Вопрос 3. Межпредметные связи педагогики
По мере увеличения запасов новых знаний, расширения сфер проникновения научной мысли в реальную жизнь происходит расширение отраслей педагогики.
В общепризнанный перечень педагогических наук принято включать следующие: общая педагогика, история педагогики, сравнительная педагогика, возрастная педагогика, лечебная педагогика, социальная педагогика, пенитенциарная педагогика, профессиональная педагогика, специальная (реабилитационная) педагогика, имеющая ряд отраслей:
§ сурдопедагогика – педагогика глухих и слабослышащих,
§ тифлопедагогика - педагогика слепых и слабовидящих,
§ олигофренопедагогика - педагогика умственно отсталых,
§ логопедия - наука о нарушениях речи и путях их преодоления.
Перечень не остается неизменным, постоянно пополняется в связи с дальнейшим развитием различных отраслей.
Рассмотрим межпредметные связи педагогики в деятельности сотрудников ОВД с другими науками.
Взаимосвязи с философией можно отнести к числу наиболее продуктивных факторов прогресса педагогической науки. В ней наука о воспитании находит прежде всего опорные методологические положения. Общими для философии и педагогики ОВД явились система взглядов на мир и место в нем человека, на место человека в обществе. Теория познания дает возможность, благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности и механизмы управления ею. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного, законы взаимосвязи и взаимозависимости, развития и др. помогают развитию педагогики в деятельности сотрудников ОВД[1].
Философия образования призвана дать обоснование существующей или предполагаемой системы обучения и воспитания сотрудников ОВД, определить ее основные качества, направления развития, выделить фундаментальные цели; философия образования нацелена на мировоззренческую и методологическую оформленность обучения сотрудника. В философии образования синтезируются взгляды разных наук – педагогики, истории педагогики в деятельности сотрудников ОВД, психологии, социологии, культурологии, этики, эстетики и др. Термин философия образования (философия, повернутая к образованию) включает в себя: научную педагогику (теорию образования), методологию педагогической науки, осмысление образования, инструмент анализа педагогической действительности. Педагогика связана с такими областями философии, как этика и эстетика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру. Весьма близкими научной педагогике являются психология, физиология, педиатрия и ряд других. Их методология, принципиальные подходы к подрастающему поколению тесно связаны с педагогикой и между собой, они взаимодействуют, взаимопроникают и взаимообогащают друг друга.
Взаимосвязь педагогики в деятельности сотрудников ОВД с педагогикой, психологией является традиционной. Первое - между этими науками существует тесная связь, определенная предметом: психология изучает законы развития психики человека, а педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека есть не что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности). Следовательно, оно не может осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями. Вторая важная причина – общность методов исследований педагогики и психологии. Многие научные инструменты психологического поиска служат решению собственно педагогических проблем (психометрия, парное сравнение, психологические тесты, психологические анкеты и др.). Связь педагогики и физиологии очень тесна. Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, функциональных систем, физиология раскрывает картину материально-энергетического развития человека. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием личности сотрудника ОВД являются закономерности функционирования высшей нервной деятельности. Валеология тесно связана с педагогикой, а также психологией, медициной. Объединившись с валеологией (от валео - здравствовать и логос - учение), педагогика может находить решение множества педагогических проблем и методов их устранения. Многообразны взаимосвязи педагогики и социологии. Будучи наукой об обществе как целостной системе, отдельных ее составляющих, о процессах функционирования и развития общества, социология в сферу своих исследований включает проблемы образования и воспитания, науку о них. Связана она и с экономикой, решая проблемы в сфере экономики. Отношения между педагогикой и экономическими науками наиболее значительны, так как экономическая политика государства во все времена была необходимым условием образования общества.
Образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих классов и партий в обществе. В силу этого она неразрывно связана с политологией. Однако наука педагогика стремится выявить условия и на основе их создать механизм становления субъекта политического сознания, возможность усвоения политических установок общества.
Новые возможности для осмысления процессов воспитания и обучения сотрудников раскрывает перед педагогикой кибернетика. Ее потенциал помогает педагогической науке разрабатывать закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом. К числу партнеров педагогической науки в соответствующих условиях можно отнести и многие другие науки: юриспруденцию, информатику, демографию, статистику, экологию, этнографию, историю, технические науки. Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками. Однако влияние философии и психологии остается доминирующим. Именно последние определяют основные пути развития педагогической науки.
Выводы по третьему вопросу.По мере увеличения запасов новых знаний, расширения сфер проникновения научной мысли в реальную жизнь происходит расширение отраслей педагогики. В настоящее время с педагогикой связаны более 12 наук, кроме того, мы с вами рассмотрели перечень педагогических наук, в который включают принято включать более 10 отраслей.
Отметим, что философия образования призвана дать обоснование существующей или предполагаемой системы обучения и воспитания сотрудников ОВД, определить ее основные качества, направления развития, выделить фундаментальные цели; философия образования нацелена на мировоззренческую и методологическую оформленность обучения сотрудника. В философии образования синтезируются взгляды разных наук – педагогики, истории педагогики в деятельности сотрудников ОВД, психологии, социологии, культурологии, этики, эстетики и др.