Электромагнитный момент асинхронной машины

Электромагнитный момент возникает при наличии магнитного поля, создаваемого обмоткой статора, и тока в обмотке ротора. Можно показать, что электромагнитный момент определяется соотношением:

М=СФI2cosψ2.

Здесь: – конструктивный коэффициент;
ω0 = 2 π f / p – скорость вращения магнитного поля;
ψ2 – сдвиг по фазе между ЭДС и током ротора;
I2 cos ψ2– активная составляющая тока ротора.

Таким образом, величина электромагнитного момента зависит от результирующего магнитного поля Ф и активной составляющей тока ротора.

На рис. 5.12 приведено пояснение влияния cosψ2 на величину электромагнитного момента: а) ψ2 = 0°, (cos ψ2 = 1); б) ψ2 = 90°, (cos ψ2 = 0).


Рис. 5.12.

Как следует из рис. 2.12а, если ψ2 = 0°, в создании электромагнитного момента участвуют все проводники обмотки ротора, т.е. момент имеет наибольшее значение. Если ψ2 = 90° (рис. 2.12 б), результирующая электромагнитная сила и момент равны нулю.

В режиме двигателя при изменении нагрузки на валу изменяется частота вращения ротора, что приводит к изменению скольжения, частоты тока ротора, индуктивного сопротивления ротора и cosψ2. В результате изменяется вращающий момент. На рис. 2.13 приведено пояснение влияния индуктивного сопротивления ротора на угол ψ2: а) при S=1 (пуск в ход); при S≤1 (после разгона). Наибольшие значения ЭДС и частота тока ротора имеют в момент пуска в ход, когда скольжение S=1. При этом f2 = f1, X2 >> R2, угол ψ2 близок к 90° (рис. 2.13 а).


Рис. 2.13

За счет малого cosψ2 в момент пуска в ход асинхронные двигатели имеют ограниченный пусковой момент. Кратность пускового момента (по сравнению с номинальным) у них составляет

Мпуск / Mн = 0,8 ÷ 1,8.

Причем большие цифры относятся к двигателям специальной конструкции с улучшенными пусковыми свойствами.

По мере разгона ротора двигателя частота тока ротора падает, уменьшается индуктивное сопротивление ротора Х2S и угол ψ2 уменьшается (рис. 2.13 б). Это приводит к увеличению вращающего момента и дальнейшему разгону двигателя.

Подставим в выражение для электромагнитного момента соотношения для I2, cosψ2 и Ф, полученные ранее:

, , .

Тогда

.

Используя соотношение

,

где: ктр – коэффициент трансформации асинхронной машины.

Выразим Е2 =E1 / ктр, а Е1 приравняем к напряжению U1, подведенному к обмотке статора (Е1≈U1). В результате получим другое выражение для электромагнитного момента, которое удобно использовать при анализе работы машины, при построении ее характеристик

. (*)

Из полученного выражения для электромагнитного момента следует, что он сильно зависит от подведенного напряжения (М ). При снижении, например, напряжения на 10%, электромагнитный момент снизится на 19% (М . Это является одним из недостатков асинхронных двигателей, так как приводит на производстве к снижению производительности труда и увеличению брака.