Взаимодействие природы и общества. Природные предпосылки исторического развития общества

Природа и общество

Лекция 12

Человеческое общество представляет собой часть природы. И это не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т.д.

Как правило, происходящие в обществе природные процессы, приобретают социальную форму, а природные, прежде всего, биологические закономерности выступают как биосоциальные. Это можно сказать об удовлетворении природных потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода и других. Все они удовлетворяются в социальной форме с помощью соответствующим образом приготовленной пищи (почти у каждого народа имеется своя «кухня»), построенного жилища, чаще всего отвечающего определенным эстетическим критериям, а также с помощью социально - организованного семейного общения. Биосоциальные законы выражают взаимные влияния биологического и социального начал в развитии общества.

Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Многие свои потребности люди удовлетворяют за счет природы, прежде всего внешней, природной среды. Происходит так называемый обмен веществ между человеком и природой — необходимое условие существования человека и общества. Развитие любого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете — в существование Вселенной.

Органическая связь человека и природы заставляет в полной мере учитывать природные факторы в развитии общества. Именно поэтому природа всегда была объектом внимания философов и философского осмысления. Вечные философские вопросы заключаются в выяснении взаимодействия человека и природной среды его обитания, отношения человека и общества к космосу, Вселенной. Эти вопросы волновали философов древности и Нового времени, волнуют они и современных философов. Философия ставит и по-своему решает такие вопросы, как взаимодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии человека и общества, отношение природы и человеческой культуры. Важные философские вопросы заключаются в том, как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития человека и каков характер их взаимодействия в современную эпоху. В связи с этим встает целый ряд экологических и демографических проблем.

С одной стороны, неверно противопоставлять общество и природу, скажем, сводя развитие общества исключительно к развитию сознания, в том числе к сознанию отдельных людей, «интеллектуальной эволюции человечества» (О.Конт), или же к саморазвитию мирового духа (Г. Гегель) и т.д. Развитие общества осуществляется в процессе деятельности людей и совершенствования их общественных отношений. Одновременно это есть развитие отдельных индивидов, которые большинство своих потребностей, в том числе духовных, удовлетворяют за счет природы. Так что наличие сознания, духовного начала в человеке и обществе не доказывает их независимости или автономности по отношению к природе. Органическая связь с природой была и остается фундаментальной закономерностью развития общества. Она проявляется не только в области удовлетворения потребностей людей, но, прежде всего, в функционировании общественного производства, в конечном счете — в развитии всей материальной и духовной культуры. Так что вне взаимодействия с природой общество существовать и развиваться не может. Их искусственный разрыв и метафизическое противопоставление являются надуманными, не соответствующими действительности.

С другой стороны, было бы неправильно представлять общество только как часть природы и игнорировать его специфические черты. Подобное отождествление объясняется характеристикой людей только как природных существ со столь же природными связями между собой, а также между ними и окружающей средой. Не учитываются их социальные связи, в которые они вступают в процессе производственной, семейно-бытовой, политической и иной деятельности. В конечном счете, игнорируется социальное содержание общественной практики людей, на основе которой возникает и развивается их общественное и индивидуальное сознание. Наличие у людей не только природных, но и социальных свойств, прежде всего способности мыслить и осуществлять сознательную трудовую и иную деятельность, качественно отличает их от других природных существ и заставляет воспринимать их и общество в целом как специфическую часть природы. Это позволяет избежать их отождествления. Как в отдельных людях, так и в обществе сочетаются природные, прежде всего биологические и социальные качества. Поэтому современная философия истолковывает человека как биосоциальное существо, а целый ряд объективных законов развития общества (касающихся, например, функционирования семьи, роста народонаселения и др.) как биосоциальные. Все это подчеркивает взаимосвязь в развитии человека и общества биологических и социальных начал.

Выйдя из лона природы, как высшее и специфическое ее проявление, общество не утрачивает с ней связей, хотя существенно изменяет их характер. Связи людей с природой осуществляются главным образом на основе и в рамках их социальной деятельности, прежде всего производственной, относящейся к области материального и духовного производства.

Природа была и остается естественной средой и предпосылкой существования и развития общества. К его естественной среде относятся, прежде всего, земной ландшафт, в том числе горы, равнины, поля, леса, а также реки, озера, моря, океаны и т.д. Все это составляет так называемую географическую среду жизни людей.*

Дополнительная информация:

Географическая среда - это та часть природы, которая составляет необходимое условие жизни общества, основу его деятельности и общественного производства. С самого своего возникновения человеческое общество изменяло окружающую природу, создавая в ней систему, в корне противоположную, по своей сущности, природной системе - культуру, но при этом и само общество менялось под воздействием природы. Каждое общество преобразует географическую среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь, как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. При этом в силу нарастания степени воздействия общества на природу, происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных процессов. Человек не только изменил климатические и почвенные условия, преобразовал многие виды растений и животных, но и переместил сам центр тяжести экологического равновесия нашей планеты. По мере развития общества человек непрерывно расширял и совершенствовал свою искусственную среду обитания. Так, например, биомасса всех живых организмов, существующих в естественных природных условиях, составляет 1012 т, а техномасса, производимая современным человечеством только за один год, составляет примерно 1013 - 1014 т, из чего следует, что уже сейчас человечество создало искусственную среду обитания гораздо обширнее и продуктивнее естественной среды. К этому необходимо также добавить и мощное техногенное воздействие человечества на природу, приводящее к изменению целых геологических структур, создание гигантских искусственных водохранилищ, изменение атмосферы, температуры и даже светимости Земли - то есть изменение излучения нашей планеты под воздействием искусственных энергетических процессов. Искусственная среда обитания постепенно и неотвратимо наступает на естественную, и даже, в ряде случаев, почти поглощает ее. Но человек никогда не должен забывать того, что естественная среда его обитания - атмосфера, биосфера, геосфера - оказывает свое обратное воздействие на человеческую цивилизацию, и ее подрыв означает и конец технического прогресса человечества, которому скоро будет нечем дышать, не найдется неотравленной воды и продуктов, а геосфера Земли - ее фундамент и основа общественного развития - окажется погребенной под грудами мусора.

