Проблема антропосоциогенеза: пути и определяющие факторы эволюции человеческого сообщества. Сущность этногенеза

Процесс антропогенеза (происхождения человека) и процесс социогенеза (происхождения общества) представляют единый процесс. Человек и общество возникли одновременно и нельзя их противопоставлять друг другу. Поэтому в философии термин «антропосоциогенез» обозначает происхождение человека и общества в целом. Представление об обществе развивалось в рамках различных философских направлений и школ, которые различным образом отвечали и отвечают на ряд вопросов, связанных с генезисом, природой, сущностью и смыслом жизни человека и общества, динамикой общественного развития. Все они, в той или иной мере, давали и дают определённый положительный вклад в теорию общественного развития.

В религиозной философии (теологии) человек и общество являются порождением божественного разума, творением Бога. Так, представитель христианской (католической) религиозной философии епископ Аврелий Августин в своих рассуждениях исходил из положений Ветхого завета. Человек – творение Бога, представленного человекообразным существом мужского пола. Августин развивает идею единства человеческого рода, происходящего, согласно Ветхому завету, от одних и тех же прародителей – Адама и Евы. Августин утверждал, что история человеческого общества имеет начало, имеет смысл и имеет конец, завершение. Смысл истории в победе христианства во всемирном масштабе, в христианизации всего человечества.

Начало истории в творении перволюдей. Августин разделил историю развития общества на шесть периодов. Первые пять периодов у него связаны с ветхозаветной историей (до II в, до н.э.). Шестой период начинается с первого пришествия Иисуса Христа и заканчивается вторым пришествием, страшным судом, отделением грешников от праведников, после чего первые будут отданы на вечные муки в ад, а вторые на вечное блаженство в рай.

Считают, что при всей своей фантастичности, философия истории Августина подготовила теорию общественного прогресса, когда прогресс связывается уже не с христианизацией человечества, а с прогрессом науки и искусства, с прогрессом в области производства материальных благ общества.

Аналогичной точки зрения на происхождение общества придерживался более поздний представитель религиозной христианской философии Фома Аквинский, который утверждал, что общественный порядок, с его сложной феодальной иерархией, есть отражение божественного порядка. Убеждённый монархист Фома Аквинский считал, что государство представляет собой божественное установление. Власть государя (монарха) он выводил из «божьей воли», государь не только правитель, но и творец государства. Однако он считал, что светской власти подчинены лишь тела людей, а не их души. Душа от Бога, а потому верховная, всеобъемлющая власть принадлежит церкви. Все подданные – от нищих до светских владык должны беспрекословно повиноваться воле церкви и её служителей. Римский папа, учил Фома, есть «наместник Христа», которому, как вассалы, должны быть подчинены все светские государи. Светская власть должна, по требованию церкви, беспощадно карать еретиков.

Представитель русской религиозной философии Бердяев Николай Александрович(1874-1948) отмечал, что существуют небесная история и небесная судьба человека, которые предопределяют земную судьбу и земную историю человека. Есть пролог на небе, в котором задана мировая история, поставлена её тема. Проблема антропогенеза рассматривалась и другими представителями религиозной философии.*

Дополнительная информация:

Католический философ и ученый-палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден (1881 -1955) для объяснения антропогенеза вводит понятие энергии. Скачкообразность развития характерна для всей природы, считает он. Возникновение человека и человечества также представляет собой ряд скачков. Скрытая внутренняя энергия придается им самим изначально. Эта творческая энергия постепенно разворачивается в ходе развития, а не угасает, как можно было бы ожидать в соответствии с принципами современного естествознания. Огромный энергетический потенциал лежит в самом основании материи. Эволюция Вселенной заключает в себе стадии "преджизни", "жизни", "мысли" и "сверхжизни".

Переход с одной стадии на другую скачкообразен, носит взрывной характер. От одного этапа к другому рывками идет усложнение материи. На стадии "мысли" появляется человек. Возникновение человека - это "индивидуальный мгновенный скачок от инстинкта к мысли", это порог, который должен быть перейден одним шагом. Первый человек появляется сразу как множество людей. Переход к человеку происходит не через внешние изменения морфофизиологической структуры животного, оно - "внутри", скрыто. Человек как бы сгущает психическую энергию, творит "ноосферу", в которой возникает мысль, личность, единство индивидуальностей.

