Тема 6. Методы и формы научного познания

Растения в биотехнологии

Водный папоротник азолла ценится как органическое азотное удобрение, так как растет в тесном симбиозе с сине-зеленой водорослью анабена. Азолла быстро размножается простым делением: часть листьев отделяется от материнского растения и начинает самостоятельную жизнь. При благоприятных условиях способна удваивать свою биомассу каждые трое суток.

Представители семейства рясковых (Lemnaceae) - самые мелкие и простые по строению цветковые растения, величина которых редко превышает 1 см. Цветут крайне редко. Рясковые - свободноживущие водные плавающие растения.

Рясковые (Lemna minor, L. trisulca, Wolfia, Spirodela polyrhiza) служат кормом для животных, для уток и других водоплавающих птиц, рыб, ондатры.

Рясковые содержат много протеина (до 45% от сухой массы). 45% углеводов, 5% жиров и остальное - клетчатка и т.д. Они высоко продуктивны, неприхотливы в культуре, хорошо очищают воду и обогащают её кислородом. Это делает рясковые ценным объектом для морфогенетических, физиологических и биохимических исследований.

 

 

При изучении материала этой темы вы должны уяснить, какова структура научного познания, понятия метода, какая существует классификация методов научного познания, как осуществляется становление научной теории, а также различные этапы роста научного знания, основные типы научной рациональности, связь науки и техники. Необходимо обратить внимание на следующее:

1.Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования, свои методы и свою систему знаний.

2.Человеческое мышление представляет собой сложный познавательный процесс, включающий в себя использование множества взаимосвязанных групп методов и форм познания.

3.Методы научного познания можно подразделить на три группы: специальные, общенаучные и всеобщие (универсальные).

4.Главными моментами становления научной теории являются анализ, индукция, обобщение, идеализация, установление субординационных и координационных связей.

5. Развитие знания представляет собой сложный диалектический процесс, который можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки к неклассической и далее к постнеклассической и т.п., от незнания к знанию, от неглубокого, неполного к более глубокому и совершенному знанию.

6. Техника в отличие от природы не является естественным образованием, она создается человеком, поэтому технику можно рассматривать как совокупность артефактов (лат. «артефактум» - искусственно сделанный).

7.В оценке феномена техники существует множество подходов среди которых выделяют натуралистический,естественнонаучный, рациональный и волевая интерпретация техники.