Высказывания Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского
Цитаты из статей Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского
Н.И. Пирогов был одним из самых образованных людей своего времени, который был не только знаком с трудами европейских ученых в области медицины, педагогики, но дважды в течение своей жизни имел возможность, в течение длительного времени, на практике изучить устройство образовательных систем в большинстве европейских стран. Военный опыт полевого врача и опыт знакомства с устройством образования в европейских странах послужили основанием к тому, что вся его последующая деятельность стала деятельностью Учителя.
До конца своих дней вся его жизнь была направлена на решение проблем общественного образования, устройство которого, по мнению Н.И.Пирогова, должно было бы соединить в себе на паритетных началах принципы организации религиозного, художественного и научного воспитания, на основе которых может составиться единое воспитательно-образовательное пространство, в котором «все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми, ... на основе чего земное бытие человечества исполнится делами, перед которыми потомство преклонится с благоговением».
Еще в 1856 году в своей первой педагогической статье Пирогов излагает принципы реорганизации системы образования: «Воспитание наше, вообще однообразное, начинается и оканчивается для большей части из нас в одни и те же периоды жизни... От этого сбивчивость, разлад и произвол... Не в этом, однако же, еще главная беда... Но вот главная беда. Самые существенные основы нашего воспитания находятся в совершенном разладе с направлением, которому следует общество. Вспомним еще раз, что мы христиане, и, следовательно, главной основой нашего воспитания служит и должно служить Откровение. Все мы с нашего детства не напрасно же ознакомлены с мыслью о загробной жизни, все мы не напрасно же должны считать настоящее приуготовлением к будущему.
Вникая же в существующее направление нашего общества, мы не находим в его действиях ни малейшего следа этой мысли. Во всех обнаруживаниях по крайней мере жизни практической и даже отчасти и умственной мы находим резко выраженное, материальное, почти торговое стремление, основанием которому служит идея о счастье и наслаждениях в жизни здешней».
Н.И. Пирогов, вслед за М.В.Ломоносовым, придавал большое значение воспитанию внутреннего в человеке и потому убеждал в той же статье: «Не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку; наружный успеет еще действовать; он, выходя позже, но управляемый внутренним, буде, может быть, не так ловок, не так сговорчив и уклончив, как воспитанники реальных (читай – общеобразовательных) школ; но зато на него можно будет вернее положиться; он не за свое не возьмется.
Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы; а главное, у вас будут люди и граждане.».
Другое положение Н.И. Пирогова, которое отвечает самым современнейшим подходам к пониманию природы ребенка и основам современных педагогических воздействий в статье «Быть и казаться»: «...мы – взрослые – нарушаем беспрепятственно гармонию детского мира. Мы, насильственно врываясь в него, переносим ребенка, на каждом шагу, к себе, в наш свет. Мы спешим ему внушить наши взгляды, наши понятия, наши сведения, приобретенные вековыми усилиями уже зрелого человека. Мы от души восхищаемся нашими успехами, полагая, что ребенок нас понимает, и сами не хотим понять, что он понимает нас по-своему. Мы не хотим «ни умалиться», «ни обратиться и быть как дети» и между тем быть их наставниками и даже считаем себя вправе пользоваться званием наставника, не исполнив этого первого и самого главного условия.Кто же виноват, что мы так рано замечаем у наших детей несомненные признаки двойственности души? Не мы ли сами немилосердно двоим ее?»
В статье Н.И.Пирогова «Школа и жизнь» были сформированы принципы необходимых изменений школы и системы образования: «Мы привыкли видеть, что воспитание и учение идут сами по себе, а жизнь идет своим чередом, сама по себе. Мы привыкли думать, что требования школы не сходятся с требованиями жизни... Детская жизнь, по нашим понятиям, - это еще так что-то такое вроде предисловия... С ней, мы думаем, нет еще надобности много церемониться; ее можно, мы полагаем, и сжать, и расширить как нам угодно; ее можно влить в какую угодно форму и из нее вылепить, что нам - взрослым и истинно живущим – заблагорассудится... Но школа начинает понимать, что она без жизни и вне жизни – нелепость, а жизнь видит, что она без школы не может ни одного шага сделать вперед, идти же назад ей запрещено предвечным законом. Наконец, все мыслящие начинают убеждаться, что школа и жизнь есть одно нераздельное целое, что жизнь школьника есть такая же самостоятельная, подчиненная своим законам жизнь, как и жизнь взрослых учителей... Поэтому и общество, удерживающее за собой монополию воспитания, и отцы, воспитывающие своих детей с прикладной целью, не могут быть оправданы пред судом совести, если они начинают направлять воспитание к своим прикладным целям с колыбели детей. Тогда и общество, и отцы не мирят, а ссорят школу с жизнью. Тогда одностороннее, искусственное воспитание, с его временными и прикладными целями, получаемое в школе, рано или поздно вступит в разлад с жизнью....
Надобно достигнуть того, чтобы здравый смысл изменил самый язык. И когда будем говорить и мыслить о воспитании, то нужно, чтобы высшие понятия, присущие словам учение, образ и свет, заменили материальное представление питания, приличного телу, а не духу.»
Еще одно высказывание Н.И.Пирогова, которое читается как самая современная оценка проблем школы в начале ХХI: «Теперь, слава богу, люди приходят все более и более к тому убеждению, что церковь, школа и государство нераздельны с жизнью народов. Но, прежде, нежели человечество окончательно сольет в своих понятиях школу с жизнью и сделает одну немыслимой без другой, школе придется испытать еще много треволнений и превращений.