________________________________________________________________________________

В идеалистической философии все социальные явления, события истории определяются духовными факторами. В объективном идеализме человек и общество в целом являются порождением мирового духа, мирового разума. Так, классический представитель объективного идеализма немецкий философ Г.Гегель (1770-1831) за первооснову мира принимал мировое мышление. Это мировое мышление называл мировым духом, абсолютной идеей. Абсолютная идея не материальна, существует вне пространства и времени. Это чистое мышление. В процессе саморазвития абсолютная идея перевоплощается в материальный мир. Она отчуждается от чистого бытия в природу, как «инобытие» духа. Здесь проходит стадии развития: неживая, живая природа, а затем перевоплощается в человеческое общество. По существу, в объективном идеализме Гегеля, общество является порождением Мирового духа.

В материалистической философии сущность антропогенеза рассматривалась в теме «Сознание», где отмечалось, что на основе учения Ч.Дарвина, Ф. Энгельсом была разработана философская концепция становления человека, в которой выделяются следующие этапы: 1) усвоение прямой походки и освобождение передних конечностей от передвижения; 2) приобретение передними конечностями функции руки; 3) изготовление орудий труда; 4) возникновение речи в результате коллективной деятельности. В качестве основных Ф.Энгельс выделил – изготовление орудий труда и возникновение членораздельной речи. Эта концепция подтверждается данными современной археологии, палеонтологии и антропологии.

Первые дикие люди (гоминиды) жили стадным образом. Это было стадо диких людей, в котором господствовали видовые биологические законы.

Социогенез начинается с перехода от стадного образа жизни неандертальцев к первому общественному состоянию людей клановой (родовой) общности людей, осуществлялся на основе появления новых механизмов – социальных механизмов обмена и регуляции. Первые регуляторы наметились в процессе согласования действий при коллективной охоте. Координаторами коллективных действий, являлись наиболее опытные охотники.

Второй механизм регуляции, был связан с естественным разделением труда. Это было разделение примитивных производственных функций по полу и возрасту. Мужчины, преимущественно, организовывались на коллективную охоту, женщины и дети выполняли более лёгкую работу, связанную с собирательством плодов и растений, а также обустройством жилища обитания. На основе такой регуляции, формировались экономические отношения родоплеменной общности. Особая роль в переходе от биологического стадного образа жизни, к первобытному социуму, принадлежит механизмам регуляции семейно-бытовых отношений. В стадной общности людей, существовали неупорядоченные связи между мужчинами и женщинами. Здесь отсутствовала социальная регуляция. Это была групповая биологическая семья. На основе этого, появляется первая форма социальной семьи, путём введения такого регулятора, как запрет связи между родителями и детьми. Эта форма социальной семьи, получила название кровнородственной.

Затем появляется вторая форма групповой семьи – пуналуальная, в которой исключаются связи между родными братьями и сёстрами. В результате этих форм регуляции сформировалась сфера семейно-бытовых отношений первобытного общества. Эти две основные сферы, дали толчок к формированию других сфер общественной жизни. Таким образом, учение антропосоциогенеза полностью принимается в рамках диалектико-материалистической философии.

Наряду со словом "общество" широкое применение в общественных науках имеет слово "этнос" (от греч. этнос - народ).*

Дополнительная информация:

Наряду со словом "общество" широкое применение в общественных науках имеет слово "народ". Некоторые исследователи даже считают, что именно народы, а не общество и общества являются субъектами исторического процесса.

Слово "народ", как и слово "общество", многозначно даже в применении к цивилизованному обществу. Одно из его значений - низшие слои того или иного классового общества. Именно такой смысл вкладывают в него, когда говорят, например, о борьбе народа против знати, против власти и т.п. Но кроме него, слово "народ" в применении к классовому обществу употребляется еще в двух смыслах.

Один из них - вся совокупность людей, объединенных принадлежностью к тому или иному геосоциальному организму. Так, например, говорили о народе Югославии, советском народе. Говорили и сейчас говорят о народе Индии, народе Нигерии, пакистанском народе и т.п.

Но среди населения когда-то единой, а ныне распавшейся Югославии совершенно отчетливо выделялись такие совокупности людей, как сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы (босняки, бошняки, мусульмане), македонцы. Население Индии состоит из хиндустанцев, бихарцев, тамилов, маратхов, телугу, бенгальцев и многих такого же рода групп. В Пакистане живут панджабцы, синдхи, гуджаратцы, кхо, кохистанцы и т.п. И для обозначения каждой из таких общностей людей также применялось и применяется слово "народ". Точно такими же общностями являются англичане, шотландцы, ирландцы, французы, итальянцы, русские, украинцы, башкиры и т.п.

