учащихся и студентов.

Главная цель функционирования психологической службы образования - психологическое здоровье детей, учащихся и студентов. Эта цель определяет основные задачи психологической службы и обуславливает основные принципы работы педагога-психолога.

В качестве основных принципов деятельности педагога-психолога выступают: принцип индивидуального подхода к личности на основе безоговорочного признания ее уникальности и ценности и принцип профессионального взаимодействия педагога-психолога со взрослыми, имеющими отношение к ребенку, учащемуся, студенту (родители, воспитатели, педагоги).

Задача индивидуального подхода - наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей личности, укрепление ее собственной активности, раскрытие ее неповторимости.

В своей деятельности по реализации индивидуального подхода педагог-психолог должен исходить из известного в психологической науке вывода: создаваемые на каждом возрастном этапе развития психики внутренне предпосылки на много богаче их последующей реализации. Это означает, что только часть (притом относительно небольшая) интеллектуальных резервов развивающейся личности плодотворно реализуется. Выявление этих резервов выступает необходимой предпосылкой нахождения наиболее целесообразных и действенных методов индивидуального развития личности.

Задача педагога-психолога заключается в том, чтобы найти индивидуальные, специфические для ребенка, учащегося и студента способы оптимального развития их интересов, способностей, их личности в целом, возможностей их самовоспитания и самоорганизации, и на этой основе определение программы дальнейшей работы с ними.

Задача профессионального взаимодействия педагога-психолога со взрослыми, имеющими отношение к ребенку, учащемуся и студенту -\ обеспечить педагогически целесообразные условия для развития личности.

Эффективность психологической службы достигается при условии, когда педагог-психолог и педагог (учитель, воспитатель), с одной стороны, становятся единомышленниками, а с другой - четко различают свои функции и возможности: педагог не подменяет педагога-психолога, а педагог-психолог - педагога. Взаимодополняемость позиций педагога-психолога в подходе к развивающейся личности, их тесное сотрудничество на всех стадиях работы с отдельными личностями и коллективами (классы, группы) следует рассматривать как необходимое условие обеспечения психологической службы.

Успех взаимодействия во многом зависит от позиции педагога-психолога: недопустимы назидательность в общении, поучающий тон.

Педагог-психолог по роду своей деятельности неизбежно оказывается в роли арбитра в решении конфликтов других людей и до определенной степени корректора их ошибок. Это выдвигает повышенные требования к его личностным качествам, прежде к чувству ответственности за данный совет, принятое решение, сформулированную рекомендацию, к способности установить доброжелательные, доверительные взаимоотношения со всеми, кто к нему обращается.

Педагог-психолог обязательно работает с родителями развивающейся личности. Он встречается с ними индивидуально и на родительских собраниях, приобщает их к психологическим знаниям о детях, учащихся и студентах, рассказывает о закономерностях психического развития и условиях, способствующих этому. Очень важно для педагога-психолога помочь взрослым осознать, что воспитание личности учащегося теснейшим образом связано с проблемами их собственной личности. Часто родители забывают о необходимости своего постоянного самовоспитания и спохватываются только тогда, когда дети становятся взрослыми и контакты с ними ослабевают.

Конкретные проблемы, возникающие у педагогов и родителей, педагог-психолог обсуждает на индивидуальных консультациях, которые проводит регулярно.

Многообразие форм и методов работы, постоянное общение с людьми разного возраста, социального положения, культуры, профессии предполагают постоянную работу педагога-психолога по развитию таких профессионально-личностных качеств, как стремление к познанию себя и других, широта интересов и независимость взглядов, готовность к контактам и умение их поддерживать, умение эмоционально притягивать к себе людей, умение сохранять эмоциональное самообладание при общении, повышенное чувство ответственности за свои действия, интеллект, предполагает осознание границ своей профессиональной компетенции, понимание и признание уникальности каждого человека, умение думать о последствии своих слов, дел, поступков. Иными словами, педагог-психолог - это умный, доброжелательный и обаятельный человек, работающий в сложнейшей профессиональной области.

Примерное распределение недельного рабочего времени педагога-психолога (Рабочая неделя равна 40 часам)

1. Психологическое просвещение - 4-6 часов;

2. Психодиагностическое обследование и обработка материалов - 6-8 часов;

2. Психокоррекционные и тренинговые занятия и подготовка к ним - 4-6 часов;

4. Психологическое консультирование и профконсультирование - 4-6 часов;

5. Консультации в научных, психологических центрах, работа с научно-методической литературой, участие в семинарах и методических объединениях и другие формы профессионального совершенствования - 8 часов;

6. Другие виды работ, предусмотренные тарифно-квалификационной характеристикой - 4-6 часов;