Таким образом, географическая среда есть необходимое и важнейшее условие жизнедеятельности общества, и геосфера во все времена оказывала немалое влияние на развитие общества. Тропический климат диктовал иные способы ведения хозяйства, чем умеренный, залежи руд способствовали развитию промышленности и ремесла, а близость моря - судостроительству и торговле. Суровый климат тайги и тундры обычно тормозит экономический прогресс общества, но тропическое изобилие может совсем прекратить его, так как получение человеком средств пропитания, без малейших усилий с его стороны, не делает его собственное развитие естественной необходимостью. Однако влияние географической среды на общество - явление историческое: чем дальше в глубь прошлого, тем слабее сила общества и тем больше его зависимость от географической среды, и наоборот, - чем больший путь прошло в своем развитии общество, тем менее оно зависимо от географии той местности, в которой оно исторически развивалось.

________________________________________________________________________________

Однако естественная среда не ограничивается этим. В нее включаются также недра земли, атмосфера и космос, в конечном счете, все природные условия жизни людей и развития общества — от микромира до макро - и мегамира.

Повышается значение для общества как неживой, так и живой природы. Живая природа составляет биосферу Земли: растительный и животный мир, существование которого объективно необходимо для существования человека и общества.*

Дополнительная информация:

Природа получила в 1875 году название биосферы. Ввел этот термин австрийский геолог Э. Зюсс. Биосфера – это гигантская гомеостатичная система, включающая в себя населенную организмами верхнюю часть земной коры, воды рек, озер, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. Эта система подвижна, динамична и в то же время устойчива ко всякого рода катастрофам, и способна определенным образом поддерживать существование своих видов. Но это не значит, что эти катастрофы не влияют на все, или что биосфера гасит их без остатка. Горообразование, вулканическая деятельность, климатические и погодные колебания, космические вторжения небесных тел и излучений, землетрясения, изменение магнитного поля и т. д. - все они безжалостно бьют по биосфере, вынуждая ее изменять свои структурные связи и вырабатывать новые элементы. История жизни на нашей планете показывает, что глубокие преобразования уже не раз происходили на ней и качественная перестройка биосферы приводила к исчезновению одних видов животных и растений и появлению новых. При этом общая биомасса нашей планеты оставалась постоянной и энергия биосферы имела определенный устойчивый энергетический потенциал.

________________________________________________________________________________

Разумеется, природа, в том числе географическая среда, оказывает то или иное влияние на экономическое, политическое и духовное развитие общества. Однако гораздо большее влияние на них оказывает практическая деятельность людей, направляемая их потребностями, интересами, целями и идеалами. Тем не менее, роль природы во всех направлениях деятельности современного человечества весьма значительна и постоянно повышается.

Повышается и степень воздействия общества на природу, особенно в последнее столетие в связи с бурным развитием науки и техники. В этом проявляется усиление влияния человеческого разума на разные области природы — от микромира до мегамира. Среда обитания человечества в самом широком понимании становится средой активного воздействия человеческого разума — ноосферой (от греческого noos — ум, разум). Таким образом, биосфера как сфера живой природы, включающая в себя и человеческое общество, под его воздействием превращается в ноосферу, пределы которой многократно расширяются и определяются каждый раз пределами проникновения в природу человеческого разума.

Надо сказать, что понятие ноосферы ввел в 20-е гг. нашего столетия французский ученый Э. Леруа (1870—1954). У истоков же концепции ноосферы — работы великого русского ученого В. И. Вернадского (1863—1945) и французского мыслителя П. Тейяра де Шардена (1881—1955). Они показали, что современная эпоха являет собой принципиально новый характер взаимодействия общества и природы. Речь идет о более активном, чем когда-либо, проникновении человечества в тайны природы и овладении ее закономерностями. В результате она все больше ставится на службу человеку и одновременно требует защиты от некомпетентного вмешательства в ее процессы. Человеческий разум рассматривается как специфический компонент природного мира, значение которого постоянно возрастает.

В. И. Вернадский считал, что по мере того, как связь общества с природой становится более глубокой и органичной, человеческая история все больше совпадает с историей природы, и наоборот, история природы все больше совпадает с историей человечества, испытывает на себе возрастающее воздействие последней. И надо сказать, что состояние мира и гармонические отношения людей в обществе более благоприятны не только для самого общества, но и для природы, чем войны или социальные и межнациональные конфликты.

Концепция ноосферы характеризует общество во всех его взаимоотношениях с природой, раскрывает их социальные, научно-технические и нравственные стороны, указывает на научные основы морали, демократии и гуманизма. Главная ее цель — определение научных и нравственных принципов достижения гармонических отношений между обществом и природой.

На основе использования энергии и вещества природы, практического применения ее законов создан мир современной цивилизации, ставший важнейшей частью ноосферы. Этот мир не без оснований называют «второй природой», ибо предметы цивилизации чаще всего представляют собой материал природы, подвергшийся воздействию человеческого труда. В результате они приобретают свойства и формы, благодаря которым могут удовлетворять потребности людей. Современная цивилизация, будучи наиболее динамичным элементом ноосферы, расширяет и качественно совершенствует свое воздействие на природу. Это, однако, не означает, что результаты данного воздействия всегда положительные.