________________________________________________________________________________

Понятие этногенеза означает возникновение народа. Поскольку первая форма социальной жизни представлена родом и племенем, а понятие народа отождествляют с понятием народности, то этногенез – это возникновение народности в результате слияния племён в единую общность. Этническая общность в своей основе есть общность происхождения, этнос есть совокупность людей, имеющих общую плоть и одну общую кровь, что каждый этнос - особая порода людей. Таким образом, социальная по своему существу общность людей осознается как общность биологическая, что находит свое отражение в языке. Слово "народ", которым в обыденном языке именуют этнос, происходит от слов "род", "рождать", "порождать". Еще в XVII-XVIIIвв. и даже в XIX в. для обозначения этноса нередко употреблялось слово "раса".

Л. Н. Гумилев (1912-1992) выдвинул концепцию этногенеза как составной части антропосоциогенеза (происхождения отдельных народов, этносов). Для Л.Гумилева теория Ч. Дарвина годна для объяснения лишь внутривидовых изменений, природа же изменений в обществе, исчезновения одних народов и появления других - иная.

Пространство и время оказываются теми формами жизни этноса, через которые осуществляется связь с природной средой. Начало этногенеза Л. Гумилев связывает с механизмом мутации - внезапного изменения генофонда живых существ, наступающего под действием внешних условий в определенном месте и в определенное время. В результате возникает "этнический толчок", ведущий к образованию новых этносов. Процесс этногенеза связан с появлением особого генетического признака - пассионарности. Пассионарность - это признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Гумилев назвал их "пассионариями". Пассионарии способны на радикальные изменения и желают их. Они защитники Отечества, они - открыватели нового, великие реформаторы, творцы, воины, строители. Для такой деятельности нужна особая избыточная энергия, которой оказываются наделены пассионарии. «Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками на всех уровнях социальной иерархии, они, хотя и с трудом, вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем остальным и создают, таким образом, новую этническую систему, новый этнос...» (Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992. С. 15.).

Однако энергия ("пассионарный заряд") не остается неизменной в этносе, она уменьшается. Вследствие желаний пассионариев "быть самими собой", не подчиняться правилам, в обществе начинается соперничество и кровопролитие. Из-за междоусобиц и резни пассионарный заряд уменьшается, происходит "рассеивание энергии", кристаллизующейся в памятниках культуры. Расцвет культуры соответствует спаду пассионарности, общество находится в фазе "надлома". В результате общество избавляется от излишней пассионарности и приходит в состояние видимого равновесия, живя по инерции, на основе приобретенных ценностей. Инерционную фазу характеризует образование больших государств, накопление материальных благ.

Однако вследствие утраты этносом пассионарности в обществе занимают ведущее место субпассионарии - люди с пониженной пассионарностью; они стремятся уничтожить всякое проявление пассионарности, это люди вялые и эгоистичные, они проедают и пропивают все созданное в героические времена. Это фаза обскурации, при которой процессы распада становятся необратимыми. Затем наступает мемориальная фаза, когда этнос сохраняет лишь память о своем прошлом. Затем исчезает и память, приходит фаза равновесия с природой, когда люди лишь поддерживают налаженное предками хозяйство, живут в гармонии с ландшафтом и предпочитают "великим замыслам обывательский покой ".

Только благодаря "вливаниям" космической энергии человечество не исчезает с лица Земли. Более того, и возникновение человека, антропогенез, возможно, также связан с пассионарным толчком. Нет преемственности между неандертальцами и современными людьми, как нет ее между римлянами и румынами, считает Л. Гумилев. Понять возникновение и эволюцию человечества невозможно, только учитывая внутреннюю, социокультурную преемственность. Разрывы постепенности, скачки, неизбежные "недостающие звенья" в человеческой истории нельзя понять без учета тесной связи человека и природы.*

Дополнительная информация:

Согласно теории Л. Н. Гумилева, этногенез человечества тесно связан с биосферой Земли. Люди - не только социальные единицы, но и организмы, входящие в состав биосферы. Исходя из принципов диалектики, для поддержания жизнедеятельности любой системы необходимы моменты перестройки ее элементов, что выражается не только в чередовании поколений, но и в смене фаз самого этногенеза, в рождении новых этносов, замещающих те, которые унесло необратимое время. От древних этносов остаются потомки - элементы распавшихся этнических систем, - но комбинации их совсем иные. Новый этнос, возникший на месте старого и впитавший часть его энергии, также проходит стадии подъема, наивысшей активности, которые затем неизбежно сменяет внутренний перегрев системы и медленный спад; весь этот процесс проходит за 1200-1500 лет, после чего этнос либо полностью распадается, либо сохраняется как культурный реликт - состояние, в котором любое саморазвитие этноса уже становится неощутимым.

________________________________________________________________________________