Особенности первоначального накопления капитала в Англии.

ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Первоначальное накопление капитала и его последствия.

Первоначальное накопление капитала – процесс отделения непосредственного производителя от средств производства. Этот процесс не являлся результатом трудолюбия и бережливости одних людей и нерадивости других. Первоначальное накопление капитала осуществлялось методами жестокого насилия над ремесленниками и крестьянами. В результате первоначального накопления капитала образовалась масса неимущих людей, юридически свободных, но лишенных средств существования и средств производства и поэтому вынужденных продавать свою рабочую силу.

Методы осуществления первоначального накопления капитала.

Первоначальное накопление капитала осуществлялось следующими методами?

- насильственное отделение работников от средств производства;

- изгнание крестьян с земли;

- превращение общинных земель в частную собственность;

- ограбление колоний, неэквивалентный обмен с колониями, превращение рабов в бесплатную рабочую силу;

- открытие золотых и серебряных приисков в Америке;

- завоевание и разграбление Ост-Индии.

Источники первоначального накопления капитала.

Источниками накопления капитала были следующие:

- ограбление колоний, вывоз оттуда золота и серебра;

- работорговля;

- пиратство;

- развитие пищевой промышленности (в Голландии);

- ссуды государству под высокие проценты (в Англии, Франции);

- протекционистские меры правительства (в Англии);

4.Главные направления приложения капитала.

Главными направлениями приложения капитала были внешняя торговля и морские перевозки (в Голландии). В Англии развитие мануфактурного строительства. Во Франции ростовщичество и откупные платежи.

Причины потери Голландией своего торгового первенства.

В конце ХУП Голландия стала терять свое торговое первенство по сравнению с Англией, которая превосходила ее в промышленном производстве, так как вкладывала свои капиталы в развитие промышленности, а не в сферу обращения. Принятием в 1651 г. «Навигационного акта» Англия устранила самого сильного своего конкурента в судоходстве – Голландию. В соответствии с «навигационным актом» внешнеторговые перевозки могли совершаться лишь на кораблях Англии или на кораблях стран импортеров.

Особенности первоначального накопления капитала в Англии.

Англия являлась классической страной первоначального накопления капитала. Именно в этой стране, одной из первых в мире ставшей на путь развития рыночной экономики, имели место все классические методы, способы и источники первоначального накопления капитала. К которым относятся:

- экспроприация непосредственных производителей;

- неэквивалентный обмен с колониями, вывоз оттуда золота и серебра;

- работорговля;

- пиратство;

- ростовщичество;

- разграбление церковного имущества;

- внутренняя и внешняя торговля и морские перевозки.

 

7. Промышленный переворот – скачок в развитии производительных сил, заключающийся в переходе от мануфактурного производства, основанного на использовании ручного труда, к фабричному, основанному на машинной технике.Промышленный переворот – это мировой процесс, который характеризовался общими закономерностями и одновременно имел свои особенности в отдельных странах. Первой страной промышленного переворота является Англия. Благоприятными для этого были природно-экономические условия: богатые запасы железной руды и угля, наличие шерсти для производства сукна, водные коммуникации, а также внешнеэкономические условия, в частности беспрерывные войны на европейском континенте предъявляли спрос на английские товары (военную одежду, обувь, оружие, боеприпасы и т.п.)

Появление в английской промышленности первых машин связано с развитием хлопчатобумажной промышленности, которая работала на колониальном сырье и имела устойчивый широкий рынок сбыта. Были изобретены ткацкий челнок, механическая прялка, мюль-машина для тонкого прядения, механический ткацкий станок. Завершение промышленного переворота в Англии ознаменовано становлением машиностроительной промышленности (в первой половине Х1Х в.).

Производство хлопчатобумажных тканей также было сравнительно новой в Англии отраслью и именно поэтому менее скованной ограничительным законодательством, цеховыми правилами и традициями, препятствующими техническому прогрессу.Целенаправленные попытки изобретения экономящих труд механизмов начались в 30-х и активизировались в 60-х – 80-х гг. 18 века. При этом асинхронные усовершенствования в технологии прядения и ткачества взаимно стимулировали друг друга. Поначалу механизация производства хлопковой пряжи развивалась опережающим темпом. Уже в 1770-х гг. появление тяжелой, дорогостоящей, но высокопроизводительной механической прялки Аркрайта, работавшей от водяного привода, прямо повело к созданию хлопчатобумажных фабрик (как правило, в сельской местности). К концу столетия ее стала вытеснять прядильная машина Кромптона, дававшая пряжу лучшего качества и приспособленная ок. 1790г. к работе от парового двигателя. Оба типа машин позволили широко применять более дешевый детский и женский труд, при этом последняя стимулировала строительство крупных фабрик (и концентрацию рабочей силы) в городах, где уголь для паровых машин был дешевле.В Манчестере, имевшем 2 хлопкопрядильные фабрики в 1782г., их число в следующие двадцать лет дошло до 52. Механизация хлопкоткацкого производства продвигалась медленнее (хотя первый станок с паровым приводом был запатентован еще в 1785г.) и лишь в 1820-х гг. стала в больших масштабах вытеснять ручной труд.

Технические инновации вызвали стремительный рост спроса на хлопок-сырец и его импорта. Составлявший менее 500т. в год в начале столетия, он вырос до 2500т к 1770г (накануне главных нововведений) и до 25000т к 1800г. Хлопок ввозился главным образом из Индии и стран Ближнего Востока, где рост производства не поспевал за растущим английским спросом. Рост импорта с островов Карибского моря и юга США сдерживался высокой себестоимостью отделения семян от фибры коротковолокнистых американских сортов (даже с применением рабского труда), пока американцы не механизировали этот процесс в конце столетия. Вскоре после этого США стали главным поставщиком сырья ведущей к тому времени отрасли британской промышленности. В 1860г. Британия импортировала уже более 500 тыс. тонн хлопка-сырца. Рост объема и снижение себестоимости производства в результате вышеназванных и многих других усовершенствований, затронувших все его этапы, вскоре привели к бурному росту экспорта пряжи и хлопчатобумажных тканей: к 1803г. их вывоз по стоимости превысил вывоз шерстяных тканей, на экспорт шло уже до половины или более всей производимой продукции.

Технический прогресс в хлопчатобумажном производстве, черной металлургии и появление паровых машин составили ядро процесса ранней индустриализации в Великобритании, но это были не единственные затронутые переменами отрасли. Причем далеко не все перемены требовали применения механической энергии. Как раз в то время когда Уатт совершенствовал свой двигатель, другой шотландец, Адам Смит, приводил свой знаменитый пример с фабричным производством булавок в «Благосостоянии наций»: там огромное повышение производительности достигалось исключительно специализацией и разделением труда. В ряде отношений этот пример символичен для многих отраслей, производивших потребительские товары – от горшков и сковород до часовых механизмов.

Представительным примером является керамическая промышленность, развитие которой стимулировалось появлением массового спроса на отечественный фарфор и фаянс, в свою очередь связанного с ростом популярности чая и кофе и благосостояния средних классов. Сотни мелких мастерских, концентрировавшихся (вследствие удорожания древесного угля) в районах каменноугольной добычи, добивались увеличения производительности главным образом через развитое разделение труда.

Значительный рост и диверсификацию переживала также химическая промышленность (например, коммерческое производство серной кислоты, соединений хлора, щелочей). Хотя некоторыми своими достижениями отрасль обязана открытиям ученых-химиков (особенно француза А. Лавуазье и его школы), в большей степени они стали результатом эмпирических поисков пытавшихся преодолеть нехватку сырья английских производителей мыла, бумаги, красителей, посуды и текстиля, у которых в свою очередь учились химики. Такая ситуация вообще характерна для взаимоотношений науки и производства в 18 столетии.

Добыча угля, рост которой стимулировался нехваткой древесного топлива, в свою очередь стимулировала не одно только изобретение паровой машины. Побочными продуктами коксования были угольный деготь и угольный газ; последним уже в 1812г. освещались улицы Лондона. Первые железные дороги и паровозы также появились на каменноугольных копях или вблизи них. Ко времени появления первых локомотивов сотни миль рельсовых путей уже использовались для облегчения транспортировки угольных вагонеток в шахтных туннелях и на поверхности. С начала 19 столетия их иногда стали приводить в движение стационарными паровыми машинами и тросами. С постройки таких машин начинал и изобретатель-самоучка Дж. Стефенсон, конструктор первого вполне рабочего паровоза «Ракета». Первый из его локомотивов открыл движение на небольшой «угольной» ветке в 1825г., а в 1830г. открылась обычно считающаяся первой в мире железной дорогой общего назначения линия Ливерпуль – Манчестер.

 

Таким образом, социально-экономические последствия промышленного переворота сводятся к следующему:

- полному господству буржуазии в экономике;

- резкому повышению удельного веса городского населения;

- возникновению новых городов и промышленных центров;

- увеличению удельного веса занятых в промышленности;

- росту интенсивности труда;

- широкому привлечению неквалифицированных рабочих и замены труда мужчин более дешевым трудом женщин и детей;

- низкий уровнем заработной платы.