Тема 7. Диалектика как теория развития

Список дополнительной литературы

Список основной литературы

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.- М.: ПБОЮЛ, 2002.

2. Кохановский В.П. Философия: Учебник.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

3. Радугин А.А. Философия: курс лекций.- М.: Центр, 2002.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарики, 2003.

5. Философия: Учебное пособие. - М.: Издательство РДЛ, 2002.

 

6.Гадамер Х.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. - М.: Прогресс, 1988.

7.Канке В.А. Этика. Техника. Символ. Обнинск, 1996.

8. Кун Т. Структура научных революций. 2-е изд.- Прогресс, 1974.

9. Кохановский В.П. Философия и методология науки.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

10.Пржиленская И.Б. Техника и общество.- Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 1999.

11.Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Контакт-Альфа, 1995.

12.Сартр Ж.-П. Проблемы метода.- М.: Прогресс, 1994.

13.Философия: Учебник/ Под редакцией В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Русское слово, 1997.

14.Шпенглер О. Человек и техника// Культурология. XXвек. Антология. - М.:Юрист,1999.

 

При изучении материала этой темы вы должны уяснить: понятие диалектического методы мышления, основные онтологические и гносеологические принципы диалектики, способы и приемы, альтернативные диалектике, сущность основных законов диалектики и парных соотносительных категорий, а также сущность детерминизма и индетерминизма, динамических и статистических закономерностей, характер научной, философской и религиозной картины мира. Необходимо обратить внимание на следующее:

1.Диалектика как учение и способ мышления прошла длительный путь развития в истории философской мысли.

2.Историческими формами диалектики являются: наивная античная диалектика, идеалистическая диалектика классической немецкой философии, материалистическая диалектика К. Маркса и Ф. Энгельса.

3.Структура философского учения о диалектике включает в себя три составные части: основные исходные принципы диалектики, законы диалектики, закономерности диалектики, выраженные соотносительными парными категориями.

4.Центральным законом диалектики является закон единства и борьбы противоположностей, который раскрывает причины и источники самодвижения, саморазвития.

5.Альтернативами диалектики и её принципов выступают антидиалектические способы и приёмы мышления – софистика, эклектика, догматизм, субъективизм, метафизика.

6. По форме проявления законы подразделяются на динамические (обязательные) и статистические (вероятностные).

7.Религиозную картину мира следует рассматривать в рамках существующих трёх основных мировых религий (христианство, ислам, буддизм), с которыми связана религиозная философия. На основе научной картины мира формируются представления в диалектико-материалистической философии.

 

Лекция 7.1

Диалектика как теория развития

 

7.1.1.Понятие, сущность и структура диалектики

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии прошла длительный путь развития в истории философской мысли.

Понимание диалектики (от греч. искусство вести спор, рассуждать) в истории философской мысли приобретало многообразные значения, и сам этот термин употреблялся в различных формах. Диалектику как форму ведения диалога и искусство творческого спора активно развивал Сократ, употребивший впервые и сам этот термин. Но еще раньше, в учении Гераклита, диалектика понималась как умение «схватывать противоречия», наблюдать и фиксировать противоречия в их единстве. Гераклит считал, что все существующее в мире постоянно изменяется, все проходит через борьбу и переходит в свою противоположность. Ученик Сократа Платон представил диалектику как систему понятий, путь движения мысли от многообразных конкретных материальных предметов ко всеобщим понятиям – идеям, выражающим, по его мнению, истинно сущее бытие. Платон излагал диалектику как искусство полемики, считая, что противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению.

Системное изложение диалектики предпринял Аристотель, который обобщил опыт познания своего времени и выдвинул ряд плодотворных диалектических идей. Диалектику Аристотель понимал как логику познания, и открытые им формы и закономерности мышления стали методами всякого исследования на многие века вперед. Аристотель исследовал формальную структуру языка и формы умозаключений, создав в результате этого первую научную логику. В созданной им логике Аристотель видел орудие или инструмент всякого познания; эта логика анализирует полученное знание, одновременно определяя пути достижения нового знания.

Диалектика как искусство спора развивалась и в средние века. Вершиной средневековой диалектики стали труды Пьера Абеляра. Свою главную книгу «Да и Нет» он построил по античному образцу, как систему вопросов, задаваемых учителем, и ответов на эти вопросы учеников. Учитель в ходе беседы подводил учеников к заведомо неверному выводу, а затем неотразимым доводом опровергал их рассуждения. Средневековые мыслители Дунс Скот и Уильям Оккам развивали диалектику как искусство диалога, средство ораторского мастерства и способа опровержения доводов противоположной стороны. Накопленная в веках культура диалектической полемики приводила философов к пониманию того, что выявление противоположных точек зрения должно иметь своей целью не уничтожение оппонента, а стремление в ходе разрешения противоречия найти правильный и наиболее обоснованный подход к получению ответов на сложные мировоззренческие вопросы.

Наиболее полно и глубоко диалектика как система познания законов Природы и человеческого мышления была разработана в трудах классиков немецкой философии – Канта, Шеллинга, Фихте и Гегеля. Идея развития приобретает у них характер основного закона Бытия и всеобщего принципа познания. Все формы и виды бытия подвержены изменениям. В мире нет ничего окончательно завершенного: все находится в движении на пути к новому состоянию. Результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия является универсальная категория диалектики – категория развития. Изменчивость всего сущего есть объективный закон мироздания, которое одновременно и динамично и стабильно. Все в мире находится в движении и изменении, а развитие характеризует качественное состояние этих изменений.

Ряд ценных диалектических идей были сформулированы в философских учениях Фихте (диалектика мышления субъекта) и Шеллинга (диалектическое понимание природных процессов). Однако вершиной немецкой диалектики явилась философская система Гегеля, который разработал диалектику в ее законченной и систематизированной форме – от чисто логических категорий мышления до диалектики конкретного исторического процесса. В своей «Науке логики» Гегель дал анализ важнейших законов, принципов и категорий диалектики, обосновав положение о единстве диалектики, логики и теории познания. Вместе с тем Гегель показал ограниченность старой формальной логики, которая рассматривала формы мышления в их неподвижности, вне их взаимосвязи друг с другом. Он подчеркивал, что невозможно понять предмет, не уяснив для себя весь предшествующий путь его развития, а, следовательно, надо изучать не «голый результат», а результат всего становления предмета в его динамике.

Марксистская философия в Европе уделила особое внимание разработке диалектического метода и его соединению с конкретной социальной практикой. Развивая идеи классиков немецкой философии, К. Маркс и Ф. Энгельс предприняли попытку синтеза диалектики и материализма, выдвинув свое диалектико-материалистическое учение, основанное на чувственно-материальной деятельности людей, на общественной практике и новых научных достижениях. При этом диалектика была применена ими к анализу экономической сферы жизни общества, способа производства, политической деятельности и практики революционной борьбы.

В современной западной философии диалектическое учение представлено в ряде различных философских направлений и школ: экзистенциальная диалектика (А. Камю и Ж.-П. Сартр), герменевтическая диалектика (Х. Г. Гадамер), «негативная» диалектика (Г. Маркузе, Ю. Хабермас) и др.

Так, с древнейших времен и до наших дней диалектика понималась как исходный принцип развития всего существующего и универсальный метод познания природы, общества и человеческого мышления.

В современной интерпретации можно дать следующее определение диалектики: диалектика– это такой метод мышления, при котором все вещи, явления рассматриваются во всеобщей связи и развитии, с учётом противоречий, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания старого состояния новым, с преемственной связью.

Диалектика как система знаний обусловлена структурой ее объективно существующего предмета – реального природного мира и человеческого общества. Это означает, что диалектика как развивающаяся система знаний строится в строгом соответствии с системой всеобщих законов развития объективного мира.

Основные структурные элементы диалектики – это принципы, законы и категории. Они отражают наиболее общие и существенные свойства, связи и отношения реальной действительности на основе познания и общественной практики людей.*

Дополнительная информация:

Законы и категории диалектики, будучи отражением реального мира в сознании человека, имеют объективный характер, то есть не являются просто плодом выдумки или фантазии человека, а выражают всеобщие закономерности развития природы и общества. В то же время принципы, законы и категории диалектики субъективны в том смысле, что они представляют собой своеобразные ступени выделения человека из природы, то есть ступени познания им реального мира. Так, категории диалектики, с одной стороны, характеризуют всеобщие свойства реальных предметов, а с другой – являются логическими формами познания, в которых фиксируется знание о данных предметах. Их субъективный характер выражается также и в том, что они являются абстракциями, отвлеченными от конкретной действительности и служат для общего обозначения бесконечной массы предметов и явлений внешнего мира и сферы человеческой деятельности.

Связь и взаимодействие категорий диалектики выражается через законы диалектики, которые вскрывают источник, механизм и направленность развития. В то же время и сами законы выражают себя через категории, которые отражают различные стороны единого и многообразного процесса развития. Важную роль в диалектике играет понятие принципа, который представляет собой начало или основу всякого познания, фундаментальное теоретическое положение, отражающее наиболее существенные характеристики реальной действительности и одновременно являющееся способом или методом ее познания. Он выражается через посредство тех или иных понятий и законов разной степени общности, взятых в их связи и представляющих собой систему определенных исходных правил и условий познания. Таким образом, все элементы диалектики тесно взаимосвязаны и представляют собой целостную систему, в которой ни один из составляющих элементов нельзя рассматривать в отрыве от других.

____________________________________________________________________

Будучи единой динамической системой и обладая устойчивой структурой, диалектика имеет ряд основных функций, среди которых наиболее важными являются:онтологическая, гносеологическая, логическая, методологическая, мировоззренческая, праксиологическая.*

Дополнительная информация:

Онтологическая функция нацеливает диалектику преимущественно на выявление и изучение реальных законов развития природы и общественного бытия в их всеобщих и объективных характеристиках.

Гносеологическая (познавательная) функция занимается изучением познавательного процесса и способов постижения человеком окружающего его мира. Здесь основной упор делается не на развитии самих материальных объектов, а на процесс их познания.

Логическая функция занимается изучением всеобщих форм мышления как принципов, законов и категорий во взаимосвязи с реальным развитием объективной действительности.

Методологическая функция разрабатывает на основе всеобщих законов действительности систему универсальных принципов, норм и предписаний, направляющих познавательную и практическую деятельность людей.

Мировоззренческая функция способствует нравственно-эстетической и социальной ориентации субъекта в окружающем его мире. Диалектическое учение помогает человеку определить свое место в обществе, выработав жизненную позицию, и развить свое мышление.

Праксиологическая (социально-преобразующая) функция служит не только способом объяснения мира, но и принимает определенное «участие» в его преобразовании.

____________________________________________________________________