Человек в системе социальных связей

Связь и отношение – это общие категории диалектики, выражающие взаимообусловленность явлений и взаимодействие элементов определённой системы. Социальные связи и отношения складываются между людьми в процессе их совместной деятельности.

В материалистической трактовке общества они делятся на первичные (материальные, базисные) и вторичные (идеологические, надстроечные). Главными являются материальные, экономические, производственные отношения, определяющие политические, правовые, нравственные и др. Совокупность этих отношений определяет сущность той или иной общественно-экономической формации и входит в понятие сущности человека.

Идеалистическое понимание социальных связей и отношений исходит из примата духовного начала как объединяющего, системообразующего принципа. Эта может быть идея Бога, расы, нации и т.п. В этом случае государственная идеология выполняет роль скелета общественного организма. «Порча» идеи приводит к развалу государства и деградации человека. Авторы социальных утопий прошлого и настоящего ищут формулу, следование которой обеспечивает благополучие общества и каждого человека.

Во многих общественно-политических концепциях и философских взглядах на общество признаётся как значение материального производства и возникающих при этом объективных общественных отношений, так и необходимость центральной идеи, объединяющей разные элементы общества в единое целое. Современное философское знание обращает внимание на анализ социального процесса, в котором участвуют люди, вещи и идеи. В вещах социальный процесс обретает устойчивость своего бытия, где закрепляется культурная традиция, люди являются движущей силой исторического процесса, а идеи выполняют роль связующего начала, придающего смысл предметной деятельности человека и объединяющего людей и вещи в единое целое.

Сущность общественных связей и отношений, соединяющих людей, вещи и идеи в единое многомерное целое, состоит в том, что отношение человека к человеку опосредуется миром вещей, и наоборот, контакт человека с предметом означает, по сути дела, его общение с другим человеком, его силами и способностями, аккумулированными в предмете. Здесь выявляется качественная двойственность человека и всех предметов и явлений, относящихся к миру культуры. Кроме их природных, физических, телесных качеств любое явление культуры, в том числе и человек, характеризуются системой социальных качеств, возникающей именно в процессе деятельности в обществе. Социальные качества сверхчувственны, невещественны, но вполне реальны и объективны и весьма существенно определяют жизнь человека и общества.

Анализируя общество как систему, необходимо выделить понятия социального времени и социального пространства. Оба эти понятия относятся не только к обществу, но и к повседневной жизни каждого человека, где происходит как бы «стягивание» общественных связей и отношений в единый «узел» бытия индивида. Общество предстаёт перед человеком миром вещей, людей и связывающих их отношений, в которых проявляются выработанные предшествующей культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности. Они в той или иной степени усваиваются человеком, становятся его собственным способом деятельности и включают его в сложившуюся систему общественных связей и отношений. Вместе с тем отношения человека к обществу – это внутреннее глубоко противоречивый процесс, представляющий собой единство слитности и растворённости человека в обществе и в то же время отстранённости, дистанцирование человека от общества. Процессы объективации и субъективации человека в обществе взаимосвязаны: с одной стороны, человек предстаёт как непрерывно воплощающий себя и свои силы в разнообразных формах жизни общества, выходя, таким образом, за пределы своего «Я». С другой стороны, он столь же непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, как неповторимый «уникальный» феномен, соединяющий в себе природные, социальные и духовные качества в индивидуальном сочетании.

Во взаимоотношениях человека и общества на определённом этапе их развития может возникнуть феномен отчуждения, суть которого состоит в растворении человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля за результатами своей деятельности, и, в конечном счёте, утрате своей идентичности, своего «Я». Человек может отчуждаться и от семьи, рода, культуры, образования, собственности и т.д.

В целом, человек находится в многосторонней и многоуровневой системе связей, которые обусловлены принадлежностью к семье, определённым общностям (род, племя, народность нация), определенным воспитательным и образовательным учреждениям, принадлежностью к производственным организациям, политическим и общественным объединениям, государственно-административному аппарату и др. Все эти связи оказывают в той или иной мере регулирующее воздействие на поведение и действия личности.

 

Термины, необходимые для запоминания:

Философская антропология(antropos - человек, logos - учение) - философское учение о человеке.

Индивидуальность –категория, обозначающая уникальность и неповторимость человека во всём богатстве его личностных качеств и свойств.

Человек- родовое понятие для обозначения представителя вида гомосапиенс, определяющее биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, мышлением, сознанием.

Индивид (лат. - неделимый) - единичный. Индивидом называют единичного представителя человеческого рода.

Личность – это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств.

Вопросы для закрепления материала:

1.Что изучает философская антропология?

2.Каково учения о человеке в Древнеиндийской философии?

3.Раскройте сущность учения о человеке в философии Древнего Китая.

4. Как рассматривается антропологическая проблематика в философии Древней Греции?

5. Что означает высказывание Протагора «Человек есть мера всех вещей»?

6. В чём заключается антропологическая революция, и какова в ней роль Сократа?

7. В чём различие философско-антропологической мысли в западной традиции и антропологической темы в русской философии?

8. Как решается вопрос о природе и сущности человека в русской религиозной философии?

9.Что выражают понятия «человек», «индивид»?

10.Как соотносятся между собой понятия «индивидуальность» и «личность»?

11.В чём заключается проблема человека в философии?

12.Какиесоциальные свойстваопределяют сущность человека?

13.Раскройте суть феномен отчуждения.

14.Какие связи оказывают регулирующее воздействие на поведение и действия личности?

 

 

Литература: