Принципы диалектики и её альтернативы
Философское учение о диалектике осуществляется в плане онтологическом и гносеологическом. Философское учение о диалектике в онтологическом плане иногда называют объективной диалектикой, в гносеологическом – субъективной диалектикой. Соответственно этому различают онтологические принципы диалектики и гносеологические принципы диалектики.
Онтологические принципы диалектики представляют собой положения, в которых отражаются общие свойства, общие связи и отношения, присущие явлениям объективного мира (живая, неживая природа, общество). Наличие таких свойств, связей и отношений выявляется в процессе экспериментальных и теоретических исследований, проводимых в различных областях науки. Каждый принцип диалектики предстаёт как результат обобщения данных, получаемых во всех специальных науках.
К числу исходных онтологических принципов диалектики относятся следующие:
1. Принцип всеобщей взаимосвязи явлений, сущность которого в том, что все вещи, явления в мире находятся во всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности, так, что не существует абсолютно изолированных тел; каждое тело взаимосвязано непосредственно или опосредованно с другими телами в мире. Взаимодействие и взаимообусловленность явлений в мире происходит по связям различной природы. Данные современной науки указывают на то, что всё многообразие существующих материальных систем различной природы на различных уровнях неживой и живой природы находится в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. Ни один материальный объект не является абсолютно изолированным, независящим от всего остального мира, но всегда находится во взаимной связи и взаимодействии с другими объектами. Они связаны, прежде всего, пространственными и временными отношениями, находятся на определённых расстояниях друг от друга, объёмы одних тел взаимосвязаны с объёмами других тел; разрушение, деградация одних объектов даёт начало, рождение другим. *
______________________________________________________________________
Дополнительная информация:
По современным наученным данным все доступные ныне человеческому исследованию структурные уровни Вселенной, начиная от субэлементарного и кончая таким крупномасштабным уровнем, как мини-вселенная, находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Изменения, происходящие с потоками элементарных частиц, накладывают отпечаток на ход эволюционных процессов крупномасштабных объектов Вселенной (звёзд, галактик). Всеобщая взаимосвязь представляется человеку во всей его практической деятельности. Например: все люди, проживающие в современных странах, взаимосвязаны между собой различными социальными связями: экономическими, политическими, семейно-бытовыми, духовными. Но как биологические существа, они находятся в постоянной связи с животным и растительным миром (употребляют пищу, изготовляют одежду и др.) биосферы.
Кроме того, люди как физические тела вступают во взаимодействие по связям физической природы (гравитационные, электрические, магнитные и др.) с землей, с различными объектами на земле, с Солнцем, с созвездием Весов и другими космическими объектами.
Во всеобщей взаимосвязи вещей проявляется их многокачественность. Одна и та же вещь может обладать качествами различной природы. Так, человек обладает качествами физической, биологической, психической, социальной природы. По этим связям он включается в системы различной природы. По связям социальным человек является элементом общества как целостной социальной системы. По связям биологическим он является элементом биосферы, по связям физическим он является составной частью земли и солнечной системы как физических систем.
____________________________________________________________________
2. Принцип развития: в движении и развитии находятся явления всех сфер действительности (живой, неживой природы, общества, процессов мышления).
Категорию «развитие»*
Дополнительная информация:
Развитие есть необратимое, закономерное и определенным образом направленное изменение материальных и идеальных объектов мира, приводящее к возникновению нового качества. Отметим главные отличительные признаки развития, которые определяют его сущность и отличают его от простого механического движения. Во-первых, это необратимое изменение, что означает, что в процессе развития становится невозможным возврат к уже пройденным состояниям. Так, например, качание маятника или функциональный ход часового механизма – это пример движения, а рост живых организмов и человека – пример развития. Через одно и то же состояние динамические системы проходят лишь однажды: невозможно обратное движение организма от старости к молодости. Отсюда, во-вторых, проистекает направленность развития, что означает, что в процессе развития постепенно накапливаются одинаковые изменения, совокупность которых определяет закономерность процесса развития. Поэтому, в-третьих, развитие есть цепь закономерных изменений, поскольку в основе процесса развития лежат не случайные события, но лишь те, которые проистекают из самой сути объекта и из типа его взаимодействий с окружающим миром, и носят необходимый и закономерный характер.
Все эти три отмеченные выше признаки развития подводят к четвертому существенному моменту процесса развития – к появлению нового качества, являющегося определенным итогом предшествующего процесса развития и исходным моментом последующего. Таким образом, процесс поступательного развития проходит все новые и новые ступени совершенствования и несет с собой все приобретенное ранее, обогащая его новым содержанием.
Именно в таком понимании идея развития получила свое законченное и систематизированное выражение в немецкой классической диалектике, основоположником которой стал Иммануил Кант. По мнению Канта, развитие – это не только изначальное и закономерное «состояние природы», но и важнейший принцип ее познания, который должен быть применен во всех частных науках. Кроме того, идея развития нашла яркое выражение в космогонической теории Канта, в которой обосновывается представление о Земле и всей Солнечной системе как о развивающихся во времени и выдвигается гипотеза о возникновении планет из первоначальной газопылевой туманности. Важную роль в развитии диалектики как логики и методологии научного познания сыграло учение Канта об антиномиях или о противоречиях нашего мышления. Он полагал, что попытки разума выйти за пределы чувственного опыта и познавать «вещи в себе» закономерно приводят к противоречиям и появлению двух противоположных суждений, отражающих с разных сторон объективный процесс развития внешнего мира.
____________________________________________________________________
следует отличать от категорий «движение», «прогресс». В соответствии с логикой, различения понятий следует проводить по содержанию, по объёму и по степени абстрагирования. По содержанию все три категории фиксируют изменение. В онтологическом плане содержание данных категорий оказывается однородным и различие их здесь возможно только по объёму и степени абстрагирования. По объёму предельно широкой категорей является «движение». Обобщённое определение этой категории было дано Ф. Энгельсом: «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутреннее присущий материи атрибут, обнимает собой всё происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением».
3. Принцип системности: каждый объект в мире представляет собой определённую систему взаимосвязанных частей и элементов, обладает определённой структурой и предстаёт как нечто единое.
Три рассмотренных онтологических принципа диалектики приемлемы как в философских школах объективного идеализма, так и в философии диалектико-материалистической. Однако в диалектико-материалистической философии принимается ещё один принцип.
4. Принцип материального единства мира: не существует сверхъестественных миров, существует только естественный материальный мир, все происходящие в мире явления и процессы, какими бы диковинными они не казались, представляют собой проявления свойств того или иного вида материи.
Гносеологические принципы диалектики являются, в определённом смысле, отражением онтологических принципов и служат общими исходными положениями в процессах познания. Соответственно выделяются следующие основные гносеологические принципы диалектики.
1. Принцип конкретного и всестороннего рассмотрения вещей и явлений. Конкретность предполагает рассмотрение вещей и явлений такими, какими они объективно предстают в определённых условиях среды, с присущими им связями и отношениями. Всесторонность рассмотрения – это требование учёта и выявления существующих конкретных связей, взаимодействий и отношений исследуемого объекта. Это требование в своё время В. И. Ленин выразил следующим образом: «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигаем этого полностью, но требование всесторонности предостережёт нас от ошибок и от омертвения ».
2. Принцип историзма. Этот принцип, по существу, является отражением онтологического принципа развития, имеет методологическое значение, кратко сущность принципа заключено в следующем положении: «Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь».
3. Принцип системности. Гносеологический принцип системности выражает требование рассматривать любой объект, любое явление, любой процесс как систему, с учётом составляющих её компонентов и определённой структурной организации. *
______________________________________________________________________________________________________________
Дополнительная информация:
Из данного принципа системности вытекают определённые методологические правила исследования явлений:
а) Вычленение элементов и частей в системе, в соответствии с их объективной относительной самостоятельностью, и установление её структурных уровней. Вычленение можно производить по определённым критериям: по их пространственно-временной индивидуализации, по их функциональному назначению, по природе их связей и качественной принадлежности к определённому классу явлений.
б) Выяснение внешних отношений объектов как проявление их внутренней структуры в структуре более широкого порядка.
в) Описание частей с учётом их места в целом, выявление различных свойств и характеристик частей и элементов в зависимости от уровня расположения их в целом и взаимосвязи со средой.
г) Выявление взаимозависимости и взаимообусловленности части и целого.
д)Выявление противоположных тенденций, противоречий во взаимоотношении частей целого, внутреннего и внешнего.
е) Выяснение специфики процессов, координации и обмена и их роли по отношению к структуре и функции, а также взаимосвязи структуры и функции.
ж) Установление законов взаимосвязи внутренних и внешних отношений.
____________________________________________________________________
4. Принцип объективности. Выражает требование не привносить в исследуемое явление того, чего в нем нет и быть не может. Содержание знаний должно быть объективным, оно должно отражать те свойства, процессы, принципы, закономерности, которые присущи исследуемому объекту, т.е. не выдавать желаемое за действительное.
Онтологические и гносеологические принципы диалектики являются общими исходными положениями к исследованию систем любой природы и любой сложности. Они дают исследователю правильную ориентацию как при предварительном начальном рассмотрении объектов – систем и их свойств, так и при составлении общей картины происходящих в системе процессов и выявлении тенденций внутренних изменений.
Принципам диалектики альтернативами являются: софистика, эклектика, догматизм, субъективизм. Так, диалектическому принципу конкретного и всестороннего рассмотрения вещей и явлений противостоят такие метафизические приёмы, как софистика и эклектика.
Софистика.Софисты (от греч. sophists – мастер, художник) – так называли древнегреческих философов, выступавших в роли профессиональных учителей «мудрости» и «красноречия». Софистика – сознательное применение в споре или доказательствах неправильных доводов, софизмов, то есть всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью.
В целом, для софистики характерен односторонний подход. Основными приёмами софистики являются: вырывание событий из их всеобщей взаимосвязи и выделение какой-либо отдельной связи, одной стороны, момента; абсолютизация отдельной выделенной связи, стороны, момента; подмена главного второстепенным, существенного несущественным; применение закономерностей одной группы явлений к явлениям другой, которым данные закономерности не присущи; подменой одних посылок другими в логических силлогизмах.*
Дополнительная информация:
Примером софистического приёма может являться такой вопрос: что появилось раньше – яйцо или курица?
Софизм заключен уже в самом вопросе, в котором заостряется внимание только на внутренней связи между курицей и яйцом и игнорируется всеобщая взаимосвязь всех видов птиц в генетическом плане (без учёта эволюции мира).
Курица, как вид птицы домашней, появилась в результате эволюции от других видов, с появлением такого способа размножения как яйцо.
Примером могут служить древние софизмы.
1. Знаешь ли ты этого покрытого человека?
- Нет.
- Но это твой отец. Значит, ты не знаешь своего отца (софизм «покрытый»).
2. То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Значит, ты имеешь рога.
3. Кто учит кого-нибудь, тот хочет, чтобы ученик его стал мудрым и перестал быть невеждою. Он, значит, хочет, чтобы ученик его стал тем, что он не есть и перестал быть тем, что он есть теперь. Следовательно, он хочет его привести из бытия в небытие, то есть уничтожить.
____________________________________________________________________
Эклектика. Эклектика - от греческого eklego – выбираю. Эклектика представляет собой механическое соединение различных сторон и свойств предмета или явления. Внешне эклектика выглядит как стремление к многостороннему охвату предмета. Однако на деле это механическое соединение в одно несовместимых признаков. В философии эклектика проявляется как беспринципное смешение различных, зачастую противоположных точек зрения, философских взглядов, теоретических посылок, политических оценок и тому подобное. Основным методологическим пороком эклектики является неумение выделить из суммы связей и явлений объективного мира главные связи предмета в их конкретно-исторической обусловленности. При этом произвольный набор несовместимых признаков даёт эклектическую смесь, что в области практической деятельности ведёт к ошибкам и просчётам.
Диалектическим принципам развития историзма противостоят и такие метафизические методы мышления, как догматизм, скептицизм и субъктивизм.
Догматизм. Догматизм, от греческого слова dogma – мнение, которое применялось в античной философии. В современном понимании догматизм представляет собой такой способ метафизического мышления, при котором игнорируется принцип творческого развития и конкретности истины. Догматическое мышление оперирует абсолютными истинами, неизменными стереотипами; игнорируется относительность истины и диалектика абсолютной и относительной истины в познании. Такое мышление полагает, что те или иные сформулированные закономерности являются истинными везде и всегда, независимо от конкретных исторических условий и новых данных практики науки.
Субъективизм.Субъективный – зависящий от сознания и воли субъекта. Субъективизм в познании – это привнесение в исследуемый объект того, чего в нём нет и быть не может в данных условиях и в данный период времени; это принятие желаемого за действительное.
Субъективизм весьма часто проявляется в различных идеологических концепциях. Применение субъективистских концепций на практике приводит к волюнтаристическим действиям. Воля – это сознательная целеустремлённость человека на выполнение тех или иных действий. В социально – политической теории и практике волюнтаризм означает отрицание научно обоснованной общественной деятельности, опирающееся на познание объективных законов и сведение этой деятельности к субъективному произволу политических вождей.
В философии субъективизм проявляется во взгляде на сознание как на первично данное, всё остальное представляется формой, содержанием или результатом творчества сознания. Это характерно для такой разновидности философского направления, как субъективный идеализм.
Скептицизм.Происходит от греческого слова skeptikos – рассматривающий, исследующий, критикующий. Скептик – сомневающийся человек, подвергающий всё сомнению. В философии скептицизм предстаёт как концепция, выдвигающая сомнение в качестве принципа мышления, но при этом, подмечая относительность наших знаний, доходит до крайности в вопросе о познаваемости, подвергает сомнению вообще возможность познания мира. Последовательный скептицизм, доходящий до такой крайности, становится одной из форм агностицизма, отрицающей познаваемость мира.*
______________________________________________________________________________________________________________
Дополнительная информация:
Скептицизм возник в античности. Он основательно проявился в учениях Пиррона, Секста Эмпирика и др. Продолжая традиции софистов, античные скептики указывали на относительность человеческого познания в зависимости от различных условий. Фактически, античные скептики проповедовали воздержание от суждений для достижения духовного спокойствия и счастья, которое, по их мнению, и есть цель философии. Древнегреческий философ Пиррон (365 – 275 гг. до н.э.) отмечал, например: «Возможно, что вещи обладают и такими качествами, о которых мы не знаем из-за отсутствия у нас соответствующего органа ощущения.…Если же чувства не могут воспринять внешнего мира, то и мышление не может рассуждать о нём должным образом, а потому нам более подобает воздержаться от суждений о внешнем мире».
____________________________________________________________________
Скептицизм сыграл важную роль в опровержении догматизма средневековой религиозной философии. В то же время он привёл к агностицизму Д. Юма и И. Канта. С появлением теории относительности А. Эйнштейна скептицизм привёл к релятивизму, утверждающему, что поскольку наши знания относительны, то они не истинны.
В современном понимании скептицизм представляется как антидиалектическая концепция, отрицающая познаваемость мира.
Наряду с метафизическими приёмами и методами мышления, противостоящими диалектическим принципам, существует также ряд факторов, препятствующих процессам диалектического познания мира. К их числу относятся заблуждение, ложь, иллюзия, консерватизм и инертность.