Понятие общества, общественных отношений и общественной структуры

Общество как система

Лекция 8.1

Тема 8. Общество как система

При изучении материала этой темы вы должны уяснить понятие общества, общественных отношений, общественной структуры, основные сферы жизнедеятельности общества, их характеристику, а также формирование гражданского общества и правового государства в Российской Федерации. Необходимо обратить внимание на следующее:

1. Общество в философском осмыслении предстаёт как целостная система, в которой все составные части и структурные подразделения выполняют функции, направленные на сохранение данной общественной целостности, и эти функции контролируются и регулируются сложившейся целостной структурой.

2. Вся совокупность общественных отношений, присутствующих в обществе, образует общественную структуру, в которой выделяют пять основных сфер жизни: экономическую, политическую, социально-классовых отношений, семейно-бытовых отношений, духовной жизни.

3. Основу экономической жизни общества составляет способ производства – это то, каким образом люди производят, распределяют и потребляют материальное благо.

4. Сфера политической жизнивключает в себя: политическую систему, политические отношения, политическое и правовое сознание.Политическая система включает в себя различные политические организации, главной из которых является государство.

5. Политический режим характеризует государство в связи с методами осуществления тем или иным классом своего господства. По этому признаку различают государства демократические, тоталитарные, авторитарные, диктаторские.

6. Необходимое условие функционирования гражданского общества – существование свободной личности. Её характеризуют высокий уровень индивидуальной автономии по отношению к обществу вообще и к государственной власти в особенности.

7. Для формирования нового гражданского общества необходимы определённые институциональные предпосылки, прежде всего минимум демократических прав и свобод, а также рыночная экономика, которые создают возможности, как для свободы личности, так и для самоорганизации граждан.

 

Понятие общества является сложным. Существуют различные подходы к определению данного понятия,*

Дополнительная информация:

Для социальной философии марксизма общество оказывается системой, где процесс производства рассматривается как субстанция, первооснова всех вторичных (политических, правовых, идеологических, нравственных, религиозных, художественных) процессов. Именно в производстве люди вступают во взаимоотношения по поводу того, кому принадлежат орудия и средства производства, - в отношения собственности. Именно эти отношения определяют возникновение других отношений - прежде всего политических, отношений по поводу власти. Государство, право вырастают из экономики для закрепления соответствующих отношений собственности. Эту же задачу, но по-своему решают и идеология, мораль, религия и т.д.

Общество может рассматриваться и как система общих структур человеческой деятельности - как совокупность норм, технологий, принципов, правил, образцов. Иногда люди осознают этот общий каркас своей деятельности, но чаще всего пользуются им неосознанно. Экономика в данном случае не занимает особого, привилегированного, определяющего положения. Индивидуальное, общее присутствует в любой сфере жизни общества. Так, для основоположника французской социологической школы, философа и психолога Эмиля Дюркгейма (1858-1917) в центре науки об обществе стоял "социальный факт ", понимаемый как соединение общего и индивидуального. Все происходящее в обществе имеет значение в той мере, в какой является выражением общих образцов. Существует некая особая реальность, считал Э.Дюркгейм, которая проявляется в поведении отдельного человека в форме общих ожиданий, требований, принципов морали. Отдельный человек становится рупором "коллективного бессознательного".

Другой видный представитель общей социальной теории, немецкий философ, социолог, историк, экономист Макс Вебер (1864-1920) также полагал, что сущность социального есть способность приобретения отдельным человеческим действием достоинства всеобщности. Степень соответствия отдельного действия общему образцу есть степень рациональности. Если в этом общем образце выражена суть общественного интереса эпохи, то его можно назвать идеальным типом.

Попытку создать интегральную теорию общества как системы предпринял американский философ и социолог русского происхождения Питирим Сорокин (1889-1968). С его точки зрения, общество ("эмпирическая культура" в его терминологии) всегда включает три компонента: идеологический в широком смысле компонент (основной); материальный (он вторичен, является воплощением идеологии) и социальный. Социальный компонент - люди с их страстями - всегда неизменен, люди лишь меняют системы духовной ориентации. Идеологический компонент иначе можно назвать "суперкультурой", определяющей системой ценностных ориентации. Эмпирическая культура - это проявление той или иной суперкультуры. Суперкультура запредельна, трансцендентна. Выявить тип суперкультуры можно, только исследовав мотивы человеческих действий.

Люди действуют, подчиняясь трем факторам: бессознательным (рефлексы), биосознательным (человеческие потребности: голод, жажда, половое влечение) и социосознательным (значения, нормы, ценности). Только действия на основе норм и ценностей связывают людей в единое целое, что открывает возможности теоретического исследования общества.

Ведущие исторические типы культурно-ценностных систем ("суперсистемы") формируются не произвольно, они не есть результат сознательного решения. Однако их особенности связаны с двойственной природой человека как мыслящего и чувствующего существа. Ценности как бы "прилажены" к человеку. Если в суперсистеме преобладает ориентация на воображение и разум, то складывается религиозная культура, ориентированная на идеационную суперсистему. В этот период общество полно жизненных сил. Идеационная сверхсистема господствовал в средние века, в Греции между VI и IV веками до н.э.

Акцент на чувственной стороне человеческой природы лежит в основе сенситивной суперсистемы. Религия уступает место устремленности к материальным ценностям, "материализму". Это соответствует историческому периоду с III века до н.э. по I век н.э.; с XVI века и по наше время в Европе.

Идеалистическая суперсистема выражает баланс чувственных и рациональных аспектов человеческого внутреннего мира. Это переходный тип культуры, ибо баланс обязательно нарушается. Идеалистическая суперсистема была господствующей с I века по V век н.э., в эпоху гибели Рима. Идеалистическая суперсистема скоро опять станет господствующей, по мнению Питирима Сорокина.

Для П.Сорокина понятие господствующей суперсистемы - системы ценностей - является определяющим как для понимания жизни общества, так и для понимания мотивов поведения отдельного индивида. Всю сложную социальную динамику, взаимодействия социальных групп, процессы стратификации, социальной мобильности невозможно понять вне отнесения их к господствующим системам ценностей - суперсистемам.

Своеобразным развитием идей П.Сорокина является структурный функционализм американского исследователя Толкотта Парсонса (1902-1979). Для Парсонса важна, прежде всего, идея "социального порядка", стабильности всей сложной социальной системы. Любая социальная система, по мнению Парсонса, должна успешно справляться с выполнением четырех функций.

Первая функция - адаптационная. Любая социальная система должна обеспечить получение ресурсов извне и распределить их. Вторая функция - функция целедостижения. Система должна установить иерархию социальных целей и мобилизовать усилия для их достижения. Третья функция - функция интеграции, все отношения внутри системы должны координироваться. Четвертая функция - функция удержания ценностного образца. Необходимо, чтобы индивидуальная мотивация соответствовала целям общественной системы.

Выполнение этих функций связано с использованием "энергии действия ", основанной на природных желаниях и потребностях индивида, и с нормативным регулированием всех человеческих действий, введением в культурное русло хаоса человеческих поступков.

________________________________________________________________________________

но в целом можно сказать, что общество представляет собой определённую совокупность людей, проживающих на земле и находящихся в определённых связях и отношениях. Общество в философском осмысление предстаёт как целостная система. Что же понимают под целостной системой? Выделяют два основных вида систем: целостные и суммативные.

Суммативные системы – это малосвязанные системы (куча камней над дорогой, толпа прохожих людей) и т.д. Целостные системы – возникают тогда, когда между частями и элементами системы, возникают системообразующие связи, т.е. когда все части и элементы выполняют те или иные функции, направленные на сохранение данной целостности, поддержания её динамического равновесного состоянии. Причём, эти функции контролируются, управляются целостностью. Общество является целостной системой потому, что все его составные части и структурные подразделения выполняют функции, направленные на сохранение данной общественной целостности и эти функции контролируются и регулируются сложившейся целостной структурой.

Общество является сложной многосвязанной системой. В массовых действиях трудно оценивать общественные события только по отдельным связям. Оценивать приходится по определённой сумме связей, возникающих между людьми, по какому-то свойству. Суммарный эффект связей по какому-либо свойству в науке обозначают отношением.

Общественные отношения – это суммарный эффект определённых общественных связей по какому-либо общественному свойству. Например, отношения обмена товаров представляет собой эффект множества конкретных связей, в которые вступают конкретные люди на рынке, одни в качестве продавцов, другие в качестве покупателей. Происходит обмен товарами. Продавец даёт покупателю свой товар, покупатель отдаёт деньги, но деньги это тоже товар, который называют всеобщим эквивалентом. В качестве денег выступает такой товар, который обменивается на все другие товары. Таким товаром выступает золото.

Политическое отношение складывается из суммы таких политических взаимодействий и связей, которые возникают между отдельными депутатами, между парламентом и президентом и т.д. В обществе существуют различные виды отношений: экономические, политические, нравственные, религиозные, семейно-бытовые и др. Вся совокупность общественных отношений, присутствующих в обществе, образует общественную структуру.

Общественная структура включает в себя отношения, которые возникают между отдельными людьми, различными социальными группами, между различными общественными и политическими объединениями и организациями, между различными социальными общностями (родом, племенем, нацией, народностями), а также между отдельными сторонами общественной жизни. В структуре общества выделяют пять основных сфер жизни (рис.1): 1) экономическая сфера; 2) политическая сфера; 3) сфера социально-классовых отношений; 4) сфера семейно-бытовых отношений; 5)сфера духовной жизни.

 

 
 

 


 

Рис.1.Сферы жизнедеятельности общества.

 

Все сферы жизни находятся в постоянной взаимосвязи, носящей причинный и закономерный характер. Изменения в одной сфере, оказывают непосредственное воздействие на все другие сферы, но основу всех сфер жизни и общества в целом составляет сфера экономической жизни.*

Дополнительная информация:

Наверное, каждому ясно, что без развития материального производства общество существовать не может: оно погибнет, если не будут удовлетворяться жизненно необходимые потребности людей в пище, одежде, жилище, средствах передвижения и т.д. Поэтому любое современное общество придает развитию материального производства первостепенное значение. Именно на этой основе решаются проблемы повышения уровня жизни людей, что означает не только достаточное удовлетворение вышеуказанных потребностей, но также решение проблем здравоохранения, образования, быта и отдыха, социального обеспечения и развития духовной культуры. Материальное производство создает необходимые условия материального обеспечения функционирования социальной и духовной сфер жизни общества. Благодаря материальному производству развивается материальная база существования общества, решения его многочисленных проблем. Уже одно это указывает на его фундаментальную роль в общественном развитии, историческом процессе.

Однако дело не ограничивается этим. Материальное производство непосредственно обусловливает развитие социальной структуры общества, т.е. существование определенных классов, других социальных групп и слоев общества. Их наличие обусловлено общественным разделением труда, а также экономическими отношениями собственности на средства производства и распределения создаваемых в обществе материальных благ. Этим обусловлено деление людей на различные профессиональные и социальные группы, по видам деятельности, получаемым доходам и т.д.

Способ производства как прямо, так и косвенно, в том числе через существующую социальную структуру, обусловливает содержание и направленность происходящих в обществе политических процессов. Ведь их субъектами выступают те самые классы и другие социальные группы, которые существуют на базе данного способа производства. Политическими средствами они решают многие свои социально-экономические, собственно политические и идеологические проблемы.

Наконец, способ производства влияет на развитие духовной жизни общества как в плане ее материального обеспечения (строительство зданий библиотек, театров, филармоний, производство бумаги и создание полиграфической базы для выпуска книг, журналов, газет, радио, телевидения и т.д.), так и в том смысле, что существующие экономические отношения воздействуют определенным образом на развитие морали, науки, искусства, религии и других сторон духовной жизни общества.

Как видно, способ производства материальных благ воздействует (прямо или косвенно) на все стороны жизни общества. Исходя из этого, можно сказать, что, в конечном счете, общество развивается по объективным законам общественного производства. На развитие любого социально-политического и духовного явления оказывают влияние не только производственно-экономические, но многие другие объективные и субъективные обстоятельства.

________________________________________________________________________________

Каждая из сфер жизни изучается различными общественными науками. Сфера политической жизни – политологией; сфера экономической жизни – экономикой; сфера семейно-бытовых отношений различными учениями о семье, быте. Сфера духовной жизни изучается множеством частных наук – теорией живописи, литературой, культурологией и др. Все сферы жизни попадают в поле зрения науки социологии. История изучает целостное общество во взаимосвязи всех сфер, но в хронологическом порядке, в той последовательности, как совершаются исторические события во времени. Философия же рассматривает общество как целостную систему, с учётом общих закономерностей, по которым осуществляется общественное развитие. Философия изучает отдельные сферы жизни общества с точки зрения того, каким общим закономерностям подчиняются эти сферы жизни, какое влияние они оказывают друг на друга и какую роль играют в развитии целостного общества. В поле зрения философии попадают причины, вызывающие общественное саморазвитие, его движущие силы.