Вопрос 4. Место сотрудника правоохранительной деятельности в педагогической работе.
Педагогические аспекты имеются в деятельности всех категорий работников правоохранительных органов, ибо она сталкивает их с педагогическими реальностями жизни общества и граждан, других сотрудников, побуждает их так или иначе учитывать этот факт и обнажает собственные педагогические особенности, сказывающиеся на достигаемых результатах. Имеются четыре области соприкосновения профессиональной правоохранительной деятельности каждого специалиста с педагогикой.
Первая областьсоприкосновений, – имеющиеся во внешней среде явления педагогической реальности.Таковы всесоциально-педагогические факторы, к которым относятся все обстоятельства, события, условия, процессы и др., оказывающие какое-то влияние на педагогические системы, педагогические процессы, педагогические результаты и др. в правовой сфере, а через них и на состояние законности и правопорядка.
Вторая область соприкосновения, – возникающие при осуществлении правоохранительной деятельности проблемы и необходимость их решения на основе рекомендаций педагогики. Значительная часть правоохранительных проблем требует понимания сотрудником тех или иных явлений педагогической реальности: приходится применять убеждения, разъяснения, переубеждать, показывать пример, исправлять поступки и др. Всем своим видом и поведением сотрудники, кроме того, помимо своего желания, оказывают социально-педагогическое влияния на граждан.
Третья область соприкосновения – влияние на деятельность сотрудника и ее результаты его собственных педагогических особенностей – общей и профессиональной образованности, воспитанности, обученности и развитости. Эта зависимость очевидна и прямо пропорциональна: чем лучше подготовлен сотрудник, тем выше достигаемые им результаты и иначе быть не может.
Четвертая область соприкосновения – влияние на деятельность сотрудника и ее результаты профессионализма (образованности, обученности, воспитанности, развитости) других сотрудников и их групп, с которыми он взаимодействует и его собственное мастерство взаимодействия с ними.
Однако есть особенности в деятельности разных специалистов и ее требованиях к профессионально-педагогической подготовленности. По тесноте связи педагогики с задачами, условиями, действиями, методами деятельности выделяются три группы видов профессиональных деятельностей сотрудников-- специалистов правоохранительных органов, которые объективно требуют от них и разной профессионально-педагогической подготовленности.